> Все книги  >

> Оглавление >

Харри Виттакер. "Изучение книги 

 

„ Деяния Святых Апостолов “

 

 

25. Стефан (6:8-15)

 

Лука относился к разряду историков, излагающих сухие факты. Даже пережитое им вместе с его близким другом Павлом он записал в беспристрастном, уравновешенном стиле, лишь очень редко проявляя свой горячий энтузиазм и преданность, которые он несомненно испытывал по отношению к великому апостолу.

Поэтому обязательно нужно сказать о восхищении Луки Стефаном, ибо ни одному из своих соучеников не посвятил он столь хвалебных слов.

 

Хвалебная речь Луки

Замечательную картину создают следующие собранные вместе выражения:

а. „Исполненного веры и Духа Святого“ (ст.5). Однако так описан и Варнава (11:24), скорее всего потому, что, проявив веру, удивительным образом данную ему Богом, он продал всю свою землю и принес вырученные деньги для помощи братьям (4:36,37). Отличался ли и Стефан такой же щедростью? Именно за это он мог получить право заниматься порученной ему благотворительной работой.

б. „Исполненный благоволения (а не „веры“, как в русской и некоторых других версиях) и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе“ (ст.8). Однако слово „сила“ (дунамис) часто употребляется по отношению к силе Святого Духа, и этот контекст подтверждает такое прочтение. Также и „благоволение“ используется для обозначение дара Духа (см. Примечания и „Gospels“, стр.44, 229).

в. „Мудрости и Духу, которым он говорил“ (ст.10). Еще один Божий дар!

г. „Лице его, как лице Ангела“ (ст.15). Смотри ниже комментарий к этой фразе.

Очевидно, Стефан в это время во всех отношениях затмил апостолов, - и они должны были согласиться с этим.

 

Соперничество в Вере

Враги Евангелия знали, что их репутация и влияние висели на волоске. Что-то нужно было предпринять, ибо здесь, как им казалось, они имели дело почти со вторым Иисусом Назореем. Они оглянулись назад и спросили себя, что привело их к успеху в случае с человеком, которого они распяли. В прошлый раз перелом наступил именно тогда, когда они заставили эту массу людей поверить, что Иисус является хулителем Моисея и храма. Поэтому точно такую же тактику можно применить и теперь! Переманить толпу на свою сторону!

Стефан был таким ревностным и энергичным человеком, что не мог довольствоваться только порученными ему обязанностями по руководству важной благотворительной деятельностью в экклесии. В этом он является хорошим примером для наделенных способностями людей Господних в наше время. Ибо довольствоваться только одним делом - вряд ли в этом состоит жизнь истинно преданного! „Кому дано много..!“

Распространение Евангелия переместилось с собраний на открытом воздухе в храмовом дворе во многие иерусалимские синагоги, где оно публично толковалось и обсуждалось. Какой бы ни была причина такого изменения - возможно, чтобы избежать создания затруднительных ситуаций для многих братьев из священников? - везде, где бы ни присутствовали критики и враги евангелия, дискуссия превращалась в живое обсуждение Библии. В этом Стефан был превосходен. Таким образом, по меньшей мере, в трех синагогах, которые он посещал - либертинцев (освобожденных рабов; „либертини“ - свободный человек), северо-африканцев, а также - киликийцев и асийцев, - постоянно велись острые дебаты, касающиеся Иисуса Христа и его отношения к Закону и Храму.

В этом возбуждении никто не был в состоянии противостоять силе тех библейских аргументов, которые использовал Стефан. Даже выдающийся молодой раввин Савл Тарсянин Киликийский оказался неспособным сделать это. Существует вероятный намек на него в его дохристианские дни в Иак.2:2,3,6,7.

 

Вдохновленная мудрость

Природные способности Стефана и исключительная образованность были настолько подкреплены сильной властью Святого Духа, что, как и обещал Иисус, этот поборник Истины Христовой обладал „устами и премудростью, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам“ (Лука 21:15). „Я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить,“ - обещал Бог Моисею; теперь же это вновь оказалось верным по отношению к этому лидеру Нового Израиля. Текст из Codex Beza добавляет: „Они были осуждены им со всей смелостью. А потому не были способны взглянуть в лицо истине...“.

Как ни странно, существует множество критических комментариев, которые, касаясь речи Стефана в главе 7, объявляют во всеуслышание о ряде библейских ошибок, которыми усыпаны (как они говорят) его аргументы. Неужели этим самоуверенным критикам никогда не приходило в голову, что, если бы методы Стефана были, действительно, так небрежны, то его очень умелые противники и в синагогах, и в Синедрионе мгновенно, с жаром публично не разоблачили бы их?

Обнаружив, что столкновение лоб в лоб ни к чему не приводит, они приступили к созданию предвзятого мнения о нем в умах народа. Сделать это было легче, чем могло показаться, ибо Стефан своей ясной и чистой логикой, порожденной способностью быстро и во всей полноте воспринимать искупляющую цель Всевышнего в Христе, смог увидеть, что нет больше места жертвоприношениям животных после принесения одной вседостаточной жертвы, как нет больше места и обильному количеству подробных законов и обрядов, данных Моисею. Когда люди были оправданы верой в Христа, храм и Моисей должны уйти, а также - и привилегированное положение Израиля. Стефан аргументировал свою позицию прекрасными библейскими доказательствами из Закона и Пророков, и никто не мог ему противостоять.

 

Зловещие планы

Однако он мог быть искусно представлен в ложном свете. При такой тактике предвзятого мнения добиться было не трудно. Его окружили ложью о том, что „Стефан презирает Моисея и храм“. Была подкуплена группа бессовестных пропагандистов, которых научили, как лучше распространить эту клевету.

Та же кампания способствовала тому, чтобы поколебать терпимость фарисеев, представляющих большинство в Синедрионе, ту терпимость, к которой призывал знаменитый Гамалиил; поэтому теперь, как и тогда, когда они избавились от Иисуса, обе партии Синедриона были едины в своем намерении.

Поэтому через некоторое время, когда отношение народа к верующим стало ухудшаться, враги Стефана (среди которых был и Савл?) перешли к действиям.

Остальное было сделать нетрудно. Пока созывалось официальное собрание Синедриона, вполне определенные беспринципные личности, ранее участвовавшие в дебатах со Стефаном, были тщательно обучены, чтобы выдвинуть показания против него.

 

Искажение правды

Иисус говорил: „(Вы) разрушьте (луо) храм сей, и Я в три дня воздвигну его“ (Иоанн 2:19). На суде же над ним эта фраза была тонко изменена: „Могу разрушить (каталуо) храм Божий и в три дня создать („построить“ - в оригинале) его“ (Матф.26:61). Во время распятия насмешники еще больше закрепили такое искажение его слов: „Разрушающий (каталуо) храм и в три дня Созидающий...“ (Матф.27:40). Теперь же обвинение извратило слова Иисуса еще больше: „Мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей (заметьте, с каким презрением это сказано) разрушит (каталуо) место сие...“.

Эта полуправда достаточно исказила правду, чтобы сфабриковать против узника дело, влекущее за собой осуждение.

Конец же обвинительного акта: „Иисус Назорей переменит обычаи, которые передал нам Моисей“, - был абсолютной правдой, а совсем не хулой. Но как он мог надеяться убедить их в этом?

 

Начало суда

Итак, когда абсолютно уверенный первосвященник Каиафа повернулся к нему и вежливо спросил: „Так ли это?“ - Стефан был готов, и даже полон страстного желания, к защите, которая, достаточно неожиданно, должна была стать жестоким разоблачением и обвинением самих его судей:

„Вы, которые приняли закон при служении („по предписаниям“ - в точном переводе с греческого) ангелов и не сохранили“ (7:53).

Эти ученые и властные люди, полукругом сидящие перед ним, пристально и изумленно посмотрели на узника на скамье подсудимых. Ибо они увидели в его лице то, что наблюдала однажды до того небольшая группа присутствовавших при аресте Иисуса из Назарета (Иоанн 18:6; „Studies in the Gospels“, стр.727).

„(Они) видели лице его, как лице Ангела“. Сам же Стефан знал об этом явлении, ибо речь свою он начал словами: „Бог славы“, - то есть, этой славы (которую вы сейчас видите во мне). Эта светящаяся слава, излучаемая его лицом, была, конечно же, Божественным Светом, которым, по описанию Святого Писания, сияло лицо Моисея (Исх.34:29). Их же судебное дело против Стефана состояло в том, что он хулил Моисея!

Они также помнили, что их великий предок Иаков посмотрел в лицо ангела, и ему была сохранена жизнь только из-за его покорной непрерывной настойчивости, - и даже после этого он сделался калекой на всю жизнь, чтобы это напоминало ему, насколько тщетна уверенность в своей силе против власти Бога.

Они слушали его с тяжелым сердцем, все еще ненавидя этого человека, так божественно выглядевшего.

 

Стефан и Иисус

Не может быть никаких сомнений в том, что все, намеренно помещенное Лукой в свой рассказ о Стефане, должно было как можно чаще напоминать читателю о личности и жизни Стефанова Господа.

Он уподобился рабу.

Он был исполнен веры и Святого Духа, славы и силы.

Великие чудеса и знамения в народе.

Споры и дискуссии в синагогах.

Его противники не могли противостоять мудрости и Духу, с которыми он говорил.

Некоторые люди (лжебратья?) были подкуплены выступить против него.

Они пришли к нему,

схватили его

и повели в Синедрион к тем же первосвященникам.

Ложные свидетели дали показания против него.

„Иисус Назорей разрушит место сие (храм)“.

„И переменит обычаи, которые передал нам Моисей“.

Необузданная вспышка осуждений окончательно решила его судьбу.

Официальное признание: „Сын Человеческий одесную Бога“. В обоих случаях это имело решающее значение.

Единственная в Новом Завете ссылка на „Сына Человеческого“, кроме слов самого Христа.

Они видели лицо его, как лицо ангела.

Отношение к нему было жестоким.

Он увидел открытые небеса и славу Божию.

Они вывели его за город,

чтобы убить его

на том же месте (по очень древней традиции Голгофа была „Местом побития камнями“).

Умирая, он воскликнул громким голосом:

„Прими дух мой“ и

„Не вмени им греха сего“.

Преданные люди похоронили его.

Стефан „воскрес из мертвых“ в обращении в веру Савла.

Верующие отправились проповедовать Слово везде,

взяв с собой это послание даже к язычникам.

Имя „Стефан“ означает „Коронованный“ (сравни с титулом „Иисус Назорей, Царь Иудейский“).

 

* * *

 

Нужно быть не только одаренным, но и вдохновленным Богом, чтобы изложить факты именно так. Это также является ясным доказательством того, что Бог руководил обстоятельствами.

Однако слуга не может быть совершенно таким же, как его Господь. Поэтому здесь есть такие различия:

Не было обвинения в претензии быть царем.

Стефан не молчал перед Синедрионом.

Он был побит камнями, а не распят.

 

Примечания к 6:8-15

8. Веры. Во многих хороших манускриптах сказано: „Благодати,“ - слово, часто используемое в качестве синонима дару Духа: Лука 4:22; Римл.12:3,6; Гал.2:9.

9. Синагога. В Талмуде содержится абсурдное утверждение, что в Иерусалиме было 480 синагог. Это понималось в качестве „полноты праведности“.

Либертинцы. Олицетворение их с евреями одного из мест в Северной Африке кажется несостоятельным. Это место не было важным. Существовала синагога освобожденных рабов в Помпее. Интересная надпись (до 70г. по Р.Х.) была найдена недавно на юго-восточной окраине Иерусалима: „Теодор, сын Веттена, священник и президент синагоги... построил эту синагогу... и постоялый двор, и комнаты, и водоем, чтобы обеспечить жильем тех приезжих, кто в этом нуждается...“. Упомянутый здесь Веттен, должно быть, был освобожденным еврейским рабом аристократического римского семейства Веттени.

Киринейцы, александрийцы. Приблизительно четверть населения этих мест составляли евреи. Обычно говорилось, без достаточных доказательств, что Стефан был александрийцем. В его речи (гл.7) все цитаты из Ветхого Завета - из Септуагинты, которая была создана в Александрии. Это, возможно, подтверждает, что Стефан был членом этой диаспоры (ибо Септуагинта была Библией почти всех греческих евреев), но не обязательно из Александрии.

10. Обдумайте Ис.54:17 и другие стихи в той же главе.

11. Научили. Греческое слово подразумевает: „намекнули, составили заговор, дали взятку“.

На Моисея... на Бога. Обратите внимание на порядок, а также сравните использование слова „нам“ в Числах 20:10. В ст.13 - более сильное выражение.

12. Возбудили народ. Здесь события в Иерусалиме принимают иной оборот: 5:12,12,16,25,42.

Схватили. Ср. с 27:15; Лука 8:29. И это слово, и „тронутый“ являются медицинскими терминами.

13. Определенное обвинение на этот раз, в отличие от 4:7.

Святое место. Контраст с Матф.23:38.

14. Мы слышали, как он говорил. Противоположное они слышали от него - в гл.7.

Разрушит место сие. 2Парал.7:20,21.

15. Лице ангела - из-за 7:56. Сравните со сказанным Павлом в 2Кор.3:18; 4:4,6.