> Все книги  >

> Оглавление >

8. Надежда проповедника

Распространение листовок, бесконечные дискуссии, кучи писем с ответами на вопросы по «Занятиям», вся эта проповедническая однообразная деятельность с таким мизерным результатом, может привести к потере главного, любви к ближнему своему, а также надежды, которой пропитаны все откровения нашего Отца Небесного. Израиль никогда всем сердцем не отдавал себя Яхве, и все же во 2Пар.20,33 о нем говорится с надеждой и без видимого упрека, «…и народ еще не обратил твердо сердца своего к Богу отцов своих». И этого никогда не случилось. Отец с Сыном являют Свою надежду особенно в слове проповеди спасения. После того, как Господь сказал о том, как «трудно богатому войти в Царство», Он объяснил Свое высказывание: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18,27). Похоже, что Он говорит, что богатому вообще невозможно спастись. И глядя на мир, мы находим полное тому подтверждение. И хотя это и невозможно, - но не Богу, ибо Ему угодно спасти и богатого также. И Он спасает, делая невозможное для человеков. И того же Он хочет от нас. Илия, подобно многим Христадельфианам отрезанным от своих братьев и сестер, чувствовал, что кроме него больше не осталось верных Богу. Однако ему было напомнено, что Яхве сберег Себе еще 7 000, которые не преклонились перед Ваалом. Можно подумать, что эти 7 000 Израильтян были теми верными, о которых не знал Илия. Но это место можно прочитать и по-другому: «Я отметил для Себя 7 000. А потому, Илия, перестань жаловаться, пойди, найди и обрати их». В поисках жены для Исаака, описанных в Быт.24, также можно увидеть прообразы для нас: раб (служение проповедника) посылается найти жену (невесту Христову, экклесию) для Исаака (Иисуса), но только чтобы не возвращать Исаака обратно в землю Халдейскую – т.е. его поиски должны были увенчаться успехом, как оно и получилось. Сам Господь «дивился неверию» человеческому (Мк.6,6), хотя прекрасно знал, что из себя представляет человек. Воистину то, что люди не принимали даже Его свидетельства, заслуживает самого искреннего удивления.

Иисус и Иудеи

Добрый пастырь ищет своих овец до тех пор, пока не находит их. Ин.10 во многом перекликается с Иез.34, где рассказывается о погибающем в горах от диких волков народе Божием. Однако Господь взял на Себя сделать невозможное – искать и найти даже то, что, как Он знал, уже было потеряно. И наше отношение к потерянным для экклесии, да и ко всем остальным в мире, должно быть таким же. Изучая взаимоотношения нашего Господа с Иудеями, можно найти прочную вдохновенную опору для надежды нашего проповедования.

-         Господь знал, что Израиль не покается. И все же Он пытался найти хоть что-нибудь на смоковнице, даже несмотря на то, что «еще не время было [собирания] смокв» (Мк.11,13). Он, сверх надежды, верил с надеждою в то, против чего говорило всё, в том числе и ветхозаветные пророчества.

-         На толпу, хотевшую только хлеба и рыбы, Он смотрел как на созревшую жатву (Мф.9,37).

-         Он спросил Своих учеников, могут ли они на самом деле пить чашу, которую предстояло выпить Ему? И они ответили «да». Мы бы на Его месте с негодованием сказали: «Да, ну? Неужели? Ведь вы все разбежитесь при первых же признаках опасности!» Однако зная о боли и позоре креста, Он милостиво принял истинность их желания. Он настолько милостив и благ, что готов принять даже одно наше желание сострадания с Ним, даже самые мелкие наши «распятия», которые (!!!) являются гарантией нашего принятия в Царстве.

-         «Неужели и вы еще не разумеете?» - спрашивал Господь учеников так (Мф.15,16), как будто Он удивлялся, что те никак не могут понять того, что могли, как Он надеялся, понять даже фарисеи.

-         Гордому фарисею Симону Господь сказал, что ему прощается мало по его малой любви (Лк.7,44-48). У нас же об этом человеке совсем другое мнение. И здесь, поистине, гораздо больше, чем простое великодушие (хотя чего-чего, а великодушия Господу было не занимать). В Его словах слышится надежда на лучшее – что и для Симона возможно спасение.

-         Господь исцелил расслабленного для того, чтобы наблюдавшие за Ним циничные книжники «знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мк.2,10). Он не только воздал по вере друзьям больного, но и преподал урок книжникам. Наверняка, мы на Его месте, либо проигнорировали их, либо вознегодовали бы на них за из лицемерную педантичность в вопросах закона, когда речь идет о здоровье человека. Короче, мы бы обратились к верующему лицом, а к ним спиной. Господь же бы щедрее, желая спасти как тех, так и других.

-          В притче из Лк.13,8,9 Господь говорит о Себе, как об убеждающем Бога не рубить Иудейскую смоковницу, которая не принесла плода за три года Его служения. Он просит Бога еще о шести месяцах, вопреки всему надеясь на появление плода покаяния. Мы бы уже давно оставили этих людей, благодаря Бога за то, что Он решил так поступить с ними. Я бы пошел к язычникам намного раньше, чем то сделали Господь и Павел. А посмотрите на то, как Петр отвечал насмешникам, злословящих их, что они напились, а потому и говорят разными языками (Деян.2,13,14). Мы на его месте предложили бы им не богохульствовать, или просто отошли бы от них. А Петр ответил им так, что многие из них раскаялись и вскоре крестились.

-         В эти последние шесть месяцев книжники и фарисеи много раз хотели хитростью уловить Господа. Однако Он, пользуясь такими моментами, пытался направить их на путь ведения и покаяния, прозрачно намекая на неизбежность грядущего, и уже очевидного, суда. Мы бы давно плюнули на них, а Он даже под конец Своего служения, искал их спасения. Он старался убедить их отрывками из ветхозаветных Писаний, надеясь, что они, наконец-то, поймут эти места. Ибо Он по-настоящему надеялся на их спасение. В начале Своего служения Господь сказал исцеленному Им прокаженному, никому не говорить о своем исцелении, за исключением священников, «во свидетельство им». Во всех трех синоптических Евангелиях особо выделены эти слова (Мф.8,4; Мк.1,44; Лк.5,14). Похоже, что после свидетельства священникам, они был свободны свидетельствовать и всем остальным. Но прежде всего нужно было засвидетельствовать священникам. И, в конце концов, «из священников многие покорились вере» (Деян.6,7).

-         Господь не упрекал за невежество Иудейских начальников, как мы тех, кто беспокоит нас бесконечными вопросами, будь то в переписке, или же при встрече. Он скорбел об ожесточении их сердец (Мк.3,5), оплакивал Иерусалим, скорбя душой об их нераскаянии. На откровенно глупые вопросы (Мк.3,21-29) последовал мудрый ответ Господа, из которого вытекало, что они оказывается подлежат «вечному осуждению» (от которого, пока есть время избавиться). И посмотрите, как Он желал этого избавления.

-         Также и Отца не оставляет надежда на спасение Израиля. «Постыдятся сына моего», - думал Вседержитель в притче, посылая Своего Сына за духовными плодами в Израиле (Мк.12,6). Притча говорит о Боге, как о наивном человеке, который, несмотря на то, что виноградари убивали пророков, постыдятся Его Слова, ставшего плотью. Само собой Бог отлично знал, что этого не случится, но, дабы подчеркнуть силу Своей надежды, Он, именно так, рассказал эту притчу.

Павел

Господь Иисус сказал Павлу об Иудеях: «Поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что [здесь] не примут твоего свидетельства о Мне» (Деян.22,18). Однако Павел всегда прежде всего обращался к Иудеям, а позже, несмотря на неоднократное предупреждение Святого Духа не ходить в Иерусалим, пошел туда (Дяен.20,22,23; 21,11). Он сверх надежды надеялся, что несмотря на предвидение непринятия Израилем благовестия, они все же как-нибудь да изменится.

Пророки

Точно так же и Иезекиилю было сказано, что Израиль не будет слушать его пророчеств (Иез.3,7), однако он неоднократно начинал свое обращение к народу со «слушайте слово Господне» (гл.6,3; 13,2; 18,25; 20,47; 34,7; 36,1,4). Он надеялся сверх надежды. Его проповедническая деятельность требовала от него выполнения невыполнимого – чтобы тебя слышали те, кто не хочет слышать. Иеремии также было сказано, что и его не будут слушать (гл.7,27), а он все продолжал и продолжал взывать к ним (гл.9,20; 10,1; 11,6; 16,12; 17,24; 38,15). Бог, несмотря на Свое Собственное предсказание, наделся на то, что «может быть они послушают» (гл.26,3). Иеремии было сказано не молиться за Израиль (гл.7, 16; 11,14; 14,11), а он молился (гл.14,21; 42,2,4). Бог знал, что кроме Ноя никто не будет спасен от вод потопа, но все же надеялся на большее число спасенных. Он надеялся сверх Своего же предсказания (1Пет.3,19-20). Осия хорошо знал, что за одинаковые грехи одному и тому же проклятию подвергнутся как Израиль, так и Иуда (Ос.5,5; 6,4,10,11; 12,1,2), однако он призывает Иуду не грешить, как Израиль, чтобы его не постигла та же самая участь (Ос.4,15; 11,12). Господь Иисус видел поле Израилево белым, готовы для жатвы, несмотря на то, что из Ис.53,1 было совершенно ясно, что большинство Израильтян не примет своего Мессии и распнет Его.

Дух надежды

Наше свидетельство также может казаться безнадежным. Однако нам нужно быть готовыми проповедовать «во время и не во время» (2Тим.4,2). Греческое «не во время» происходит от «не благоприятствовать» (Флп.4,10). Т.е. нам нужно проповедовать всегда и везде, не дожидаясь, кода кто-то сам подойдет к нам и попросит об этом. И тут мы все не далеко ушли. А ведь Господь несколько раз говорил идти и проповедовать… А сколько раз каждый из нас ощущал чувство упущенной возможности свидетельствовать, приходящего после того, как наша сдержанность, ожидание, одерживали верх? Нам всем нужно запастись героизмом Иеремии и Иезекииля, являвшим неизменный Дух Божий, желающий человеческого спасения. Наши неверующие семьи, товарищи по работе, соседи, похоже, являются каменной почвой, на которую не стоит бросать семя. А нам нужно надеяться. Люди сейчас стали обращаться к нам гораздо чаще, чем десять лет назад. Они хотят слышать то, что мы им скажем! И более того, те, о ком я всегда думал, что им вовсе не хочется нас слушать, на самом деле оказываются самыми благодарными слушателями. Легко впасть в отчаяние. Искренно ли слушают тебя? А может быть они крестятся только ради надежды на материальную помощь? Сможем ли мы уделить внимание каждому из такого множества обращенных? Не отойдет ли от нас со временем большинство из них? По-настоящему ли верит имярек в наше учение? Можно ли доверять им? Не принесет ли тот, или этот разделения? Такие, тревожащие душу, вопросы далеко не по духу притчи Господней о забрасываемой в море сети, где рыбаки ловят не что-то особенное, а стараются захватить как можно больше (образ спасения) всякой рыбы (Мф.13,47). Однако есть и другие вопросы, более личного характера. Способны ли мы на такое? Могу ли я, и должен ли, использовать свое положение в этом мире только потому, что я могу что-то сделать, или же я делаю что-то потому, что это нужно Господу? Могу ли я себе позволить писать так много писем? Есть ли у меня время на посещение Библейской Школы? На что мне стоит уделять больше времени – на чтение, или же на исследование самого себя? Наше знание благости Христовой уводит нас в сторону от подобных размышлений. Одним из голословных обвинений Павла было то, что он был нерешителен и слаб духовно. На это обвинение он ответил, что это далеко не так, ибо и Евангелие, и Господь, Которого он благовествует, настолько сильны, что и он неизбежно через это становится подобен им: «Слово наше к вам не было то «да», то «нет». Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами… не было «да» и «нет»; но в Нем было «да», - ибо все обетования Божии в Нем «да», и в Нем «аминь», - в славу Божию, через нас» (2Кор.1,18-20). И с таким знанием давайте не стыдиться являть благость Божию по отношению к нам, свидетельствуя о ней миру сему.