> Все книги  >

> Оглавление >

Харри Виттакер. "Изучение книги 

 

„ Деяния Святых Апостолов “

 

 

24. Семь помощников (6:1-7)

 

Апостолы „не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе“, продолжая делать это „всякий день в храме и по домам“ (5:42), а потому „умножились ученики“.

Слово „ученики“, столь обычное для евангелий и достаточно часто встречающееся в Деяниях, полностью исчезает в Посланиях, а его место занимают другие два слова: „братья“, имя, использованное Иисусом утром после его воскресения (Иоанн 20:17), и „святые“, иногда со специальной ссылкой на еврейских (в отличие от языческих) верующих. Таким образом, частота повторения в Деяниях слова „ученики“, всегда подразумевающего Иисуса в качестве „учителя“, может, вероятно, стать еще одним небольшим доказательством того, что автор с самых ранних времен был последователем Господа.

Используя глагол „умножились“, Лука также намекает читателю на сравнение с „умножением“ гонимого народа Израиля в Египте (Исх.1:7,20). Теперь это же происходило вновь и с Новым Израилем.

Сходство становится особенно ясным, если бок о бок с этим отрывком Деяний поместить рассказ о ропоте людей по поводу манны и о том, как Моисею помогло назначение семидесяти старейшин, наделенных Духом:

 

Книга Числа 11

4. Примкнувшее к ним множество („пришельцы между ними“ - в русской версии)

1. роптало

9. об ежедневной манне.

17. Старейшин, способных нести на себе бремя народа,

16. приказано назначить в качестве 70 помощников,

16. чтобы они предстали там (как в Деян.6:6) перед Господом.

25. В них особенно проявился Дух,

26. чрезвычайно же - в двоих, которые, в отличие от других, „пророчествовали“.

 

Классовые различия

Евреи в Иерусалиме подразделялись на два основных класса: на собственно „евреев“, рожденных в Земле Обетованной и чрезвычайно гордящихся этим фактом, и „эллинистов“. Последнее имя часто означало «говорящие по-гречески». Однако весь народ знал этот язык. Больше похоже, что они были членами диаспоры, обосновавшейся в Земле, но все еще ведущей достаточно космополитический образ жизни.

Общественное напряжение среди иудеев, созданное этими различиями, проникло и в экклесию и особенно проявилось в процессе распределения помощи среди бедных верующих. Братья из эллинистов подняли ропот против этого „классового различия“, которое было, без сомнения, скорее случайным, чем спланированным. Апостолы просто были слишком заняты, чтобы уследить за всем.

 

Настоятельная проблема

Хотя Лука говорит об обделенных „вдовицах“, вероятно, под этим подразумеваются все бедные и нуждающиеся, ибо то же слово было, очевидно, использовано Иаковом в более общем смысле: „призирать сирот и вдов (присматривать за сиротами и вдовами) в их скорбях“ (1:27).

Евреи ежедневно откладывали деньги в пользу бедных, однако официально такие взносы производились раз в неделю, по пятницам. Братья, знавшие, что их праведность должна превосходить таковую книжников и фарисеев, установили ежедневное оказание помощи. Вполне могло быть, что они пришли к этому по причине исключения их вдов из раздачи помощи из храмового фонда (такого рода тактика могла предназначаться для расхолаживания тех бедных, которые проявляли энтузиазм по отношению к Иисусу из Назарета).

Полезно отметить, что, по сравнению с тенденциями двадцатого века, в Деяниях основная забота ранней церкви о социальных проблемах была возложена на саму экклесию.

Состояла ли эта помощь в распределении денег или еды, не совсем ясно, ибо слова „пещись о столах“ могли означать и то, и другое (не так определенно и в 2:45).

 

Действия

Апостолы, осознавшие, что они должны быстро что-то предпринять в связи с этим „ропотом“, созвали множество учеников. Если принять в расчет рост экклесии, остается неизвестным, как это могло быть сделано. Возможно, состоялось несколько таких собраний в определенных синагогах, к которым особенно благоволили верующие. Вряд ли такой „домашний“ вопрос обсуждался на массовых митингах в храмовом дворе. А может быть, только представители разных групп были созваны вместе, как это позже случилось на совещании в Иерусалиме (гл.15)?

Было совершенно очевидно, что апостолам, чьей основной заботой были публичные проповеди, молитвы, обучение и увещевание народа, не следовало обременять себя такими практическими обязанностями как забота о бедных: „Не хорошо нам (перед Богом), оставивши слово Божие, пещись о столах“.

 

Семеро

Итак, было решено, что для этой цели нужно назначить специальную опекунскую группу из семи братьев, чьей работой будет наблюдение за этими нуждами. Практическое же исполнение этих обязанностей было, возможно, вверено в руки разумных, преданных женщин.

Почему семеро? Может быть, уже существовало семь разных экклесий в Иерусалиме. Или, возможно, это было сделано по примеру подобной комиссии, назначенной мудрым и ревностным Езекией с той же самой целью в период восстановления (2Парал.31:14,15).

Назначенные мужи должны были быть „изведанными“ людьми, то есть не только верными и заслуживающими доверия братьями, но и, по общему признанию, „исполненными Святого Духа и мудрости“. Это значит, что их особым Божьим даром (1Кор.12:8) была способность мудрого управления делами собрания, в частности, - благотворительностью в экклесии.

Замечательно то, что, хотя апостолы лучше всех судили о характере и способностях человека (как показал эпизод с Ананией), выбор этих семи был возложен на все собрание, с утверждением их (вовсе не автоматическим) двенадцатью апостолами.

То, что это было специальное назначение для того, чтобы справиться с особыми проблемами, видно из факта, что нигде больше в Новом Завете нет ничего подобного этому „благотворительному“ комитету из семи человек. Когда нужно было сделать подобную работу, об этом заботились Павел, Варнава и старейшины экклесии (11:30).

Организовав это, Двенадцать апостолов освободились для того, чтобы сосредоточиться на „служении Слову“ - ежедневном распределении Хлеба Жизни, - в то время как другие наблюдали за тем, чтобы более умело совершалось „ежедневное служение“, связанное с практической помощью и поддержкой. Это слово „ежедневный“ - один из медицинских терминов Луки, который в наши дни используется для таких назначений, как „три раза в день (ежедневно) после еды“.

Небезынтересны подробности, касающиеся этих семерых людей. У них всех греческие имена, но это вряд ли означает, что они были греческими евреями, ибо трое (четверо) апостолов тоже носили греческие имена, но, без сомнения, были евреями, родившимися и выросшими в Земле.

Существует неподтвержденное предположение, что среди этих семерых трое были местными евреями, трое - евреями-эллинистами, а один - Николай Антиохийец - прозелитом из язычников. Считается, что он первым из неевреев пришел к вере и обладал полным статусом еврея, „прозелита праведности“, в отличие от Корнилия, бывшего „прозелитом при вратах“.

Удивительно, что о пяти из семи этих братьев больше ничего не известно. Однако и о нескольких апостолах не написано ничего, кроме их имен.

 

Стефан

Стефан был выдающимся человеком. О нем говорится, что, подобно Варнаве (11:24), он был „исполнен веры и Духа Святого“. Такая его характеристика повторяется дважды. Может быть, это означает, что (посредством особого дара веры) он, как и Варнава, пришел к тому, чтобы продать все, чем он владел, и отдать бедным, чтобы лучше служить и свидетельствовать во имя Христа? Если так - а это выглядит вполне вероятным, - то он был наиболее подходящим человеком для благотворительной деятельности, которая теперь была ему поручена.

И Стефан, и Филипп были и выдающимися проповедниками евангелия. Таким образом, они были настолько ревностными людьми, что испытывали побуждение заниматься и другой работой, помимо тех важных обязанностей, которые были доверены им теперь.

Хотя эти семеро были отобраны всей экклесией, было необходимо, чтобы апостолы одобрили это решение. По-видимому, Двенадцать апостолов обладали правом вето, хотя в Новом Завете нет никаких подтверждений подобным проявлениям власти.

Апостолы возложили на семерых братьев руки. Нельзя ли предположить, что каждому из них был дан таким образом еще и дар власти Святого Духа в дополнение (4:31) к тем дарам, которыми они уже обладали, - дарам „вспоможения“ (1Кор.12:28)?

Так была решена еще одна проблема, и главная евангельская работа беспрепятственно продолжилась. „И слово Божие росло, число учеников весьма умножалось в Иерусалиме“. Такой рост стал высшей точкой популярности христианства в Иерусалиме. Таким образом, апостолы полностью отстояли необходимость непрерывно выполнять свою главную работу. Примечательно, что сегодня благотворительная работа имеет тенденцию занять ведущее место, которое во времена апостолов занимали проповедование и изучение Библии.

 

Обращение священников

Самым примечательным во всех евангельских достижений было то, что началось неуклонное пополнение рядов обращенных в Веру священников. Помимо силы самого послания, существовало определенное число других соображений, давших огромный толчок священникам. Во-первых, впечатляющим примером послужил левит Иосия Варнава, бывший член Синедриона и человек очень состоятельный и занимавший высокое положение в обществе. Более того, речь почтенного Гамалиила перед Синедрионом зажгла зеленый свет, который был теперь воспринят как знак того, что священники могут следовать в своих убеждениях за Иисусом из Назарета, не подвергаясь преследованиям и не рискуя быть отстраненными от своих обязанностей в храме. Действительно, то, что верующие продолжали часто и даже более усердно, чем другие, посещать храм, ясно показывало, что нет никакого ощутимого разлада между храмом и евангелием.

Итак, священники непрерывным потоком стали приходить к крещению. Во времена Моисея призыв: „Кто Господень, - ко мне!“ (Исх.32:26), - привел верное колено Левиино на сторону истины. Сейчас же опять: тот же зов - и тот же ответ. Каждый из наученных Библией священников „возложил свой меч на бедро свое“. Их „послушание Истине“ было, таким образом, описано Лукой чудесной фразой („покорились вере“), которой он научился у своего друга Павла (Римл.6:16,17; 1:5; 10:16; 2Фесс.1:8) и ставшей синонимом крещения.

Многие из этих священников бедствовали и были социально унижены по причине грубого и пренебрежительного отношения, проявляемого к ним высокомерными, имеющими власть первосвященниками. Самых смиренных из них раввины называли „священниками земных людей“, однако и евангельский невод собирал их для того же. Не говорил ли Иисус в одной из своих притч о „рыбах всякого рода“?

 

Примечания к 6:1-7

1.Умножились, сравните 6:1,7 с 9:31; 12:24; затем - с Быт.22:17.

Ропот. Однокоренное существительное и глагол употреблено не менее семнадцати раз в связи с Израилем в пустыне. Крайние иудаистские предубеждения оставались в их подсознании, продолжая становиться все более и более опасными для экклесии в Иерусалиме: 9:26; 11:2; 15:1,2; 21:21. Или Гал.2:4 объясняет этот феномен? Контраст - 1:4.

2. Двенадцать. Таким образом, Матфий был истинным апостолом; ср. с 2:14.

3. Изведанных. Это всегда необходимо: 22:12; Тит.1:6; 1Тим.3:7; 5:10; ср. с Евр.11:39.

На эту службу. В Новом Завете это обычное греческое слово почти всегда несет значение „нужда“: „на эту нужду“.

6. Возложили на них руки. Смысл этого простого ритуала не всегда один и тот же. Он может быть связан с жертвоприношением (Лев.1:4), с благословением (Марк10:16), с исцелением (28:8) или с даром Святого Духа (19:6). Однако, как минимум, однажды это стало видимым признаком поручения начать новую работу (13:1-3; еще отметьте Гал.1:1). Протягивание правой руки нередко означает то же самое.

7. И слово Божие росло. Эти слова условно отделяют вторую часть Деяний; смотри написанное по поводу 2:47.

В Иерусалиме. Конечно, подразумевалось, что ученики были и вне пределов города, но именно в городе наблюдался столь быстрый рост.