1 Жизнь Иисуса Навина || 2 Повиновение закону || 3 Давление со стороны || 4 Иисус Навин - пример для нас || 5 Иисус Навин – возможный Мессия? || 6 Иисус Навин и имя Божие || 7 Раав и падение Иерихона

7 Раав и падение Иерихона

Соглядатаи были посланы “тайно” (Нав 2,1). Уверен, когда около 40 лет назад посылались 12 соглядатаев, то это было явным признаком неверия, ибо перед Израилем шел Ангел Господень, исследуя для них землю, да и Сам Яхве говорил им насколько хороша земля, в которую Он вел их. Возможно, слово “тайно” употребляется здесь потому, что это было не слишком высоко духовным решением, и что Иисус Навин каким-то образом ощущал это. Соглядатаи вошли в город под вечер, после чего ворота были закрыты. Чужестранцы в таких местах всегда привлекают внимание, не говоря уж о том, что город находился в опасности от нападения Евреев. Да и речь с акцентом должна была выдавать этих двух соглядатаев. Если верить Нав 2, то они, похоже, вошли в город в сумерки, ворота были закрыты, а они стояли на улице под косыми и подозрительными взглядами местного населения. Что им было делать? Чтобы скрыться от любопытных глаз, они нырнули в ближайший, находившийся у ворот, бордель. В те времена, как и сегодня, подобные места часто посещали “туристы”. Можно представить себе, как они входят в дом, где их встречает “мадам” дома обычным вопросом: “Чем могу служить?” Этот дежурный вопрос был вроде вопроса, который доктор задает больному: “Как Вы себя сегодня чувствуете?” Раав была сообразительной женщиной, часто общавшейся с чужеземцами, и, конечно же, знающей свое дело. После короткого разговора ей уже было понятно, с кем она имеет дело. Примерно через час беседы, соглядатаи поняли, что они раскрыты, и что попали в западню за стенами этого города, а потому им ничего не оставалось, как сдаться на милость Раав.

Во всей этой истории много непонятного. Эти люди “остались ночевать” у Раав (Нав 2,1), однако на еврейском языке это слово, как правило, переводится “лежать”, “спать”, а часто и в смысле “переспать” с кем-то. Соглядатаи, скорее всего, просто спали в ее доме, но почему для этого было выбрано именно это еврейское слово, и в особенности, когда речь идет о блуднице и ее доме? И хотя я не думаю, что соглядатаи переспали с Раав, все равно не понятно, почему здесь употребляется именно это, а не другое, слово. Эта двусмыслица – не спроста. Соглядатаи и их благовестие были приняты Раав с миром (Евр 11,31), и это было делом веры, которым она оправдалась (Иак 2,25).

Нужно сказать, что в книге Иисуса Навина очень много места уделяется слабости Израиля, ибо земля не была полностью наследована, а о самом Иисусе говорится как о духовно слабом человеке, который далеко не во всем следовал по стопам Моисея. Раав поверила именно тому, во что не смог уверовать Израиль. Соглядатаи были посланы Иисусом Навином тайно без одобрения Господом Богом, ибо Он обещал, что Сам пойдет перед Израилем, и что Сам будет сражаться за него… И все-таки Бог не оставил и не пренебрег их. Более того, Господь Бог даже воспользовался слабостью соглядатаев, которые вошли в бордель и “спали” с мадам – воспользовался для того, чтобы спасти ее и ее семью и жизни двух соглядатаем, используя человеческие слабости для прославления Бога Израилева. Чуть позже мы поговорим о том, что Раав поверила в то, что было сказано Моисеем и его законом, однако откуда эта Иерихонская блудница могла узнать о том, что говорил Моисей, и что было написано в его законе? Скорее всего от своих посетителей, от путешественников, видевших и слышавших что-то, и рассказывавших ей об этом. А это должно быть огромным утешением для всех грешников, ибо Господь Бог даже через грех прославляет Себя и не оставляет людей из-за их слабостей.

В Евр 11,31 сказано: “Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными”. Вера Раав была верой в благодать Божию, ибо Раав принадлежала к Аморреям, с которыми по закону Моисееву нельзя было заключать союза, нельзя было щадить их… им полагалась исключительно смерть (ср. с Вт 7,2). У Раав же хватило духа потребовать, чтобы с нею был заключен договор, по которому бы ей и ее дому была оказана милость – широко распространенное слово при заключении союза (ср. “сделаете милость” из Нав 2,12 с 1Цар 20,8). И соглядатаи заключили с ней завет. Для милости, как и для любви, всегда найдется место. Не стоит также забывать и о том, что ей было хорошо известно все то, что Евреи сделали со своими врагами по пути к Иерихону, и что она, похоже, подразумевала заповедь Моисея беспощадно полностью поразить жителей земли, не заключая с ними никаких союзов (Вт 2,32-37; 7,1-5; 20,16-18). Когда Раав говорила, что она знает, “что Господь отдал землю сию вам” (Нав 2,9), то она слово в слово повторила то, о чем не раз сказано во Второзаконии об обетовании Богом Ханаанских земель. Слова Раав, “ибо вы навели на нас ужас”, также являются повторением сказанного в Исх 15,16; 23,27, говоря о том же самом “ужасе”. Раав говорит, что ее народ, что “все жители земли сей пришли от вас в робость”, повторяя то же самое еврейское слово, которое в Исх 15,15 говорит об “унынии” жителей Ханаана из-за Израиля. И, зная обо всем этом, она требовала невозможного, она просила сделать для нее исключение, заключив с ней союз. Когда она говорила, что “мы слышали” об исходе Израиля (Нав 2,10), то, возможно, подразумевала пророчество из Исх 15,14: “Услышав об этом, устрашатся другие народы” (современный перевод). А если так, то она говорила о том, что они действительно “слышали” о том, какую песнь воспел Моисей, а потому и на самом деле устрашились. Поиск Бога всегда в этой жизни является стремлением к недосягаемому, но это-то как раз и есть то, что мы делаем. Духовная дерзость, подобная дерзости Раав, возвышает нас над трясиной заурядности, которая поглощает почти всю человеческую жизнь под этим солнцем.

Свидетельство Раав

Раав было сказано привязать червленую веревку к окну, “когда мы придем в эту землю” (Нав 2,18), она же привязала ее сразу после ухода соглядатаев – как будто она понимала, что ее земля уже находится в руках Израиля (Нав 2,21). Принимая во внимание то, что весь город дивился тому, как это соглядатаям удалось скрыться, на нее первой неизбежно должно было пасть подозрение, да и веревка, свисающая из окна, выдавала то, каким путем им удалось скрыться. В любом случае было большой глупостью вывешивать сразу же червленую веревку (Нав 2,21). В ее положении это было не только глупостью, но и весьма опасным делом. Впрочем, радость от слышания благовестия Христова делает нас безумцами ради Него. Однако, можно ли то же самое сказать и в наш постмодернистский век? Когда вы в последний раз совершали какое-нибудь безрассудство в человеческих глазах от радости слышания благовестия? Из Евр 11,31 можно сделать вывод, что Раав проповедовала людям услышанное от соглядатаев благовестие, ибо богодухновенное слово утверждает, что она не погибла с “неверными”, то есть, с теми, кто не поверил, кто не захотел верить. А чему жители Иерихона не хотели верить, ведь к ним не обращались ни Моисей, ни Иисус Навин? А это значит, что им благовествовала Раав, призывая покаяться и, так же как она, принять Бога Израилева, положившись на Его милость. Как бы там ни было, но в любом случае, она, будучи блудницей, а потому и живя отдельно от остальных членов семьи, пошла в свой родной дом и проповедовала своим родным, дабы спасти их, приведя в свой отверженный дом.

Само собой, возникает естественный вопрос, почему жители Иерихона не убили Раав, когда она открыто проповедовала им Бога Израилева? В древнем законе Хаммурапи записано: “Если преступники укроются у содержательницы дома (например, у блудницы) и она не выдаст (их властям), то эта содержательница должна умереть” (S.R. Driver and J.C. Miles, The Babylonian Laws [Oxford: Clarendon, 1956], 2:45). Возможно, она находилась в таком социально униженном положении, что причислялась к касте неприкасаемых, или же на нее смотрели как на сумасшедшую. Возможно, что бывшие ее клиенты вместе с городскими властями решили, что лучше оставить ее вместе с ее религией в покое, нежели вытаскивать из ее глаз какие-то там бревна. Но, как бы там ни было, это все равно остается чудом, что она не была убита за свое свидетельствование. Так или иначе, но она все равно рисковала жизнью. Если такие люди, как Раав, мало чего зная и слыша о Евангелии, начинают рисковать жизнью благовествуя… то как нужно благовествовать нам, знающими и верящим благовестию? Помогать деньгами благовествующим? Рисковать жизнью, здоровьем, удобствами в путешествиях? Рисковать потерять работу или лишиться семьи из-за проповедования сотрудникам и родным?…

Наши знания Евангелия Царства намного превосходят знания Раав, которая нахваталась их от своих посетителей и примерно одного, хотя и напряженного, часового разговора с соглядатаями, прежде чем решила, верит она или нет. И если этого было достаточно для того, чтобы она сделал то, что она сделала… то что говорить о нас?

Следование за Ангелом

После своего крещения в Чермном море Израиль должен был следовать за Ангелом, а это значит, что и мы следуем за тем же Ангелом по пути, по которому он ведет нас, и завоевание Иерихона является классическим примером того, что значит следовать за ним. В Нав 5,13 говорится об Ангеле, “вожде” воинства Иеговы, явившегося пред Иисусом, вожде земного воинства Божия, представшего непосредственно “пред ним”. Очевидно, что тем самым Иисусу было дано понять, что точно такое же количество Ангелов предстоит пред престолом Господа на небе – точно так же, как и у каждого из нас есть свой Ангел, являющий нас пред престолом Божиим. А заодно, обратите внимание на то, что ответил Ангел Иисусу на его вопрос, “наш ли ты, или из неприятелей наших?” Богу не интересны чисто человеческие взгляды и представления, Он не демонизирует одних и не прославляет других, как это обычно делают люди. В ответ Ангел просто сказал, что он является вождем воинства Господня, а значит тем самым и являет Его людям (Нав 5,14). Верующим очень свойственно демонизировать своих противников, утверждая, что если Бог с ними, а не с их противниками, то Он тогда, не любит их, только потому, что любит их самих. Истинному же Богу и Его служителям Ангелам, далеко не свойственен такой примитивизм разделения на “своих” и “чужих”.

Следование за Ангелом было, в некотором смысле, излишней заповедью, ибо Господь Бог уже постановил отдать Иерихон Израилю, а потому ему оставалось всего лишь пойти и овладеть им. Для нас столько было подготовлено побед в перспективе, и это несмотря на нашу врожденную духовную слабость, привычки и препятствия, которые нам кажутся непреодолимыми. Израилю нужно было следовать за ковчегом завета, который был образом присутствия Божия (ср. Нав 6,1 с Нав 6,7). Народ должен был войти в Иерихон “каждый с своей стороны” (Нав 6,4,19), точно так же, как и херувимы, которые шли “в ту сторону, которая пред лицем его” (Иез 1,8-12). А как те, так и другие следовали за Ангелом.

Команда “воскликнуть” была дана как утверждение веры Израиля в то, что Иерихон уже был предан им их Богом, да и еврейское слово, переведенное здесь как “воскликнуть”, как правило, является победным криком радости. Точно такое же “восклицание” упоминается в Пс 59,10 и в Пс 107,10. Та же самая мысль о победном крике народа Божия при взятии города видна и в Иер 50,15: “Поднимите крик против него со всех сторон (ср. с Иерихоном); он подал руку свою; пали твердыни его, рушились стены его” (Иерихона). Это сказано о грядущей победе нас над Вавилоном, таким образом проводя яркое сравнение его падения, которое станет возможным благодаря вере тех, кто живет а наши последние дни, и которым выпадет честь увидеть его разрушение. Обратите внимание на то, что буквальный Вавилон пал благодаря водам высушенной реки, из-за того, что его стены оказались бесполезны – точно так же, как то произошло и со стенами Иерихона. Точно так же и в 1Кор 3,12-15 все верующие уподобляются какому-то материалу, которому предстоит пройти через огонь суда, а это так же явный намек на Иерихон, который был предан огню, через который прошли и были спасены только такие драгоценности, как Раав и ее семья. Так что получается, что Раав и ее семья становится образом всех верующих.

Божий замысел сражения

Все, что касалось замысла сражения, с человеческой точки зрения, было глупостью, ибо должно было научить как ветхий, так и новый Израиль тому, что победа приходит только к тем, кто следует путями Божиими, которые по мнению людей являются юродством.

Перед сражением все воины были обрезаны (Нав 5,2), а по Библейскому рассказу о Сихеме известно, что после обрезания люди себя чувствуют ослабленными. Здесь же обрезание было сделано за неделю-две перед сражением. Манна перестала падать перед сражением за Иерихон (Нав 5,12). Людям должно быть не хватало еды, так как они питались “произведениями земли”, от которых они основательно отвыкли за 40 лет! Обхождение города по семь раз на дню, было утомительным занятием, да и само это обхождение не должно было произвести на врагов никакого ошеломляющего действия. Как и запланированное нападение на город во второй половине дня, было явно неудачным замыслом (с человеческой точки зрения!) Однако все это было сделано для того, чтобы научить народ Божий, что для Его победы людям также нужно приложить усилия (чему был наставлен и Гедеон).

Нав 6,9: “Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до [того] дня, доколе я не скажу вам: "воскликните!" и тогда воскликните”. Из этого можно предположить, что народу не был известен замысел сражений – от них требовалось всего лишь каждый день молча обходить город без каких бы то ни было последствий. Целых шесть дней повеления “воскликнуть” не давалось Иисусом. Все эти обстоятельства должны были повлиять на укрепление веры. И опять-таки, с человеческой точки зрения, это было безумством. В Евр 11,30 обхождение города связывается с верой: “Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении”.

Вполне возможно, что 2Кор 10,4-5 писалось с мыслью о негодности с человеческой точки зрения замысла взятия Иерихона: “Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу”. И нам ничего не остается другого, как только представить себя на месте тех Израильтян, которые обходили Иерихон полагаясь не на свои силы, а исключительно с верой в то, что Бог предаст им этот город.

У каждого из нас есть свой Иерихон (вредные привычки, устоявшийся образ мышления…) стены которого кажутся неприступными.

Само собой, что переход через Чермное море должен был так же преподать Израилю то же самое наставление, как и падение стен Иерихона. Дом Раав отличался от других тем, что из его окна свисала червленая веревка – как и кровь пасхального агнца, которой были окроплены перекладины и оба косяка дверей домов Израильтян в Египте. Молчание народа при обходе города должно было напоминать о молчании (спокойствии – то же самое еврейское слово; см. церковнославянский) из Исх 14,14, когда народ получил уверения, что “Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны”. Сравните повеление соблюдать молчание пока Яхве борется с общепринятыми воинственными криками при сближении древних воинов со своими противниками. Все человеческие обычаи, вся человеческая мудрость, короче, все то, что считается вполне естественным для человека, были намеренно противопоставлены полным молчанием… пока Господь Бог боролся за них.

Незаслуженные благословения

Очень часто в повествовании Библии бросается в глаза то, что народ Божий далеко не всегда поступает так, как было в идеале задумано Господом Богом, а Он все равно дарует им победу. Хотелось бы знать, не говорят ли слова, “таким образом ковчег [завета] Господня пошел вокруг города и обошел однажды” (Нав 6,10), о том, что “все способные к войне” не захотели в первый раз обойти город и ковчег завета “обошел” город без них? Народ должен был воскликнуть, когда затрубят трубами, однако скорее всего они, наподобие детишек в школе, кричали и трубили на протяжении всей этой недели (Нав 6,19,8).

Так же сравните приведенные выше доказательства проповедования Раав благовестия соглядатаев с договором, заключенным с ней: “если же ты откроешь сие наше дело, то мы также свободны будем от клятвы твоей, которою ты нас закляла” (Нав 2,20). Благовествуя жителям города, она “открыла” их дело, однако договор остался в силе. Само собой это соглашение было заключено, дабы обезопасить прежде всего соглядатаев, без учета планов Раав, решившейся во всем положиться на милость Божию. И это еще раз говорит о крепости ее веры и далеко идущих духовных целях. И все это, как нельзя лучше, вписывает с канву книги Иисуса Навина, в которой говорится о том, что Израилю была дана земля, а Ефрему и Манассии возможность вернуться на восточный берег Иордана, несмотря на то, что они не повиновались Господу Богу во всем до конца и не изгнали всех жителей земли. Если взять переход через Чермное море за образ крещения, а путь по пустыне за образ испытаний в этой жизни на пути в обетованную землю (1Кор 10,1-3), тогда вход в обетованную землю становится образом входа в Царство… которое возможно исключительно благодаря благодати Божией, несмотря на все наши неурядицы, неповиновения, грехи и падения, в которых виновны все мы.

И все-таки, если верить Евр 11,30 стены Иерихонские пали верою. Чьею и какой верой? Была ли вера Иисуса Навина вменена всему народу? Или же их слабая вера, их надежда на лучшее, была вменена по милости Божией им как настоящая, истинная вера?