> Все книги

 «Израиль в Пустыне» Харри Виттакер

 

1. Пасха12. Завет

23. В марте

34. Начало обладания землей обетованной

2. Чермное море13. Завет (2)24. Мясо35. Валаам (1)
3. Освобождение Израиля как пророчество

14. Моисей и Иисус Навин на горе

25. Проказа Мариам36. Валаам (2)
4. Песнь Моисея15. Золотой телец26. Десять и два37. Валаам (3) Четыре его пророчества
5. Мерра16. Ходатайство27. Ропот и заступничество38. Ваал-Фегор

6. Ежедневная манна

17. Непрестанная неотступность

28. Божественное отвращение39. Война с Мадианитянами
7. Сокровенная манна18. Имя Господне29. Восстание Корея40. Рувим и Гад
8. Удар по скале

19. Скиния собрания

30. Жезл Аарона

41. Смерть Моисея

9. Живая вода

20. Намеренный грех

31. Грех Моисея 
10. Война с Амаликом21. Семьдесят помощников32. Смерть АаронаПеревод Игоря Сипягова  igor.sipiagov@mtu-net.ru
11. У Синая22. Надав  и Авиуд33. Змей на знамени  Наш адрес: info@hristadelfiane.org

  

11. У Синая

Исход 19

 

Это было совсем не далеко от Синая. Колена Израильские расположились на равнине среди холмов на расстоянии двух миль в длину и полу мили в ширину. Прямо перед ними круто вверх, величественно и неприступно возвышалась гора Синай.

Это было то самое место, где укрывался от закона Моисей, попавший сюда за неблагодарность народа, и нашедший здесь Ангельскую славу в несгораемом кусте (Исх.3,2). «Когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе», - сказал тогда Господь (Исх.3,12). Ныне произошло исполнение этого обетования.

Всё остальное, что записано в Исходе, в книге Левит и первых десяти главах книги Чисел, произошло здесь, на Синае.

 

Получение наставлений

Ангел Господень пригласил Моисея, чтобы вкратце передать ему то, что должно было вскоре случиться. Во-первых, народу нужно было строго-настрого приказать приготовиться к явлению Божию. Ему нужно было вымыть одежды и вести себя в соответствии с требуемой от них святостью. Ни одному из них нельзя было близко подходить к горе. А лучше всего, гору отгородить, чтобы к ней не приблизилось какое-нибудь не привязанное животное.

Последняя заповедь звучит довольно странно, если знать, что с этой стороны гора Синай у своего подножия очень обрывиста. Колена Израильские расположились на равнине, упиравшейся в сразу резко поднимающийся склон горы Синай. А потому разделительная черта между равниной и горой была очевидна всем.

Пока народ делал обязательные приготовления к третьему дню, Моисею было сказано еще раз подняться на гору, где Ангел Господень поручил ему исполнить, с точки зрения Моисея, совершенно излишнее – без промедленья еще раз напомнить народу не нарушать святости горы Божией.

В простоте сердечной Моисей попытался разубедить Ангела лица Божиего:

- Но они даже не думают делать что-нибудь подобное! Ведь им же уже было сказано об этом!

Удивительный человек! Он всегда был готов верить в лучшее по отношению к своим товарищам, которые неоднократно доказывали обратное.

А потому, однажды уже сказанное предупреждение прозвучало еще раз.

 

Явление Божие

Теперь пришло время случиться тому, ради чего и совершались все эти приготовления. В ожидании Моисей и весь народ из лагеря собрались у подножия горы, вершина которой, обычно упиравшаяся в голубое небо, теперь была покрыта густым темным облаком, напоминая дымящийся вулкан. Таких страшных молний, какие сейчас сверкали в сопровождении жуткого грома, никто никогда не видел. Это, пронизывающее ужасом каждую душу жуткое зрелище, казалось никогда не кончится. Ведь это не были обычные громы и молнии, ибо вместе с ними сотрясалась вся земля, а через грохот можно было явственно услышать еще и трубные звуки небесного оркестра. Трубы звучали все громче и громче, наводя ужас не только на народ, но и на самого Моисея.

 

Народ

Неописуемый ужас. У всего народа была только одна единственная мысль: как можно скорее бежать куда подальше от этой горы святости Божией. Ничего не соображая, все бросились кто куда, лишь бы подальше от великого явления Божественной силы.

Со временем все закончилось и народ смог вздохнуть с облегчением. Теперь ими обладала только одна мысль: никогда больше не видеть этого, никогда больше не слышать всех этих ужасов. Отсюда почти истерическое требование: Моисей, «говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть».

 

Образ Пятидесятницы

Итак, на пятидесятый день после Пасхи, освободившей их из Египетского рабства, Моисей вновь поднялся на гору «во мрак, где Бог».

Уже одно то, что Моисей, испытывая почти такой же ужас, как и весь народ, все-таки смог преодолеть его и войти во мрак пред лице Божие, говорит о редкой духовности этого человека. Народ бежал настолько далеко, насколько только мог убежать. Он же сознательно начал карабкаться, взбираясь к славе Божества.

Вдохновленный его смелостью, за ним полез и обычно робкий Аарон. Однако по мере приближения к жуткому мраку, он все-таки решил остановиться на достигнутом, оставив Моисея одного.

 

Десятословие

И там небесный глас произнес десять слов закона и устава, кратко и сжато излагавших то, чему следовало подчиняться народу в религиозной и повседневной жизни. Этим они должны были славить освободившего их Бога.

«Так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым»! Это должно было стать общим для всех – объединяющим народ законом.

Выведенные из Египта Божественным освобождением, охраняемые под сенью крыльев херувимов славы, теперь они оказались связаны заветом с Богом: вы «будете Моим уделом из всех народов, ибо моя вся земля».

 

Уникальный народ

Это означало уникальное положение Израиля во всей его истории, положение высокое и благословенное, положение достойное зависти всех прочих народов: «Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?» (Вт.4,7).

Однако такое положение влечет за собой и высокую ответственность. «Вы будете у Меня царством священников и народом святым».

Священник, как и весь Израиль, должен был научиться во всей полноте быть прообразом будущего, ибо он был призван исполнять две основные обязанности. Во-первых, быть посредником между Богом и людьми (Вт.18,5) и, во-вторых, учить народ закону Божию (Мал.2,7).

 

Израиль и народы

То, что Израиль должен был быть народом священников означало, что он должен был быть мессианским народом. Через них, без каких бы то ни было откровений свыше (если не считать смутных догадок, видимых в природе), всё остальное население земли должно было познать истинного Бога, верить Ему, поклоняться и повиноваться.

Это было тем идеалом, к которому здесь был призван Израиль, и к которому они, увы, никогда не смогли приблизиться. У Соломона была великолепная возможность исполнить задуманное Богом, но и он по своей эгоистичности не смог сделать этого. Наоборот, во все времена Израиль, как губка, впитывал и перенимал от окружающих его народов все самое худшее из их религий и их поведения. И во все времена они оставались закрыты в самих себе, упрямы и жестоковыйны. Ни одной евангелистической искорки в двух тысячелетиях!

Бог возложил на них также странную противоречивую задачу: «Вы будете у Меня… народом святым». А это означает отделение и полнейшую набожность. Впрочем, такая отрешенность не должна влиять на другие обязанности, ибо ничто так хорошо не предохраняет человека, или народ, от дурного влияния извне, чем крепкий благовествующий дух. Когда присутствует сильное желание обращать от зла к добру, истине и Богу, тогда опасность обратиться самому от добра ко злу минимальна.

Израиль же не справился ни с одной, из поставленных перед ним, задач.

 

Неисполненное намерение

Когда Моисей преподнес народу закон и завет, по которому все должны были теперь жить, они приняли всё это с удивительной готовностью. «Всё, что сказал Господь, исполним».

Еще дважды, пока было сильно воспоминание о страшном явлении Божества, звучало это торжественное обещание у Синая (гл.24,3,7). Но, увы, это было лишь внешней красивой позолотой. Прошло совсем немного времени и их внутреннее убожество вылезло на поверхность, исполнив Бога их негодованием, а пророка – отчаянием.

Пройдет время, и тогда небесное возмущение и отвращение будет вынуждено породить новый Израиль, во главе которого встанет Пророк, больше Моисея, которому будет подтвержден новый завет. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1Пет.2,9). Здесь каждое слово напоминает об исходе из Египта, но теперь уже нового Израиля, ведомого из рабства Пророком, подобным Моисею, «дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (в славу большую, чем на Синае). И здесь все та же обязанность – быть мессианским народом! И одновременно – святыми! Быть как пришельцы и странники, удаляясь «от плотских похотей, восстающих на душу».

И сегодня та же бесшабашная, разудалая готовность, «всё, что сказал Господь, исполним». Есть ли какая разница между теми и этим? Или и нас постигнет та же самая участь, что и их?

 

Примечания к Исх.19

Некоторые особенности этой главы говорят о том, что порядок стихов в ней мог быть нарушен.

а) Не должен ли ст.2 стоять перед ст.1?

б) Ст.6: «Вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым», - читается как предисловие к десяти заповедям. Хотя полностью уверенным быть в этом нельзя.

Ст.1

В третий месяц… в самый день[1], - должно означать, «в первый месяц».

Ст.3

К Богу. К Ангелу Господню (Деян.7,38).

Дому Иаковлеву (Ис.2,5,3).

Ст.4

Носил вас на орлиных крыльях. Ср. с Вт.32,11; Ис.63,9. Обратите внимание на параллели в Откр.12 с пережитым Израилем.

 

Откровение 12

Освобождение Израиля Моисеем

1. Дракон.

Египет (Иез.29,3; Пс.73,13,14; Ис.27,1; 51,9).

2. Жена, солнце, луна, звезды.

Израиль.

3. Младенец мужского пола, должен был погибнуть.

Указ фараона об уничтожении младенцев мужского пола (Исх.1,16).

4. Младенец восхищен к Богу.

Моисей на Синае.

5. Они победили Агнцем.

Освобождение через пасхального агнца.

6. Жена в пустыне.

Израиль в пустыне (Исх.19,1; Иез.20,35; Ос.2,14,19).

7. Питаема.

Манна.

8. Крылья большого орла (херувим из Откр.4,7).

Носил вас на орлиных крыльях (Исх.19,4; Вт.32,11).

9. Дракон преследовал жену.

Войско фараона гналось за Израилем.

10. Земля поглотила реку.

«Поглотила их земля» (Исх.15,2).

 

Ст.5

Будете Моим уделом (собственностью, драгоценностью). Это – собственность Царя (1Пар.29,3; Исх.19,3 – царство). См. также: Вт.7,6; 14,2; 26,18; Мал.3,17; 1Пет.2,9; Тит.2,14 (новый Израиль), а также: Мф.13,44; Деня.29,28; Еф.1,14; Исх.28,21; Ис. 62,3.

Ибо Моя вся земля. Пс.23,1; 1Кор.10,26,28. В Пс.23 обратите внимание на «гору Господню», «Боже Иакова», чистое сердце, «Царь славы». В Пс.24 тоже есть целый ряд намеков на Исх.32,34.

Ст.6

Царством священников. Упор на заповеди: Вт.4,6-8; Ис.43,21; 1Пет.2,5,9; Мк. 16,15; 1Кор.3,17; Откр.5,10; Ис.61,6.

Ст.8

Исполним. Ср. с Нав.24,16,19,21; Мф.26,35.

Ст.9

Густое облако. Буквально всё в явлении Божием при даче закона говорит о суде. При преображении было «светлое облако» (Мф.17,5).

Дабы слышал народ. Как и при преображении было облако и голос (Мф.17,5; см. также Ин.12,29, 30; ст.36 – в облаке?)

И поверил тебе навсегда. Что они утверждают и по сей день. Однако см. Ин.5, 46,47. Те, кто увидел в Иисусе облако славы Божией, поверил в Него навсегда.

Ст.10

Освяти его. В Евр.10,22 не только одежды, но и «тела». Напоминание о крещении?

Пусть вымоют одежды свои. В потоке, текущем с горы (Вт.9,21; Исх.17,6).

Ст.11

Сойдет Господь. Идиома явления Божия. «Взойти» - идиома окончания явления. Быт.11,5; 18,21; Исх.3,7,8; 34,5; Ис.64,1; Вт.30,12; Пс.17,10; Деян.7,34. И «взойти»: Быт.17,22; 35,13; Иез.11,23,24; Пс.46,6; 67,19. И также: Ис.7,11; Пр.30,4; Ин.6, 33,38,50,51,62.

Ст.12

Проведи для народа черту. Вполне посильная задача, ибо склон горы очень обрывист.

Противоположность Исх.24,9, после того как был заключен завет. Евр.12,18 – «гора осязаемая», под страхом смерти.

Ст.13

Люди и животные либо побиваемы камнями, либо застрелены стрелою. Смысл тот, что любой, приближавшийся к нарушителю постановления и сам становился нарушителем.

Ст.15

Не прикасайтесь к женам. Ср. с Зах.12,12. То же применимо и сегодня (1Кор.7,5).

Ст.16

Громы и проч. Глас Божий: Ин.12,29; Пс.28,3; 80,8; 1Цар.7,10; Ис.29,6. Семь громов Откровения.

Молнии. Очень часто ассоциируются с явлением Божественной славы: Иез.1,13,14 (объясняет Мф.24,27); Пс.17,15; 96,4; Зах.9,14; Мф.28,3; Откр.4,5; 8,5; 11,19; 16,18.

Трубный звук. Также признак присутствия Бога (или же Его Сына в славе Отчей): Лев.25,9; Пс.97,6; Мф.24,30; 1Фес.4,16; Откр.11,15,16; 1Кор.15,51,52. Или же ковчега, означавший также присутствие Божие: 1Пар.15,24,28; 16,6,42; Нав.6,4-20.

Ст.17

И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу. В ст.12 и в Евр.12,18 в переводе 70-ти употребляется слово, описывающее блуждание в темноте слепого. Ср. с Вт. 4,11. Можно предположить, что темное облако явления Бога покрыло весь лагерь, приведя народ в беспомощное состояние.

Ст.18

В переводе 70-ти (и некоторых других) этот стих звучит так: «И народ сильно трепетал». Не о том же ли говорится в Евр.12,21?

Ст.21

Не порываться видеть. Предупреждение против духа из 1Цар.6,19. Впрочем у Синая народ был сильно напуган. Однако эти слова Ангела можно понять так, как будто он не знал об этом.

Ст.22

Священники. Первенцы глав колен? Исх.24,5. До Лев.8 это было дозволено.

Ст.24

Да не порываются. В переводе 70-ти то же самое слово встречается в Мф.11,12 и Лк.16,16, тем самым подтверждая мысль, высказанную Иисусом о том, что нужно приложить усилия, дабы найти и удержать истинное учение.

 



[1] Слово «новолуния» не встречается нигде, кроме синодального перевода.