> Все книги  >

> Оглавление  >

" Женщины в жизни Иисуса" Данкан Хистер


5-7 Мария Магдалина и воскресший Иисус

Хронология воскресения Христа

Не без некоторой доли сомнений я добавляю свою хронологию к уже существующим, делая это исключительно потому, что это мне кажется важным, ибо размышления о том, что произошло на самом деле, укрепляют нашу веру и увеличивают духовный уровень. И еще ­ существует несколько явных Библейских фактов, которые упрямо отказываются видеть составители хронологий, это

а) то, что Мария Магдалина первой видела воскресшего Иисуса (Мк 16,9) и

б) то, что Мария Магдалина пришла ко гробу, но не найдя тела Иисуса, пошла и сказала об этом Петру, после чего вернулась ко гробу и увидела Иисуса (Ин 21).

Не имея никакого желания вдаваться в остальные трудности, возникающие с хронологией, остановимся на следующих, сделанных мною предположениях.

Женщины

 

Мария Магдалина

Купили ароматы, чтобы помазать тело Иисуса (Мк 16,1).

 

Купила ароматы, чтобы помазать тело Иисуса (Мк 16,1).

1. Во время воскресения Господа происходит землетрясение.

   
   

2. Встревоженная землетрясением “Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно” (Ин 29,1), находит камень отваленным и пустую гробницу.

3. Рано утром женщины приходят ко гробу, но не находят тела (Лк 24,3).

 

3. Мария идет к Петру и Иоанну, чтобы рассказать им об этом (Ин 20,2).

4. Они в недоумении (Лк 24,4).

   

5. Инстинктивное чувство любви толкает их вернуться и еще раз заглянуть в гробницу, после чего они видят в ней Ангелов (Мф 28,5; Мк 16,5; Лк 24,4).

 

4. Мария, Петр и Иоанн спешат ко гробу (Ин 20,3).

6. Ангелы говорят им, что Иисус воскрес и чтобы они шли скорее и рассказали об этом остальным ученикам (Мф 28,7).

   

7. Они побежали в страхе.

 

Петр и Иоанн входят во гроб, но найдя его пустым, возвращаются к себе (Ин 20,10).

8. Они повинуются Ангелам и идут, чтобы рассказать другим. Однако, сначала они ничего никому не говорят (Мк 16,8). Возможно, они какое­то время пережидали, пока пройдет их страх.

 

Мария остается, видит двух ангелов, а затем и Иисуса (Ин 20,11­17).

9. Иисус встречает их (Мф 28,9).

   

10. Женщины “возвестили все это одиннадцати и всем прочим” (Лк 24,9).

 

Мария возвращается в Иерусалим и рассказывает Апостолам о том, что произошло (Лк 24,10; Ин 20,18).

Эта хронология событий воскрешения Господа решает все проблемы, нерешенные другими хронологиями, кроме одной, а именно той, что во всех Евангелиях сказано, что среди приходящих ко гробу женщин была и Мария Магдалина ­ т.е. того, что она была вместе с ними. Лично я полагаю, что эта “проблема” возникает лишь потому, что мы читаем Евангелия не так, как их читали бы семиты, ибо их обычаи и понимание слова Божия, а также Библейской хронологии несколько отлично от нашего, европейского понимания. Прямолинейное и узкое европейское понимание времени сильно отличается от понятия времени в Писаниях. Мы привыкли к простой, четко временной последовательности событий, которое отражается как в научной, так и художественной литературе, тем самым отражая европейское представление о времени и о самой жизни. Но не так в Писаниях. Очень многим европейцам именно по этой причине так тяжело читать и понимать Библию. Ведь именно по этому, например, ветхозаветные пророчества так часто “перескакивают с одного на другое” ­ то повествуя о том, что произойдет непосредственно перед возвращением Господа, то рассказывая о современных им событиях, то вдруг перескакивая на то, что будет после пришествия. Мы привыкли, что в начале повествования нам даются четкие и ясные характеристики персонажей, чего также нет в Библии. Мы привыкли читать произведения с прямолинейным и последовательно развивающимся логическим сюжетом, тогда как богодухновенные писатели строили, так сказать, сюжет крестообразно, когда главное сосредотачивается в одной точке. Во всех Евангелиях, от Матфея, от Марка и от Иоанна о воскресении рассказывается так, как будто в тех событиях участвовали исключительно какие­то одни, определенные женщины. Так Иоанн упоминает только Марию Магдалину, Матфей говорит о Марии Магдалине и другой Марии, тогда как Марк рассказывает о Марии Магдалине, о Марии, матери Иакова меньшего и Иосии, и Саломии. Лука же просто говорит о женщинах, пришедших с Иисусом из Галилеи. А потому нет никаких оснований думать, что все эти женщины переживали одно и то же событие в одно и то же время. Евангелие от Иоанна было написано после первых трех, очевидно в том числе и для того, чтобы исправить возможность неправильно сложившегося представления о том, что было пережито Марией Магдалиной.

Из чтения некоторых мест может создаться впечатление, что воскресший Господь впервые явился Петру (Лк 24,34; 1Кор 15,5). В 1Кор 15 вообще не упоминаются женщины! Здесь список возглавляет Петр, потом двенадцать (хотя на самом деле их было одиннадцать ­ еще один пример различия в понятиях), затем 500 братий, потом Иаков, Апостолы и, наконец, Павел (1Кор 15,5­8). Что же делать? Очевидно, нужно просто сложить все написанное вместе и тогда получится, что каждое описание дает всего лишь свой взгляд на событие. Мы же верим, что все написанное в Библии истинно, богодухновенно и не противоречит одно другому. И это, конечно же, также относится к описанию в Евангелиях воскресения, которые все начинаются с упоминания женщин, где каждый Евангелист просто уделяет большее внимание одним и меньшее внимание другим женам. И все же нет очевидных фактов, говорящих о том, что все эти женщины видели, слышали и переживали одно и то же в одно и то же время ­ даже несмотря на то, что именно такое представление возникает у человека с западноевропейским складом ума.

Практические выводы

Если изложенная выше хронология верна, тогда из того, что произошло в то время можно извлечь несколько вдохновляющих наставлений.

Во­первых, когда случается “великое землетрясение” большинство людей от страха теряют голову, начиная метаться из стороны в сторону, либо цепенея, не зная, что предпринять. Однако любовь Господа Иисуса, пусть крошечная, но все же зарождающаяся вера и надежда в Его воскресение, заставила предпринять Марию такие поступки, которые можно было бы вполне назвать инстинктивными. Ночью, в самые темные предрассветные часы, она побежала через разрушенные дома и заваленные обломками улицы ко гробу, который охраняли грубые и жестокие воины. Именно на такие поступки вдохновляет нас любовь Господа Иисуса даже тогда, когда мы мало понимаем Его. А потому нет ничего удивительного в том, что именно она была удостоена столь высокой чести ­ из всех живущих первой увидеть воскресшего Господа. Женщина, которая рано утром, практически еще ночью, взыскала Господа, прокладывая путь свой через разрушения, вызванные землетрясением, женщина, которая ради этого нарушила все впитанные ею с молоком матери человеческие и религиозные законы, в том числе и закон о субботе… нашла Его.

Само собой она боялась. Однако сравните ее страх со страхом, охранявших гроб воинов, которые так сильно испугались Ангела, что “стали, как мертвые” (Мф 28,4). Женщины тоже испугались Ангела, но не так сильно. Они рассматривали его, ибо от кого еще Матфей мог узнать, что “вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег” (Мф 28,3). Их любовь своего Господа, их желание найти Его, очень глубокое искреннее чувство смутной надежды на Него, все это помогло им преодолеть самое худшее в страхе, что неверующих воинов сделало подобными мертвецам. Из рассказа о Марии можно понять, что она настолько была поглощена своим горем, глубину которого можно объяснить лишь сильной любовью, что даже не заметила славы Ангелов, или же, по крайней мере, не обратила особого внимания на тех, кто сидел у главы и у ног, где должно было лежать тело Господа. Они спросили ее, почему она плачет, на что она просто ответила: “Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его”. Настолько глубоко было ее горе и отчаяние, настолько сильно она любила Его. Еще и еще раз можно лишь приветствовать то, что Отец избрал именно Марию увидеть первой из всех Своего воскресшего Сына.

Мария является нам не такой как другие женщины, которых переполнял страх, ибо о их страхе неоднократно написано в Евангелиях. Когда же речь заходит о Марии, то мы читаем о ее любви, слезах и активных действиях, таких как, например, отчаянная попытка удержать за ноги воскресшего Господа. Отличительной чертой остальных женщин и учеников является страх – страх при виде Ангелов, страх при встрече с Иисусом – леденящий душу страх, мешающий нести благую весть другим. А это как раз тот страх, в многоразличных проявлениях которого проявляется то, что совершенно противоположно вере и любви, страх который душит нашу любовь к Господу, искореняет радость и искреннее желание служения. Страх нашей собственной никчемности, страх того, что Он может не принять нас, страх за то, что мы можем сказать или сделать что-нибудь не так, страх выглядеть идиотом или страх того, что о тебе подумают другие... И тут всем нам хорошим примером является Мария, она – пример настоящей любви до самого конца, любви, в которой нет страха. Всем нам со своими страхами, непониманием, сомнениями, неопределенностями и смятениями дана та же самая заповедь, данная верующим первого столетия. Эта великая заповедь свидетельствовать о воскресении была дана не только жившим тогда, но и всем нам просто и ясно не только Ангелами, но и Самим Господом. И только страх удерживает нас от этого, заключает нас в собственных комплексах, присущих всем нам, мешая и просто препятствуя свидетельствовать, благовествуя другим.

Мы уже говорили о том, что Евангелие от Марка на самом деле было записано Марком со слов Петра. И вот, что интересно, ведь именно Петр говорит о том, что Господь первой явился Марии (Мк 16,9). тогда как согласно Лк 24,34 и 1Кор 15,5 первым воскресшего Господа видел Петр. Петр же, со свойственным ему смирением, говорит в своем Евангелии, что на самом деле это была Мария. И тут же он продолжает в Мк 16,14, рассказывая о том, как Господь очень сильно упрекал (= поносил!) учеников за то, что они не поверили женщинам. Господь был очень недоволен этим! Они не поверили женщинам возможно потому, что в первом столетии женщина вообще не могла свидетельствовать о чем-либо, так как ее свидетельство почиталось ни за что. А потому Петр пытается уже “задним числом” исправить положение, говоря о том, что первой воскресшего Господа видел не он, а Мария. Как и Иоанн Петр в своем Евангелии ставит Марию выше себя. А потому и нам нужно воздавать ей такое же высокое уважение. Из приведенной выше хронологии видно, что женщины не сразу выполнили заповедь идти и рассказать о воскресении Господа другим. Сначала они “никому ничего не сказали” (Мк 16,8), даже, несмотря на то, что им было сказано “пойдите скорее”. Впрочем из той же хронологии видно, что женщины не находились долго у гроба, ибо Мария, когда увидела Господа, была уже одна. Они скоро ушли от гроба, но не поспешили рассказать другим о том, что произошло. Мария же не стала откладывать своих новостей в долгий ящик. Она, как о том пишет Иоанн, тут же поспешила рассказать другим, и рассказывала о виденном ею с уверенностью настоящего свидетеля: что она действительно видела воскресшего Господа, и что Он сказал ей именно то, что она теперь говорила им (Ин 20,18). В противоположность ей другие женщины рассказывали о воскресении Господа общими словами, говоря, “что они видели и явление Ангелов” (Лк 24,23), а не просто, что они видели Ангелов, как и ученики, при встрече с Господом сначала решили, “что видят духа” (Лк 24,37). Мария же была более точна в своих определениях, ибо была убеждена в том, что Господь действительно воскрес. Перевод настоящего телесного воскресения Господа в “духовные сферы” часто выдает недостаток веры. И как же много таковых, которые впадают в то ж самое заблуждение, находя убежище в прочной и стройной сторожевой башне Свидетелей Иеговы. А ведь вера, в конце концов, очень четко определенное понятие, которое коренным образом изменяет все наши взгляды на мир. И именно такая-то вера и была явлена Марией.