12-3 Ангел Гавриил

Тот факт, что в Ветхом Завете рассказывается об Ангеле, являвшим собой образ Иисуса Христа, похоже, большей частью был незамечен. Более того, в Ветхом Завете очень часто рассказывается об Ангелах делавших то же самое, что делал Сам Иисус.

“Камень”

В 1Кор 1,4 недвусмысленно сказано: “и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос”. Однако из Вт 32 видно, что этим “камнем”, или “скалой”, “твердыней”, был Ангел. “Имя Господа прославляю (намек на провозглашение Ангелом имени в Исх 34)... Он твердыня... Он нашел его (Израиль) в пустыне... Господь один водил его” (Вт 32,3,4,10,12). Все это делалось Ангелом. Израиль восставал и огорчал Ангела (Ис 63,10), “презрел твердыню спасения своего... забыл” Заступника своего (Вт 32,15,18). Еще об Ангеле, как о твердыне Израиля, говорится в Быт 49,24: “...[Бога] Иаковлева (Ангела)... Пастырь (Ангел в Ис 63,9-11) и твердыня Израилева”. Обратите так же внимание на то, что и Иисус является Пастырем и камнем как краеугольным, так и камнем преткновения.

Из 1Кор 10 понятно, что на “камень” нужно смотреть и понимать его не буквально, а духовно (о чем мы поговорим в гл 13), и что Утешителем был Ангел, являвшим собой Иисуса Христа, который был тем же Ангелом, что и в Ис 63, ведшим Израиль через пустыню. А потому становится понятным, почему в 1Кор 10 для образа Иисуса Христа Павел избрал “камень”, из которого истекало “духовное питье”, из чего видно, что Ангел-камень укреплял их не только духовно, но и физически. И эту мысль о духовном и буквальном укреплении Ангелом Израиля в пустыне, поддерживает сравнение Иисуса Христа манны со словом Божиим в Ин 6. А из Исх 29,42 видно, что это происходило в пустыне ежедневно, когда Ангел Господень вставал “пред дверями скинии собрания”, где и говорил с ними. Возможно, то же самое происходит и сегодня с теми, кто при помощи Ангелов, питается ежедневно манной слова Божия, о чем больше сказано в гл 8, “Ангелы и слово Божие”.

Вполне возможно, что искушение Израилем Христа в 1Кор 10,9, было тем же, что и в 1Кор 10,4: “и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос”. Искушением Христа, таким образом становится искушение камня дать воду. Камнем же (скалой, твердыней) назывался Ангел, который был с ними и он же был образом Христа, которого они искушали.

Несмотря на то, что этот Ангел Гавриил и был заменен Иисусом одесную Бога, похоже, что он все еще продолжает являть собой Иисуса Христа, будучи Ангелом среди семи светильников (ср. с Ангелом среди херувимов), подобным “Сыну Человеческому” (Откр 1,13) - т.е. он не был Самим Сыном Человеческим. Точно так же и Ангел-Утешитель (см. ниже, возможно тот же самый Ангел) являет собой Иисуса так, что его нахождение среди учеников заменяло им присутствие Христово (именно по этой причине об Утешителе говорится как о личности). Видение из Откр 1 очень сильно напоминает видение из Дан 10, ну, а если видение из Откр 1 рассказывает об Ангеле, тогда и Дан 10 тоже. Сутью видения Даниила была его молитва о помощи против тех, кто мешал восстановлению Иерусалима и Израиля. В ответ на его молитву ему было дано видение сильным Ангелом, которого Даниил называет “одним мужем” (Дан 10,5). Когда Ангел приходит к нему и говорит, что он, несмотря на препятствия, все же пришел чтобы ответить на его молитвы, Даниил называет его “тем человеческим обликом” (Дан 10,18), тем самым, возможно, желая сказать, что это был тот же самый Ангел, которого он видел и раньше, но не в столь благоговейном облике.

В Ис 9 перечисляются имена, которыми должен был называться Иисус (после Своего вознесения - Флп 2,9 и т.д.), среди которых (ст 6) есть и имя “Бог крепкий” - “Эль Гиббор”, что равносильно имени “Гавриил”. А потому, разве не говорит это о том, что Иисус Христос, после Своего вознесения, занял место Ангела Гавриила, который до этого был Его образом, а возможно, и Ангелом-хранителем? Возможно, что из этого следует, что и мы, после своего прославления займем места наших Ангелов-хранителей. В Ис 9,6 Иисус так же еще называется “Чудным”, или же именем еще одного Ангела (Суд 13,18; или это еще одно из имен Ангела Гавриила?) А потому получается, что Иисус, после своего превознесения выше всех Ангелов, как о том написано в Евр 1, стал именоваться всеми Ангельскими именами, точно так же, как и именем Самого Господа Бога.