> Все книги  >

> Оглавление >

Харри Виттакер. "Изучение книги 

 

„ Деяния Святых Апостолов “

103. «Невиновен!» (26:19-32)

 Нетрудно представить себе, как высокая аудитория, слушавшая Павла, была поражена открытой ей историей обращения в веру.

 

Сила речи Павла возрастает

«Я не пытался убедить себя, что все, пережитое мною, - иллюзия. Иисус из Назарета увидел, что я не воспротивился той ответственности, которая легла на меня. Без малейшего промедления я приступил к делу проповедования, порученному мне. Сначала – в Дамаске, потом – в Иерусалиме, и, всякий раз, когда я мог, - по всем городам и селеньям Иудеи. Потом настал момент обратиться и к язычникам с посланием об Иисусе, особенно в Антиохии. Затем прямое откровение послало его и избранных товарищей в языческие города Галатии, Асии, Македонии и Ахайи. Везде в этих местах суть моего послания состояла в том, что иудеям нужно покаяться и стать достойными своего призвания избранного народа, язычникам же нужно оставить своих идолов и повернуться к Богу Израилеву. Ни иудеям, ни язычникам я не переставал повторять серьезное предупреждение, впервые услышанное из уст Иоанна Крестителя, о котором твой предок, Царь Агриппа, хорошо знал, но не обратил на него внимания. Это увещевание говорит об обязанности подтвердить искренность своего покаяния непоколебимой святостью своей жизни».

«Из-за того, что я проповедовал язычникам и никогда не прекращал настаивать на том, что иудеи нуждаются в покаянии точно так же, как и другие, мой собственный народ восстал против меня. Когда я поклонялся в храме в Иерусалиме, некоторые из них схватили меня, желая исполнить старое намерение решительно расправиться со мной».

«Но Бог был со мной, и военная помощь – несколько лучших римских легионеров, о, Фест – пришла как раз вовремя. С тех пор – больше двух лет – я продолжаю пользоваться любой удобной возможностью не только для того, чтобы подтвердить, что я невиновен, но также, чтобы продемонстрировать из Писания всю полноту истины моего послания».

«Основные вопросы таковы: во-первых, согласно Писанию, является ли обетованный Мессия тем, кто пострадал за грехи людей прежде, чем стать славным правителем царства Божьего? Во вторых, показывает ли он другим путь к вечной жизни своим воскресением из мертвых? В-третьих, эта жизнь и бессмертие, которое он раскрыл, - только для иудеев, или и для язычников тоже?»

 

Фест протестует

Красноречие Павла достигло теперь своей высшей точки. Не довольствуясь только свидетельством об истине воскресения его Господа, он намеревался сделать евангельское обращение как можно более убедительным. Ради всех христианских экклесий на этой земле он хотел произвести сильное и благоприятное впечатление на римского наместника и группу его управляющих, собравшихся здесь. Однако важнее была его решительная попытка всеми силами обратить Агриппу и высокопоставленных граждан Кесарии, как иудеев, так и сирийцев, приглашенный на слушания этого необычного дела.

Почти наверняка для этой второй цели апостол приводил по памяти множество цитат из всего Ветхого Завета.

Фест почувствовал, что Павел перешел от персональной защиты к энергичной пропаганде, большая часть которой была совершенно ему непонятна из-за незнания им иудейского Писания. Поэтому, чувствуя растущую неловкость со стороны Агриппы, он не постеснялся прервать Павла на полуслове. Его, безусловно, самого очень поразило услышанное, и он почти перешел на крик, прерывая речь:

«Павел, ты безумен, ты сошел с ума! Ты так же много говорил нам совсем недавно (ст.11). Ты что, ожидаешь, что мы поверим, что один иудей восстал из могилы и сейчас обещает показать небесную Славу нам, римлянам, правящим всей известной цивилизацией? Ты помешался от всех своих академических знаний (ср.Ин.7:15) и святых писаний, которые ты все время изучаешь».

Вполне возможно, что в том, что Фест прервал Павла, были и политические мотивы. Фест хотел ясно показать присутствующим там влиятельным иудеям, что он ни в коей мере не на стороне Павла.

 

Павел не волнуется

Нисколько не смущенный таким вмешательством, апостол ответил со спокойной рассудительностью и воспитанной учтивостью:

«Достопочтенный, ты говоришь, я - безумный? Да, я был таковым перед путешествием в Дамаск. Но не теперь. Все, что я сказал вам, - простая истина из Писания. Если же я говорил с возбуждением, то это от того, что мною руководит небесный Дух. В моей речи нет ничего фантастического или безумного».

«Я знаю, что могу смело говорить обо всем этом перед царем Агриппой, ибо он хорошо знаком со всем этим. Я надеюсь, что моя речь должна была озадачить тебя, римлянина, мало знакомого с иудейской религией или с здешними событиями тридцатилетней давности, но царь все это знает и интересовался этим».

 

Ответ Агриппы

Затем, повернувшись от одного правителя к другому, Павел обратился с самым важным:

«Веришь ли ты, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь».

Не говоря уже о репутации Агриппы среди иудейства,  сам ход их беседы ясно показал Павлу, что царь готов поверить.

Быстрый ответ на этот решительный вызов толковался очень по-разному. Это, определенно, не было враждебной репликой, ибо царь избежал позорного имени «назаретянин», использовав вместо него данное Богом название «христианин». Но что он имел в виду под словами: «Ты не много не убеждаешь меня сделаться Христианином» (в оригинале: «Ты меня немного убеждаешь сделаться христианином»)?

Здесь – несколько возможностей:

А. «Ты меня почти совсем убедил».

Б. «Ты хочешь обратить меня так же быстро, как сам был обращен (ср.Еф.3:3).

В. «Я согласен с тобой в чем-то, но не во всем».

Г. Добродушная ирония, означающая: «я не меряюсь с тобой силами в доводах, ведь нет такого умного, как ты».

Какое бы из значений не имелось в виду, похоже, что Агриппа уклонялся от ответа, чтобы просто не показать никакой степени сочувствия к вере Павла в присутствии иудеев, которые жадно ловили каждое слово.

Возможно даже, что, чтобы разрядить ситуацию и дать Феликсу расслабиться, Агриппа намеренно использовал простой латинский каламбур: «In paullo, малым (сказанным) ты убеждаешь меня ...» (как известно, имя Павел означает «малый» - прим.пер.).

 

Обновленное обращение

Однако Павел не ослабил энергии своего обращения. Искусно продолжая игру слов царя, он ответил:

«Молил бы я Бога, чтобы и через малого (меня), и через Великого (Христа) не только ты, но и все слушающие меня могли бы сегодня сделаться такими же, как я, - за исключением (он, конечно, добавил со сдержанной улыбкой) этих уз». Говоря это, он поднял цепи, сковывавшие его руки.

Агриппа почувствовал, что пришло время прекратить заседание. «Позволяется тебе говорить за себя», - милостиво говорил он Павлу. Однако сейчас узника нисколько не волновала его собственная apologia. Он намеревался обратить во Христа как можно больше представителей той высокой публики, которая собралась послушать его, и, особенно, последнего царя Иудеев. Агриппа также ощущал, что Фест все больше раздражается.

 

«Невиновен!»

Поэтому, поднявшись, он жестом показал, что судебное заседание закрыто. Отойдя в другую часть дворца, он и Фест, Вереника и их самые высокопоставленные гости заговорили, наконец, об этом странном человеке и его еще более странной речи. Они пришли к общему согласию, что не было никакой причины помещать его в тюрьму или держать его там. Он, может быть, - религиозный чудак, но ведет вполне безобидный образ жизни. Фест обдумывал попытку убедить Павла отказаться от апелляции к Кесарю. Однако к этому времени все иудейство знало, какова была обстановка, и все это вполне могло привести к серьезным беспорядкам и даже убийству Павла. Кроме того, определенно, такой отказ, когда намекнули, был неприемлем для Павла. Согласно слову Господа (23:11) он должен был оказаться в Риме. Именно через него должен был быть создан «прецедент», чтобы вера в Христа приобрела признанный статус как religio licita и существовала свобода проповедования Христа по всей империи и, особенно, среди иудеев.

Эта самая последняя защита Павла, в сущности, определила то судейское решение, которое было принято в Риме два с половиной года спустя. Почти наверняка, послание с мнением, достигшим наших дней, было направлено Кесарю. В результате, Лисий, Фест и Агриппа, - все они сказали: «Невиновен» (23:29; 25:25; 26:32; ср. Лука 23:4, 14,22). Заключение, сделанное такими людьми, было, безусловно, учтено. Но с такими противниками как хитрые, беспринципные, имеющие власть иудейские лидеры, кто мог быть уверен?

 

Примечания к 26:19-32:

19. Не воспротивился. Характерное сдержанное высказывание: ср.Гал.1:16. Другие примеры: Римл.1:13,15,15.

20. И ... и ... и. Интересен аккуратный различный подход в греческом языке. То же – в ст.30.

21.Растерзать. Ср.5:30. Не избрал ли Павел это греческое слово, намекая на распятие его, подобно Господу?

22. Получив – как то, что испытано многими. Для Павла это означает Божью помощь.

Помощь. Греческое слово из военного лексикона (21:32), связанное с «молодыми солдатами». Павел, может быть, думал об ангельской помощи.

23. Это говорило о том, что, подобно  «Верным Словам» из Тита и 1,2 Тим., существовали ранние христианские собрания «Свидетельств» (доказательств): (а) страдал ли Христос; (б) воскрес ли Христос из мертвых; (в) возвестил ли Христос свет язычникам.

Восстав из мертвых. В других местах (напр. Римл.1:4) – следующий шаг: Следовательно, он – Сын Божий. Почему не здесь?

Свет язычникам. См. ст.18 в предыдущей главе.

24. Подобным образом прерывают: 4:1; 10:44.

Безумствуешь. Те, кто говорил о воскресении, принимались мирскими людьми за сумасшедших: Марк 3:21; Ин.10:20; Деян.12:15. Это касалось и пророков, говоривших о Господе: Иер.29:26; 4Царств 9:1,4,11; 2Кор.5:11,13. Поскольку эти слова обычно ассоциируются с некоторым неистовством, то это говорит о том, что Павел говорил с огромным энтузиазмом.

Большая ученость. Ссылка на его множество свитков Писания и множество написанных посланий?

25. Говорю. Почти всегда означает богодухновение: 2:4,14; Втор.32:2; Иез.13:9,19; 1Пар.25:1. Насчет заявлений Павла, что он говорит, вдохновленный Духом – обдумайте 1Кор.2:13; 7:10; 14:37; 2Кор.2:17; 7:12 совместно с 1Кор.5:4; Гал.1:20 (?); 1Фес.4:15.

26. Смело. Ст.27,29; 23:11.

Не в углу происходило. Некоторые говорят, что это умышленная цитата из Платона.

27. Веришь – но не готов признаться в этом. В 70г.Р.Х. христиане ушли из Иерусалима в Пеллу, самый ближайший город области, управляемый Агриппой. Древо Иродов прервалась на нем и его сестре.

28. Христианином. Было ли это еще одним каламбуром Агриппы? «Я уже помазанный (эхристен) царь!»

29. Молил бы я Бога. Намек ли это Павла: Это не я, а Бог работает, желая обратить вас?

32. Как это общее мнение стало известно Луке? Был ли в этой группе кто-то, сочувствовавший Павлу? Или Фест объявил публично общее решение?