> Все книги  >

> Оглавление >

Харри Виттакер. "Изучение книги 

 

„ Деяния Святых Апостолов “

108. Рим (28:17-31) 

Указ Клавдия, высылавший иудеев из Рима, уже давно не применялся. Многие из них опять возвратились в метрополию. Известно, что приблизительно в это время в городе было не меньше восьми синагог. Нерон, под влиянием своей сожительницы Поппеи, относился к иудеям благосклонно. К тому же эти ранние годы его царствования, когда им все еще руководил его наставник, опытный и благочестивый Сенека, были одним из лучших периодов в римской истории из-за мудрого управления. Но даже тогда начали проявляться признаки разительных перемен к худшему. 

 

Обращение к римским иудеям

Как только Павел устроился в своем жилище в городе, он попытался связаться с руководителями иудейской общины. Он не мог пойти к ним сам, ибо его руки всегда были в цепях, поэтому через посланника он предлагал синагогам прислать к нему своих представителей.

К этому времени имя Павла и то, что он отстаивает, было известно повсюду, где были синагоги. Поэтому, хотя бы из любопытства, пришли делегаты всех групп римского иудейства.

В первую очередь, Павел позаботился о том, чтобы оправдать себя перед ними. Не было никакой надежды на то, что они выслушают послание о Христе, если будут переполнены предубеждениями против выступающего.

Он очень кратко объяснил, как стал узником в Риме. Синедрион, Феликс, Фест, Агриппа, - все они поняли, что нет, в действительности, ничего против него. Так почему же он обратился к Кесарю, высказывая, таким образом, недоверие своему собственному народу? Просто из-за злобы и невоздержанности, которые проявляло по отношению к нему непримиримое меньшинство: «чтобы я мог избавить мою душу от смерти» (текст Beza).

Однако апостол был осторожен в высказываниях, чтобы никоим образом из-за этого не восстановить свой народ против себя. Почему же в течение прошедших двух лет он находился в заключении, которое было следствием его горячего заявления перед Синедрионом, что он оставался твердо верным «надежде Израилевой ... чаянию (надежде) воскресения мертвых» (23:6)»? Потому что они услышали, что у него было послание к язычникам, и они не должны были допустить, чтобы он потерял хоть что-то из своего иудейства. «За надежду Израилеву обложен я этими узами».

Ответ слушателей был очень сдержанным. Так и должно было быть, ибо, если Павел был в центре беспорядков и буйства в Иудее, то то же самое могло случиться в Риме, а указ Клавдия и бунты, последовавшие за ним, еще слишком свежи были в памяти, чтобы успокоиться. Они достаточно много знали о христианах как об одной из многих религиозных групп, на которые разделялось иудейство, и знали также, что эти еврейские христиане ненавидимы остальными. Но по поводу самого Павла ничего официального им не присылали из Иерусалима: ни делегатов, ни писем. Поэтому они подумали, что лучше воздержаться от решения до тех пор, пока полностью не выслушают его.

 

Рассмотрения дела Синедриона не состоялось

То обстоятельство, что иудейские начальники в Иерусалиме все еще ничего не сделали, чтобы перетянуть на свою сторону синагоги в Риме против Павла, требует объяснения. Вряд ли было бы правильным сказать, что шторм, который сделал путешествие Павла в Рим таким долгим и тяжелым, должен был задержать и делегатов Синедриона, ибо письма можно было послать наземным путем, а доставка почты по римским дорогам была очень хорошо организована и быстра. Кроме того, то, что пролетело два года, а все еще не было никакого намека на суд, заставило этих начальников осознать, что у них нет ничего против апостола, а потому они удовлетворились самым большим, что могли извлечь из этого: продержать его за решеткой как можно дольше; и здесь, несомненно, были использованы симпатии к иудейству Поппеи.

В день, назначенный для продолжения разговора с Павлом, к нему пришло много людей. К этому времени еврейские христиане в Риме немало пожертвовали в пользу апостола. Вероятно, эта беседа велась в открытом дворе.

 

Разделение

Это было долгое заседание, длившееся в течение многих часов, пока на улице было светло. Павел подробно изложил свою веру в Иисуса. Осознавали ли эти люди, слушавшие его сейчас, какой богатый опыт они получили, услышав, как он умело, ясно и уверенно обращается с Писанием? Что за контраст с сухостью раввинской традиции!

Однако предубеждения живучи. Греческие стихи содержат намек на то, что в некоторых из присутствующих постепенно зарождалась вера, в другие же (их было большинство?) чувствовали совсем иное. Таким образом, произошел разлад, а поскольку Иисус уже предостерегал, что разделившийся сам в себе дом не сможет устоять, это было предзнаменованием конца народа как единого организма.

Спустя какое-то время негодующие начали уходить, проголосовав ногами против Евангелия Павла.

Однако прежде чем собрание прервалось, Павел успел сделать одно особо важное заявление: «Истину (хорошо) сказал Святой Дух, говоря с отцами вашими через пророка Исаию ...» (совр.пер). Таким образом, он поставил этих упрямых современников в один ряд с нечестивцами дней Исаии.

 

 

Пророчество Исаии об отвержении

Он продолжал цитировать обжигающие слова об отвержении из Исаии 6:9,19, отрывка, который Иисус вначале применял по отношению к своим противникам, который Иоанн использовал, чтобы завершить свой рассказ о служении Господа, и который Павел вставил в Послание к Римлянам для анализа отношения иудейства к Евангелию.

Ряд мыслей в Книге Исаии 6 удивительно соответствует нынешнему свидетельству Павла перед иудейством и той ситуации, с которой он пытался справиться:

Стих

 

1. Господь высокий и превознесенный.

Этим языком описывается Страдающий Раб (52:13). А слово «возвышенный» имеет двойное значение: «распятый» (Ин.12:32-34) и «прославленный».

2. Вариант Херувимов.

Предполагает отказ от Израиля, как в Иезек.1.

3. Вся земля наполнена Его славой.

Евангелие – для всего мира, а не только для Израиля.

4. Верхи ворот поколебались, Дом наполнился курениями.

Первые признаки божественного осуждения Израиля.

5. Человек с нечистыми устами ... народ с нечистыми устами.

Савл-гонитель покаялся. Израиль – нечистый и непокаявшийся.

6. Горящий уголь с жертвенника.

Павел очистился от своих недостойных дел.

8. Пошли меня!

Особая миссия Павла нести Евангелие повсюду своему народу и язычникам.

9. Обращение к Израилю отвергнуто.

Большая часть народа восстала против Евангелия.

10. Карающее, огрубевшее сердце.

Потому не могли они веровать (Ин.12:39).

11. Опустели города без жителей.

Святая Земля будет заброшена.

12. Люди удалятся.

Рассеяние народа.

13. Но все же на ней – десятая часть.

Только остаток Израиля, принявший Евангелие Христа (в последние дни?).

 

Это последнее слово Павла вряд ли могло быть более угрожающим. Это было повторением того, что он пережил в синагогах Антиохии Писидской, Коринфа и в Ефеса.

Если не считать отдельных людей, которые разыскивали его и были рады встречам с ним, это был конец апостольского благовествования среди иудеев Рима.

По поводу этого времени у Ракхэма есть разумное замечание: «В его Послании к Римлянам апостол, стремясь доказать пути Бога к человеку, рассматривает, как ... отвержение иудеев привело к обращению язычников. Но эти мысли не являются объяснением основной тайны: почему один человек верит, а другой – не верит. Если мы отвечаем, что человек верит посредством милости Божьей, это только приводит к новой проблеме: почему существует божественная милость для одних, а не для других? Для ограниченного разума этот вопрос должен оставаться неразрешенным» (стр.504).

 

Оправдан

Два года Павел оставался в заключении, хотя и с очень легкими мерами пресечения. Иудейские евреи, определенно, не продолжали дела по гонению Павла. Это означало бы для них найти и взять свидетелей в Ефесе (24:19) и Иерусалиме и доставить их в Рим – утомительное и очень дорогое занятие, даже если оно и оказалось бы полезным. Таким образом, дело Павла, в конце концов, снова было поднято, и он оправдан из-за неявки в суд истца и по рекомендации из управления Феста, которая, наконец, достигла Рима (сам Фест к этому времени умирал или уже умер).

 

Друзья Павла в тюрьме

Благодаря финансовой помощи братьев из Филипп (4:10,14,18) и, вероятно, братьев-аристократов из Рима, Павел, хоть он и был все время под стражей, мог радоваться некоторой степенью свободы,  арендовав собственный дом. Но он жил там не один. Помимо членов римской экклесии, как иудеев, так и язычников, немало других приходило к нему издалека: Тимофей, Лука, Аристарх, Тихик, Онисим, Епафрас, Епафродит, Марк, Димас, Иисус Иуст, - обо всех них говорилось, что они были с ним в это время. Об этих и других друзьях Павла можно было написать целый большой том.

Особенно интересные подробности содержатся в ссылках на Епафаса и Аристарха, которые были, как известно, сотрудниками апостола и заключены вместе с ним (Кол.1:7; 4:10; Филим.23,24). Похоже, что эти двое по очереди служили Павлу, один – будучи с ним в доме, а второй – выполняя роль связного с экклесией, синагогой и римскими властями. Смена этих обязанностей время от времени делала эти периоды службы менее обременительными для каждого из них.

То, что Лука, «врач возлюбленный» (Кол.4:14), должен был оставаться с Павлом еще какое-то время, наводит на мысль о болезни апостола, иначе Лука ушел бы назад в экклесию, которую он так любил, в Филиппы. Послать денежный дар Павлу, вероятно, внушил, мягко намекнув, Лука в своем письме в Филиппы.

Эти деньги были доставлены Епафродитом, который вполне мог быть филиппийским тюремным стражем, обращенным в веру Павлом. В Риме Епафродит очень тяжело заболел, и некоторое время был на волосок от смерти (Фил.2:25-30). Как только он набрался сил, чтобы выйти в путь, Павел отправил его назад в Филиппы, чтобы успокоить братьев, получивших дурные вести о своем верном брате.

Павел был особенно рад, когда с ним рядом был Тимофей. «Ибо я не имею никого столь равно усердно, кто бы столь искренно заботился о вас» (Фил.2:20). Разве мог Павел написать о нем что-то лучшее?

Иоанн Марк, который вначале оказался центром сильнейших разногласий между Павлом и Варнавой, тоже пришел помочь. Теперь он полностью примирился с апостолом и его способом проповедования. Тейлор вполне доказал правоту своей мысли, заключающейся в том, что особо сильной стороной Марка было инструктирование новообращенных по всем правилам как до, так и после крещения. Эта способность могла принести значительную пользу Павлу, который прилагал все усилия во имя Евангелия вместе с приходящими или посылаемыми ему.

Текст Beza вставляет здесь дополнение, обобщающее учение Павла в течение этих двух лет: «Говоря, что этот Иисус есть Христос, Сын Божий, через Которого весь мир будет судим».

 

Тюремные послания

По-видимому, очень вероятно (и в этом уверены многие комментаторы), что к этому периоду  относятся четыре послания Павла, хотя можно сказать достаточно уверенно, что он написал гораздо больше писем!

Послания к Ефесянам, Колоссянам, Филимону были написаны в одно и то же время. Тихик, «возлюбленный брат и верный в Господе служитель», был посланником Павла, доставлявшим их. С ним пошел Онисим, сбежавший от Филимона раб, которого Павел научил Истине Христовой, когда тот вернулся в Рим в поисках своего брата Тихика.

Письма Ефесянам и Колоссянам считаются двумя наиболее зрелыми, глубокими и краткими посланиями, написанными апостолом. Первое из них, видимо, предназначалось для более широкого распространения, чем только среди ефесской экклесии.

Послание к Филиппийцам было написано и послано через Епафродита в то время, когда Павел вот-вот ожидал услышать решение по поводу своего обращения к Кесарю. В отрывке (1:20-26), который неправильно понимался, он размышляет вслух о своих перспективах:

«При всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то (т.е. оправдание и свобода служить Господу еще), или смертью (т.е. в случае осуждения). Ибо для меня жизнь – Христос (его личный опыт служения, видений и откровений Господа), и смерть – приобретение (даже таким образом его мученичество восхвалит дело Христа). Если же жизнь во плоти (т.е. оправданным) доставляет плод моему делу (результат моего суда), то не знаю, что избрать. Влечет меня и то, и другое (в перспективе на освобождение): имею желание разрешиться и быть с Христом (т.е. уйти от напряженной проповеднической работы, чтобы иметь возможность радоваться видениям и откровениям Господа, которыми он одарен), потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти (т.е. продолжать активную деятельность в экклесиях, на что намекает следующий стих) нужнее для вас. И я верно знаю (из-за приближающегося оправдания), что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере». Так оно и случилось.

 

Незаконченная история

Почему же Лука не завершил свою Книгу Деяний рассказом об освобождении Павла и возобновлении его работы? Либо он закончил свою повесть до того, как Павла оправдали (но тогда, почему бы не подождать немного, чтобы у истории получился должный конец?), либо он намеренно остановился в этом месте, чтобы продолжить историю в «Томе Третьем».

Из этих двух предположений второе, видимо, предпочтительнее – по двум причинам:

А. Стихи 25-31 содержат все признаки заключения. У Пэйджа в его книге «Деяния Апостолов» есть хороший отрывок на эту тему.

Б. В стихе 1:1 фраза «первую книгу» в оригинале подразумевает «первую из более чем двух», что наводит на мысль, что Лука намеревался добавить, по меньшей мере, еще одну книгу после Деяний.

В этом случае, были ли «Дальнейшие Деяния Павла» написаны, или они, будучи написаны, не сохранились? Известно, что Лука был жив еще через четыре года (2Тим.4:11), а с другой стороны, во время кампании Павла он погиб незадолго до апостола от гонений Нерона. Так что, видимо, «Том Третий» никогда не был написан. Лука, вероятно, умер мучеником, бок о бок со своим старым другом. Трудно поверить, чтобы тому третьему тому истории, будь он написан, было позволено погибнуть, ибо как только он стал бы доступен, его копии тут же быстро размножились. В то время в Риме была очень хорошо развита копировальная система.

 

Примечания к 28:17-31:

19. Народ. Павел благородно оправдывает свой народ, но, меняя обычное слово «лапс» (скорее как: свои люди) (ст.17) на «этнос», он намекает на отчужденность.

20. За надежду Израилеву; и за привод язычников к надежде Израилевой: Еф.3:1.

Этими узами. Как это раздражало такого энергичного человека! 26:29; Еф.3:1; 4:1; 6:20; Филим.10,13 (2Тим.1:16; 2:9).

22. Везде спорят, т.е. везде в иудейских общинах.

Об этом учении («ереси» - в оригинале). Как будто христиане образовали клуб для избранных! 

23. Пришли. Это менее обычное (в оригинале) слово означает (в Н.З.) действие, осуществляемое посредством Бога.

25. Они уходили. Одна из греческих версий подразумевала, что они спасали себя от того, чтобы не оказаться побежденными силой аргументов.

Хорошо. Так и Иисус, в том же духе: Марк 7:6,9.

30. Целых два года. И все это время – закованный в цепи! Фил.1:13.

31. Проповедуя. А он был узником и – в Риме! Ясное свидетельство законности христианства.