«Это есть любовь»


«Это есть любовь»
Павел не просто так начал писать свое посвящение любви в 1Кор 13. Оно четко вплетается в контекст и ясно просматривается в связи с дарами Святого Духа (1Кор 12-14). После того, как Павел говорит о своих полномочиях и о своем обладании чудесными дарами, он собирается показать Коринфянам «путь еще превосходнейший» (1Кор 12:31).
Павел в одном месте четыре раза употребляет одно и то же греческое слово, хотя, за исключением перевода епископа Кассиана, где оно переведено одинаково («упразднится»), в большинстве случаев оно переводится на русский по-разному. Возможно, стоит выделять это слово в Библии, например, как «о.с.» (одно слово). Здесь (в синодальном переводе) оно выделено курсивом:
- «пророчества прекратятся» (1Кор 13:8);
- «знание (как дар Святого Духа) упразднится» (1Кор 13:8);
- «то, что отчасти, прекратится» (1Кор 13:10);
- «а как стал мужем (повзрослев), то оставил младенческое» (1Кор 13:11).
Я понимаю это так, как будто Павел использовал чудесные дары Святого Духа в своем духовном младенчестве, повзрослев же, став мужем, он предпочел оставить их. Павел также пишет, что чудесные духовные дары прекратятся, «когда настанет совершенное» (1Кор 13:10). Похоже, он хочет сказать, что его возрастание из младенчества в мужа, его переход от незрелости к зрелости, виден в конечном упразднении даров ко времени полного взросления и совершенства. А из-за того, что Павел хочет достичь взрослости уже сейчас, при этой жизни, он отказывается пользоваться дарами. В связи с этим он просит и нас следовать его примеру и быть «совершеннолетними» (1Кор 14:20). А это связано с тем, что он говорит в Кол 3:14, что «более всего» имейте любовь, которая является признаком, доказательством зрелости. Иоанн, хотя и по-своему, говорил о том же самом, когда писал о совершенной, зрелой любви, и что боящийся все еще не достиг совершенства в любви (1Ин 4:18). Вместо того, чтобы бахвалиться дарами Святого Духа, Павел предпочел любовь. Он отдал свою душу, свою жизнь любви, которой он и посвятил такую прекрасную главу. Павел горько сожалел о незрелости Коринфян (1Кор 3:2), желая говорить с ними, как со «зрелыми» (1Кор 2:6). Очень часто, когда мы стоим в жизни перед выбором, то выбор состоит не в том, как поступить, правильно или нет, а скорее в том, поступим ли мы, как Христиане, зрело или нет.
В грядущем Царстве Божием не будет нужды в чудесных дарах Святого Духа, как это было в первом столетии. Любовь «больше» потому, что вера и надежда в Царстве останутся лишь в памяти (1Кор 13:13).
Все Послание к Коринфянам посвящено умению верующего жить по-разному. Например, в 7-й главе пропагандируется жизнь одинокого человека, посвященная Богу, и тут же, в виде послабления, следуют советы, как можно жить и на более низком духовном уровне. Похоже, в связи с употреблением даров Святого Духа, Павел вновь предлагает верующим более духовно высокий уровень, «путь еще превосходнейший». Он хочет уже сейчас, по возможности, жить так же, как мы жили бы в Царстве. Мы «имеем жизнь вечную» не потому, что мы не умрем, а потому что во Христе мы можем жить уже сейчас, жить так, как будем жить в будущем.

Превосходство любви
Так к чему же призывает Павел? Он призывает к сознательной жизни в любви. Не просто к тому, чтобы быть приличными людьми, хорошими ближними, сотрудниками, родителями, «отличными парнями», или «реальными пацанами». Он призывает к любви, которая на самом деле превосходит все это. К любви, которая отражает любовь Божию, как и любовь Того, Который ради нас пошел на крест. Павел в своей оде, персонифицирует любовь. Например, любовь «сорадуется истине… всего надеется, все переносит». А это значит, что и всем нам необходимо стать, «облечься» любовью. Не только временами, не только тогда, когда нам хочется, или когда нам по своим обычаям (например, как обычай гостеприимства) мы обязаны показать ее. Любовь – это…. И мы должны быть этой любовью – она должна быть в нашем сердце, нашей душой, мы должны называться ею. Прежде чем мы посмотрим на некоторые качества этой любви поближе, давайте взглянем на то, какое огромное значение Павел предавал ей. У нас нет выбора, любить или не любить – любовь должна быть неотъемлемой частью сущности каждого из нас.
Если у нас есть вера, что мы и горы можем переставлять (ссылка на Господа в Мф 21:21), то без любви мы ничто (1Кор 13:2). Богу настолько дорога вера, что Он может даже услышать ничтожного верующего без любви. Это подобно тому, как Илия, благодаря своей вере, призвал огонь с небес, однако, как кажется, Господь Иисус не одобрял этого, ибо его поступок являл недостаток любви (Лк 9:55). Глядя на самих себя, можно подметить, как Бог отвечает на наши молитвы, как вознаграждается наша вера… и думать, что все хорошо. Однако, может статься, что мы все еще «ничто»? Отрезвляющая мысль, не так ли? Павел продолжает в 1Кор 15:2,19, что «тщетной» может быть и вера и упование, как бы они ни были привлекательны в этой жизни. И все же в 1Кор 13:3 Павел более болезненно расставляет все по своим местам: даже, если верующий отдаст тело свое на сожжение без любви, то нет в том никакой пользы. Вспомните, что это было написано по вдохновению верующим, который отдал свое тело на страшную смерть, верующим, который видел своими глазами смерть Христиан. Можно быть уверенным, что Павел писал все это, как напоминание самому себе, хорошо сознавая, что даже такой верх самоотверженности в Господе может быть тщетным.

«Это есть любовь»
Павел настолько серьезно воспринимал это, что он, как я предполагал выше, перестал пользоваться чудесными дарами Святого Духа, чтобы уже сейчас, по возможности, жить в любви Царства. Я испытываю глубокую озабоченность от того, что многие, посвятившие себя Христу, не могут твердо ответить, что такое любовь? Гораздо проще истолковать видение Даниила о животных – это животное олицетворяет это, а то – это. Тому же, что касается «любви», похоже, уделяется мало внимания. Любовь терпелива (долготерпит) – 1Кор 13:4. Но не думайте, что терпение нужно только при потере ключей или, когда не заметишь как убежало молоко. В некотором смысле, когда происходит нечто подобное, и мы спокойно, или почти спокойно, воспринимаем это, то это происходит в силу наших естественных качеств, полученных при рождении. Думаю, что когда Павел говорил о долготерпении, то он подразумевал не наше разочарование друг другом, а наше прощение друг друга. Раб, безнадежно увязший в долгах, умолял своего господина «потерпеть» (Мф 18:26). Однако, этим терпением нужно было воспользоваться не для того, чтобы заставлять других отдавать «то, что должен». У каждого из нас есть свои «должники» – даже больше, чем мы думаем! Но ведь и каждый из нас когда-то чем-нибудь, да навредил кому-то – навредил, не заметив, поразив в самое сердце. А потому необходимо проявлять терпение, долготерпение к незрелости, к несовершенству тех, чьи долги остаются неоплаченными. Не следует требовать от них решения всех проблем до принятия их в общение. Любовь не раздражается (1Кор 13:5) – и здесь видно, насколько невозмутим, как долготерпелив был Бог с Израилем. Как любящий Муж Бог оставался верен Израилю веками, претерпевая то, что ни один бы из мужей не смог стерпеть и нескольких месяцев, прощая то, что ни один из людей не смог бы вытерпеть и года. Бог был долготерпелив веками. Даже в Своем гневе, Он оставался многомилостивым. Даже, в Своем осуждении Он отчаянно искал примирения с Израилем. А это значит, что точно такое же долготерпение требуется и от нас.
Любовь «не гордится» (1Кор 13:4). Чуть раньше в Послании к Коринфянам Павел предупреждал, что «знание надмевает» (1Кор 8:1; одно и то же греческое слово). Давайте не обманывать себя, думаю, что, если мы что-то «знаем» о Боге, и даже, знаем правильно, то будем за это оправданы. Это не сработает так, как полученные некоторые знания перед крещением во Христа. Судный день не станет днем проверки наших знаний или же ясности мысли. Это совсем не значит, что знание не имеет никакого значения. Павел утверждает, что если мы действительно знаем, что Бог един, и что бесы не существуют на самом деле, то мы свободны во Христе есть все, что угодно. Но он же также утверждает, что такое знание не должно надмевать, чтобы мы не переставали обращать внимание на своих братьев и сестер, чья совесть слаба, кто не так зрел в подобных «познаниях». Любовь состоит не в этом. Настоящая любовь обуздывает наше «необычайные» познания, заставляя мягче относится к тем, кто все еще не понимает всего так, как надо бы. И опять-таки, главным примером для нас должно быть отношение Бога к нам, Который знает буквально все о Своей полной истине. Такая любовь «не ищет своего» (1Кор 13:5). И снова эти слова основываются на прежних доводах Павла из Послания к Коринфянам, что мы должны осторожно относиться к слабым в вере, не делать того, что могло бы стать для них преткновением: «Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого» (1Кор 10:24). И это важно. Всегда и везде, принимая какое бы то ни было решение, поступая так или иначе, необходимо не себя ублажать, а думать, как это отразится на других. По-крайней мере, такое поведение будет означать, что наши поступки осознанны, что мы не плывем по течению, не делаем того, «что хочет левая нога», не выбираем, что кажется хорошо и правильно для нас в данный момент времени, а хоть чуть-чуть заботимся о других. А для того, чтобы позаботиться, подумать о том, как можно принести кому-то пользу, требуется время. А в этом-то как раз и заключается любовь! Такое поведение и образ мыслей очень редко встречается у людей. Почти в отчаянии Павел сожалеет о том, «что все ищут своего, а не того, что [угодно] Иисусу Христу» (Флп 2:21). В 1Кор 10:24 тот же Павел говорит, чтобы мы не искали своего, а стремились ко благу наших братьев, или же к тому, «что [угодно] Иисусу Христу». И все же из Флп 2:20,21 видно, что Павел понимал, что только Тимофей проникся духом не искать своего блага, а Христова, или же наших собратьев. А это значит, что жизнь в любви – путь одиночек. Не многие живут так! Итог: любовь все покрывает (все извиняет, все терпит) – 1Кор 13:7. А это уже напоминание о кресте, на котором Христос претерпел, дабы покрыть наши грехи, чтобы простить (извинить) нас. Если только проникнуться этим, поверьте, ваше сердце замрет. Каждому из нас (каждому!) предлагается пережить крест Христов! Не для того, чтобы получить от этого что-нибудь, и не любуясь на себя со стороны, как то делают католики, подсматривая на распятие из-за двери, чтобы после недолго размышления о том, насколько же устарели обычаи, закрыв дверь, уйти. Так не должно быть! От нас требуется, что бы мы сопереживали кресту, чтобы мы несли его. Те же самые чувства, что были тогда в Господе Иисусе, должны быть и в нас (Флп 2:5-7).

Наши недостатки
Можно впасть в отчаяние от невозможности достичь требуемого. Нам не нравится быть такими, или же не нравится быть такими всегда, или не хочется в точности соответствовать этому. Однако и Павел чувствовал то же самое, хотя по вдохновению и написал оду любви. Павел тоже знал о своих недостатках, знал, насколько он медленно растет. Когда Павел писал, что любовь «не раздражается» (1Кор 13:5), он употребил то же самое греческое слово, которое встречается в Деяниях 15:39, когда он говорит об «огорчении» (возмущении), которое и привело к расставанию с Варнавой. Уверен, что он помнил об этом, когда писал о любви. Обратите внимание, как он пишет от первого лица: «Если… имею всю веру… а не имею любви, - то я ничто» (1Кор 13:2). Павел предупреждал не только себя. Слова, «я ничто», встречаются также во 2-м Послании к Коринфянам (2Кор 12:11). И здесь напрашивается мысль о том, что я – ничто, тогда как любовь – всё. Пока мы не являем собой любовь, мы ничто.
Павел говорит так, как будто, в некотором смысле, он зрел в любви, что он в ней уже не младенец, а муж, и все-таки он продолжает писать, что он не совершен, что видит все через тусклое стекло, ожидая, когда увидит все «лицем к лицу» (1Кор 13:12). Очень часто в Писаниях говорится о том, что есть и о том, как должно быть. В некотором смысле, мы уже достигли настоящей любви, хотя в действительности, нам до нее очень и очень далеко. Здесь Павел ссылается на Числа 12:8, где сказано, что Бог говорил с Моисеем уста в уста «не в гаданиях». Павел не ощущал себя Моисеем, он чувствовал, что ему далеко видеть Бога в любви лицем к лицу. Он все еще видел «сквозь [тусклое] стекло, гадательно». Но в то же самое время, чуть позже, Павел писал Коринфянам, что он, как и Моисей, взирает на славу Христову (Господа) с открытым лицом, и что постепенно эта слава начинает отражаться и в нем (2Кор 3:18; современный перевод). Надеюсь, мы ощущаем то же самое. Ощущаем, что постепенно приходим к тому же. А потому давайте серьезно относиться к увещеваниям Павла. Давайте поймем всю важность жизни в любви, давайте преуспевать в любви, всей душой стремиться к зрелости, достигать совершенства… что и есть любовь (1Кор 14:1).

Размышления на дороге

Правильно начать

Обилие благодати

Ошеломление

Удивление

«Это есть любовь»