"ЖИЗНЬ ИИСУСА"  Мелва Пуркис.

Первый прокажённый Прощение грехов Призвание Матфея Господин субботы Двенадцать Апостолов Блаженства
Закон любви Господь Жизни Послание из темницы Фарисей Симон  Последовательницы Учение в притчах
Буря на озере В Гергесе Край одежды Его Дарующий зрение Смерть Крестителя Насыщение 5000
Хлеб Жизни Крохи с господнего стола Насыщение других овец Закваска Ты - Христос "Хорошо нам быть здесь"
"Помоги моему неверию" "За меня и за себя" человек не говорил так как Этот Первый камень "И видел ты его" На пути в Иерусалим
"Кто мой ближний" Внешность чаши "Если не покаетесь" Мария. Благая часть "Где крестил Иоанн" "Когда он был ещё далеко"
"Господь здесь и зовёт тебя" "Где же девять?" Он отошёл с печалью "Закхей! сойди скорее "Она сделала, что смогла" "Царь твой грядёт"
"Какою властью?" "Кесарево кесарю, а..." "Нам хочется видеть Иисуса" Любовь до конца "Очень желал я" Гефсимания
Перед Каиафой Перед Пилатом Лобное место Третий день "Мир вам" Вознесение

ПРИЗВАНИЕ МАТФЕЯ (Мф 9:9-17; Мк 2:13-22; Лк 5:27-29)

В Капернауме Иисус провёл большую часть времени в доме у озера, где Он исцелял больных и учил отовсюду приходивших к Нему людей. Однажды Он проходил мимо таможни, расположенной на стратегическом пункте за пределами города, где по побережью Галилейского моря проходил знаменитый "приморский путь". Возглавлял этот таможенный пункт всеми ненавидимый иудей по имени Матфей. Все иудеи, обслуживающие римские интересы в Палестине, были презираемы большинством своих соотечественников, но особенно класс сборщиков налогов, к которому принадлежал Матфей. В то время существовали две категории чиновников, занимавшихся сбором денег для оккупационных властей. Простые сборщики отвечали за обычные налоги, но таможенные чиновники несли прямую ответственность перед римским правительством за сбор пошлин с экспорта и импорта. Они взимали пошлину с пользователей дорог и мостов, с владельцев лодок, пользовавшихся портовыми сооружениями, и с купцов, торговавших на рынках. Путешественники, въезжавшие в Капернаум или выезжавшие из него, вынуждены были останавливаться у таможни, разгружать своих мулов и ослов и раскладывать свои товары перед бдительным таможенным чиновником, который в зависимости от вида товара требовал от 2,5 до 12,5 процентов пошлины. Поэтому не приходится удивляться, что эти чиновники имели массу возможностей для вымогания взяток. Вне всякого сомнения, большинство из них использовало всевозможные способы для быстрого обогащения. Они злоупотребляли своей властью, пользуясь покровительством состоятельных семей, которым они обеспечивали неприкосновенность, коей были лишены бедные люди. Следует заметить, что книжники и фарисеи особенно ненавидели сборщиков налогов. Поневоле они были обязаны допускать их в синагоги, но при этом они не упускали ни одного случая, чтобы выразить им своё отвращение и презрение. А если какой-либо служитель синагоги поддавался искушению улучшить своё благосостояние, вступив в сговор со сборщиком налогов, он немедленно отстранялся от своей должности.
Сидя по целым дням у таможни, Матфей, конечно же, немало слышал об Иисусе. Он видел медленно идущие процессии, двигавшиеся по широкой вымощенной дороге по направлению к Капернауму. В них можно было увидеть людей совершенно разных сословий: от бездомных нищих скитальцев до впечатляющих караванов богачей с их слугами. Он видел больных, хромых и слепых, которых несли или вели к тому месту, где проповедовал Иисус. Озеро постоянно пересекали корабли, которые перевозили группы людей, желавших присоединиться к толпе, он отвечал на бесчисленные волнующие вопросы о местонахождении пророка. Вне всякого сомнения, он был знаком с Петром и Андреем, Иаковом и Иоанном и слышал, удивляясь, но относясь к этому с пониманием, что они оставили свои дома и работу и стали учениками пророка Иисуса.
Порою бывали случаи, когда Иисус, проходя вдоль берега, останавливался, чтобы совершить исцеления и прочитать проповедь в пределах видимости и слышимости Матфея. Между делом он слушал исходившие из уст Иисуса слова благодати и видел, как бледные лица больных начинали пылать здоровьем после прикосновения Его рук, а беснующиеся сумасшедшие обретали покой и радость после произнесённых Им слов. Его сильно поразил контраст между учением Иисуса и однообразными скучными проповедями книжников, а также то, что Иисус служил самым незначительным и самым презираемым людям, от которых шарахались книжники. Увиденное и услышанное пробудило в нём надежду, что у этого пророка он, всеми презираемый и отверженный, найдёт сочувствие и понимание. Благодаря своему особому положению Матфей один из первых понял, что не всё было гладко в отношениях Иисуса с религиозными вождями в Капернауме. А поскольку они были и его врагами, он чувствовал братскую солидарность с этим милостивым учителем.
Очень возможно, что постепенно и ещё не осознанно Матфей становился учеником Иисуса, но таким учеником, который никогда не выказывал Учителю свою преданность и не наделся снискать расположения у Господа, на Которого он смотрел с всё большим благоговением. Но в это утро Иисус, проходя мимо таможни, остановился и Его тень упала на стол Матфея. Подняв голову, Матфей увидел глаза, пылавшие жаром несказанной любви, в которых он уже прочёл то, что чуть позже сказал ему Иисус: "Следуй за Мною". И человек, ставший за многие годы равнодушным к любым словам и умоляющим взглядам, теперь оставил пергаментные свитки и ящик с деньгами в придорожной будке, чтобы стать сначала учеником, а затем Апостолом. Чиновник, столь долго налагавший дополнительное ярмо на людей, теперь входил в ближайшее окружение Того, Чьим делом жизни было их духовное возрождение. Матфей был грамотным человеком, но доселе его пером, которым он делал записи о доходах в учётной книге, руководила лишь жажда наживы. Однако, теперь, вдохновлённый Святым Духом, он начал писать новый отчёт об извечных замыслах Отца, ныне раскрытых в жизни и словах Его возлюбленного Сына.
Призвание Матфея является поразительным примером полного пренебрежения, с которым Иисус относился к общественному мнению. Оно также демонстрирует последовательность Его курса, который с человеческой точки зрения не мог принести Ему ничего, кроме вреда. Вне всякого сомнения, впечатляющий выбор Матфея Иисусом привёл к падению авторитета Господа в глазах народа и к ужесточению Его конфликта с книжниками и фарисеями. С общепринятой точки зрения было бы разумным сохранить популярность среди людей и устранить неприязнь религиозных вождей, отвергнув Матфея и приняв книжника, который был готов идти за Иисусом, куда бы Он ни пошёл. Но Иисус смотрел в будущее. Он знал, что Его деятельность только начинается и до завершения Его земного служения ещё далеко. Поэтому Он в Своих решениях исходил из видения будущего, а не только из соображений настоящего времени. В отличие от призвания других учеников призвание Матфея было самым неприемлемым для народа. Только после долгого общения с Иисусом мы можем справедливо судить, осознав, что видимые понятия являются преходящими, а невидимые ¾ вечными.
Судя по большому пиршеству, устроенному Матфеем у себя дома после своего призвания, он был довольно состоятельным человеком. Этот его жест даёт нам некоторое понятие о его характере, поскольку гости, приглашённые им на встречу с Иисусом, были сборщиками налогов. Пир был устроен им в знак прощания со старой жизнью и начала жизни новой. Это означало конец обеспеченной жизни и начало бедности и лишений. Но он вскоре понял, что на самом деле всё было наоборот и, надо думать, хотел, чтобы его прежние друзья пришли к тому же выводу после встречи с Господом.
Иисус с радостью принял это выражение благодарности и пришёл на пир, зная за какие средства он устроен и о профессии присутствующих на нём гостей. В отличие от других Он всегда судил о людях по состоянию их души. Это событие не осталось незамеченным книжниками и фарисеями. С хитростью, показывающей их невысокое мнение об учениках Иисуса, они подошли к ним, чтобы посеять в их умах смятение, зная о масштабе того вреда, который они смогут Ему этим нанести. "Для чего Учитель ваш ест и пьёт с мытарями и грешниками". Но господь не позволил, чтобы Его ещё несмышленые ученики поддались на провокацию этих людей. Он и ныне поступает так, как тогда, вмешиваясь в различные кризисные ситуации, возникающие из-за гонений и других трудностей. И мы благодарны Его врагам не за их противодействие, но за то, что они дали Иисусу возможность произнести от имени Своих учеников столь великие слова. Сказанные Им в защиту отверженных слова являются самыми замечательными из всех, Им произнесённых. Они преисполнены небесного величия и высочайшего пафоса. Никто не может показать характер человека лучше, чем его враги. И здесь, так же, как и в других случаях, величие и совершенство Христа сияют, как яркие лучи солнца, когда Он отвечает этим хмурым и недружелюбным людям, которые желают только Его унижения. Из-за своей слепоты и извращённости они решили ввести в искушение Его учеников. С простотой и достоинством Он убеждал их, что это именно то место, где Ему надлежит быть. Он был врачом, а грош цена тому врачу, который проводит время среди здоровых. Ему надлежит быть со своими пациентами, и чем тяжелее их болезнь, тем чаще он должен к ним ходить, и тем дольше с ними оставаться. Его ответ на искушение является также обвинением самих искусителей. Иисус фактически назвал плохими врачами тех, на ком лежала ответственность за здоровье их пациентов. Вместо того, чтобы укреплять слабых, они избегали нуждавшихся в помощи людей из страха от них заразиться. Однако, те, кто вдумчиво проанализирует ответ Иисуса, найдут в нём нечто большее, чем сказано выше. В нём сокрыто истинное значение Его работы по исцелению больных. Все люди согрешили перед Богом и достойны смерти. По Своей милости вечно сущий Отец дал ему другое имя, назвав его болезнью. Эту смертельную болезнь может излечить только Врач, Который пришёл от Бога. После описания исцеления тёщи Петра Матфей добавляет: "Да сбудется речённое через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понёс болезни". Однако, избавление ещё не было полным, пока Бог не скрепил его печатью, коей были раны Его возлюбленного Сына.
Иисус был бдительным и не принимал постулаты вопрошавших Его книжников и фарисеев, которые считали себя праведниками. "Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию". Цель Иисуса, с которой Он привёл цитату из книги пророка Осии, будет нам понятной, если мы тоже пойдём и научимся, что это значит. Это послание пророка, как и другие подобные послания, было напоминанием Израилю о его болезни и предупреждением о наказании, а также надеждой на возрождение, которое в конце концов станет явью по Божьей милости. Это сделает никто иной, как Бог Израилев, ибо велика Его любовь и доброта. Таким образом Дух говорит через Осию, что Ассур уже не будет спасать их, но спасение всё же придёт. К пророку пришли следующие слова: "Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой отвратился от них". В шестой главе книги пророка Осии, где нам представлено видение Нового Завета, когда Божья милость будет явлена Израилю, с поразительно точностью говорится о смерти и воскресении Мессии, а также о том, что этому должно предшествовать покаяние Израиля. И только тогда Бог сможет исцелить его народ. "Пойдём и возвратимся к Господу! Ибо Он уязвил — Он и исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны".
Если бы книжники и фарисеи последовали указаниям Господа и подумали над Его словами, обращёнными непосредственно к ним, они бы поняли, что имеют огромную нужду во Враче. Они нуждались в Нём наибольше, ибо их болезнь была более тяжкой, нежели у сборщиков налогов, а причиной её было их неверие.
За столкновением Иисуса со служителями местной синагоги последовало вмешательство учеников Иоанна Крестителя. Возможно, заданный ими вопрос был спровоцирован фарисеями. Брошенный ими вызов говорит об их близости к этой религиозной группе. "Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?" Иисус привёл блестящую аналогию со словами их собственного учителя, которые все они хорошо помнили, потому что их часто повторял ныне томящийся в тюрьме пророк. "Вы сами мне свидетели в том, что я сказал; я не Христос, но я послан перед Ним. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха". Иисус отождествлял со словами Иоанна Себя. Именно Он был Женихом, а Его ученики с радостью Его признали, но так как Он постоянно пребывал с ними, нужно было радоваться, а не поститься. Тем более, свадебного пира ещё не было, после которого Жених должен будет оставить их одних, и тогда для них наступит время печали и поста.
Иисус подкрепил Свои аргументы двумя метафорическими притчами об одежде и вине. "Никто, ¾ сказал Он, ¾ к ветхой одежде не приставляет заплаты из набеленной ткани". Церемониальный пост фарисеев и учеников Иоанна был частью старой системы, которая была на грани развала. После пришествия Жениха она была аннулирована, ибо Он пришёл, чтобы освятить новый и живой путь. Изношенную до крайности одежду также невозможно восстановить. Пришитая к ней заплата из нового материала лишь подчёркивает её ветхость.
А затем по Своему обыкновению Иисус сменил образ и проиллюстрировал глубину сказанной Им истины ещё более ярко. "Не вливают также вина молодого в мехи ветхие. Одежда показывает лишь внешнюю сторону проблемы, и посему Иисус обратился к тому, что влияет на внутренне состояние человека. Его служение было от Бога и поэтому, как Врач и Жених, Он должен был устранить наследие смерти и даровать людям вечную жизнь. Однако, этот великий дар нельзя получить в этой скоротечной и мрачной жизни. Переход от одной к другой является медленным и мучительным. Иисус точно подметил, что люди не горят желанием начать новую жизнь, они утверждают, что старая лучше. Плотские делания неотвратимо влияют на естественные наклонности человека, но когда в нашу жизнь входит Христос, к нам, как яркий луч света, приходит осознание, что плоть не пользует нимало, а Его слова есть дух и жизнь. Таким образом в этой притче Иисус фактически предвосхищает следующие слова великого Апостола язычников: "Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое".