> Все книги  >

> Оглавление >

Харри Виттакер. "Изучение книги 

 

„ Деяния Святых Апостолов “

 

 

 

29. Смерть Стефана (7:54-60)

 

Лука, безусловно, узнал историю о расправе над Стефаном от самого Павла. Его краткий рассказ наполнен яркими, драматическими подробностями.

Высшая точка обвинения, к которой, в конце концов, присоединилось и Господне свидетельство, стала совсем невыносимой для этого собрания, которое вплоть до этого момента слушало его, не перебивая. Теперь же «они разрывались от гнева» (5:33): буквально «рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами». Удивительно легко сделать неверное заключение из этих выражений. Первое не означает, что они были эмоционально перевозбуждены (хотя, несомненно, и это было). Скорее они превратились в людей с раздвоенным сознанием (и это особенно верно было по отношению к Савлу из Тарса!). Убедительная библейская аргументация Стефана неизбежно оказала влияние, хотя предрассудки и своекорыстие не давали прийти к этому выводу. 

Они скрежетали зубами, но не «на него» (как в тексте), а «обращая внимание на него» и на то, что он говорил (похожее выражение в Откр.1:7). Это отношение сохранялось и во время речи  Стефана. Эти слова не описывают ни сожаление, ни угрызения совести (как часто, по ошибке, мы их воспринимаем в Евангелиях), а только злость; сравните с Пс.111:10; Иов 16:9; Притчи 19:12.

 

Видение Христа

Стефану, не пришедшему в смятение под влиянием все возрастающей их враждебности, это не должно было стать помехой  для свидетельства. Пристально глядя в небеса, точно так, как это делали апостолы во время Вознесения (1:10), он, как и они, узрел замечательное видение Небесной Славы Божьей, а люди перед ним видели эту славу, отраженную в его лице (6:15). Сыны Израилевы не могли смотреть в лицо Моисея «по причине славы лица его» (2Кор.3:7). Однако этот святой во Христе, чистый сердцем, увидел Бога и осмелел для того, чтобы сказать свои последние слова свидетельства.

Это видение приняло особую форму. Он увидел, что «отверзлись небеса», как это случилось у Иезекииля (1:1) и как произошло во время крещения его Господа (Марк 1:10), и вот – там, Христос, «стоящий одесную Бога», как если бы он был Первосвященником, совершающим богослужение в истинном Святом Святых. Однако задачей его священнического посредничества было не то, чтобы Иисус сейчас (в этом уникальном месте Писания) стоял в небесном Присутствии (Евр.10:10,11), но чтобы заявить об осуществлении обетования своего Отца: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе» (Пс.2:8). Уже существовало осязаемое свидетельство того, что избранный народ ожесточился в неприятии своего Мессии. Таким образом, теперь, определенно, настало время, когда более широкое намеренье Божье – собрать язычников – должно было начать осуществляться: «Чтоб Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа... И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых.... но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис.49:5,6).

Стефан, приведенный в исступление зрелищем этого небесного видения и узнавший своего Господа, рассказал все, что он видел, сознательно используя почти такие же слова, которые тот же первосвященник и синедрион слышали из уст Иисуса на суде: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (сравните с Матф.26:64; и сопоставьте с Деян.7:33). Здесь был не только Псалом 109, цитируя который Иисус привел ученых людей в немалое замешательство (Матф.22:41-46), но также и использование слов «Сын Человеческий» (единственный раз этот титул употреблен кем-то другим, а не Иисусом), в чем мы видим обдуманную ссылку на Книгу Даниила 7:13 с его видением Сына Человеческого, вознесенного к Ветхому днями и получившего власть над языческими народами (ст.14), как и над евреями.

Сила потрясающих слов Стефана не пропала даром, захватив одного из этих людей, Савла из Тарса, обладающего самым гибким умом в их собрании. Это вполне мог быть он, закричавший первым,  а за ним последовало и все августейшее собрание, забыв о чувстве собственного достоинства и стремясь заглушить всякое продолжение свидетельства веры. Символически выражая свой ужас перед Стефановым «богохульством», многие из них затыкали свои уши руками; таким образом, не отдавая перед собой отчета, они ясно признавали, что при всех их знаниях, у них нет ответа на библейскую аргументацию их пленника.

 

Пророчество о Стефане

Рассказ Луки в этом месте содержал в себе тонкие библейские ссылки. «Который затыкает уши свои», - слова, взятые из Псалма 57:5. Этот псалом совершенно необыкновенным образом показывает свое особое отношение к Стефану и Савлу.

 

Псалом 57

Деяния 7

2. «Подлинно ли правду говорите вы, судьи (Синедрион), и справедливо ли судите, сыны человеческие?»

Искажение правосудия в осуждении Стефана. Савл был одним из судей. Сопоставьте: «Сын Человеческий».

3. «Злодеяния рук ваших».

Побитие камнями.

4. «Нечестивые от утробы матери заблуждают, говоря ложь».

Они обвиняют Стефана.

5. «Как глухого аспида, который затыкает уши свои».

«Они затыкали уши свои».

6. «И не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях».

Красноречие Стефана.

7. «Боже! Сокруши зубы их».

«(Они) скрежетали на него зубами».

8. «Пусть они будут как преломленные».

«Они рвались сердцами своими».

9. «Да не видят солнца, как выкидыш женщины».

1Кор.15:8: Савл – «как если бы я был недоношенный» (в современном русском переводе Библии, который ближе к авторскому тексту – прим. переводчика). Стефан увидел Славу Божью.

 

Неистовая реакция

Вновь, эта фраза: «(они) единодушно устремились на него», - употребляет тот же необычный глагол, который использован при описании гадаринских свиней, свалившихся с крутизны (Марк 5:13). Этим же словом описывается также и безумие толпы в Ефесе (Деяния 19:29). Насколько же другим было то единодушие, которое так милосердно демонстрировали в своей жизни братья (2:46; 5:12)! Греческая фраза здесь не означает отсутствия обсуждения или голосования среди судей, особенно, поскольку сказано, что «Савл же одобрял убиение его» (26:10).

В неукротимой злобе, единодушно (1:14; 2:1), они вытащили Стефана из зала суда, вывели его за пределы храма, города, на «Место побития камнями» (согласно традиции, оно совпадало с Голгофой; сравни с Евр.13:12), как если бы он был богохульником (Лев.24:11,14) или прокаженным (14:40). И там, побуждаемые жестокими намерениями, люди скинули с себя свои длинные мантии и положили их к ногам Савла из Тарса, молодого члена синедриона (сколько ему тогда было лет?), уже предназначенного стать преемником великого Гамалиила из-за его фантастических знаний и выдающейся преданности Закону.

 

Савл, судья

Однако, если Савл был, действительно, настолько переполнен праведным негодованием, направленным против этих верующих, почему же он сам со всей страстью не присоединился к тем, кто закидывал Стефана камнями? Библейский ответ на этот вопрос выявляет «неумышленное случайное стечение обстоятельств».

Закон (Втор.17:4-7) объясняет, что, когда существуют серьезные религиозные расхождения,

«и тебе возвещено будет,

и ты услышишь:

то ты хорошо разыщи,

и, если это точная правда,..

то выведи мужчину того,

или женщину ту

к воротам твоим,

и побей их камнями до смерти».

Во время этого побития камнями «рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтобы убить его, потом рука всего народа».

Теперь, в следующем пункте закона, сделано четкое различие между судьей (ст.12) и «всем народом». Таким образом, смысл того, что написано после ст.4-7 состоит в том, что ни один из судей не может быть вовлечен в закидывание камнями. Это должны выполнять свидетели и весь остальной народ.

Не трудно заключить, что на суде над Стефаном Савл был одним из судей. Выражение: «Савл же одобрял убиение его» (8:1), - подразумевает это. Собственные слова Савла несут тот же смысл, но еще более определенно: «Когда убивали их (святых), я подавал на то голос» (26:10).

Здесь, таким образом, приведено наиболее аккуратное объяснение, какое только можно было пожелать, учитывая поведение Савла. Заключение о том, что судья не должен был участвовать в приведении в исполнение приговора, означает, что такой скрупулезный фарисейский судья, как Савл, почувствовал бы, что ему нельзя участвовать в побитии камнями, как бы его рвение не подстрекало бы его к решительному участию. Таким образом, вместо этого он сделал самый лучший публичный жест, который он мог сделать: он лично присутствовал там, где приговоренного убивали камнями, и показал полное свое одобрение тому, что было, по сути, линчеванием, вызвавшись охранять одежды тех, кто бросил первые горсти камней.

Тысячу лет назад Давид провозгласил в Израиле следующий принцип: «какова часть ходившим на войну, такова часть должна быть и оставшимся при обозе» (1Царств 30:24-25). Таким образом, в тот день, перед лицом Бога, Савл был так же ответственен за смерть Стефана, как если бы он сам закидывал его камнями (сравните с Римл.1:32).

Вероятно, можно спорить о том, что Савлово горячее негодование было направлено не против кого-то из апостолов, а против неиудейских учеников, подобных Стефану. Апостольская неприкосновенность (8:1) и последующая кампания в Дамаске и в других местах (9:2) могут навести на эту мысль. Немало деталей в речи Стефана намекало на то, что Бог расширяет Свои цели, избирая язычников наряду с евреями. Что могло больше довести до белого каления такого фарисея как Савл?

Все-таки эта истина о Евангелии для язычников, как и для иудеев, уже невольно проникла в его сознание (см.гл.34). Не объясняет ли это почему, когда воскресший Христос был увиден Стефаном и Савлом, они узрели его в великолепии славы, превосходящем тот опыт, который приобрели апостолы в течение сорока дней? (Подумайте вновь над Ис.49:5,6).

Когда казнь началась, Стефан неоднократно смотрел на небеса, обращаясь не к Кесарю, а к Христу, своему Господу. Вполне возможно, что это греческое выражение следует перевести так: «призываю (имя Христа) на себя» (как в 9:14; 22:16; Иак.2:7). Если это так, то он мог повторить смелое признание: «Я верю в Иисуса из Назарета; я принадлежу ему; я был назван его Именем во время моего крещения».

Это замечательно, что в этой длинной и сильно сжатой главе имя Иисуса появляется только в самый трагический момент, в предпоследнем стихе.

 

«Прими дух мой!»

Многократно поражаемый камнями и близкий к потере сознания, святой Стефан опустился на колени и, подобно своему Господу на кресте, молился: «Господи Иисусе! Прими дух мой». Однако Иисус обращался с этой молитвой к своему Отцу (Пс.30:6; Лука 23:46). Теперь же Стефан молится такими же словами, обращаясь к Иисусу. И он тоже «воскликнул громким голосом».

Неправильно понятые, эти слова очень дороги тем, кто верит в немедленное бессмертие на небесах, связанное с освобождением от телесной оболочки, когда наступает смерть. Однако не всегда ясно, как тут согласовать такую идею с настойчивой убежденностью, так часто выражаемой в Новом Завете, о воскресении тела в последний день.

Что имели в виду Стефан и его Господь?

Эхо этих слов в Ветхом Завете – стихи из Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (12:7). Здесь слово «возвратится» является ключевым для правильного понимания. Оно подразумевает возвращение туда, откуда пришел. Однако поскольку ни один человек не имеет никаких воспоминаний о сознательном существовании на небесах до начала своей жизни на земле, слово «возвратиться» вряд ли может быть взято для обозначения сознательного существования на небесах по окончании жизни.

Что же это за «дух», который возвращается к Богу и «получается» Им? Книга Иова объясняет: «Если бы Он взял к Себе дух ее и дыхание ее, вдруг погибла бы всякая плоть» (34:14,15). Жизненная сила каждого человека исходит от Бога и возвращается к Нему. Отсюда, убежденность Павла во время, когда он знал, что ему оставалось недолго жить: «Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2Тим.1:12), - день «явления Его» (4:8).

Первое признание в вере Стефана строго соответствовало этому. Его слова: «Приими дух мой», - подразумевали: «Прими мою жизнь в качестве жертвы, принесенной с готовностью». Подобно этому, о замученных святых сказано как о «душах под жертвенником» (Откр.6:9). Этот образ человека, из которого вытекла жизнь-кровь, как во время жертвоприношения животных, на основание Божьего жертвенника. Однако разница здесь в одном: в том, что пока эти люди тоже кричат «громким голосом», их кровь взывает о возмездии по отношению к их убийцам (2-ой Парал.24:22), тогда как Стефан молился о милости: «Господи! Не вмени им греха сего».

 

Молитва за своих врагов

В Законе Моисея нет определенной заповеди о молитвах за своих врагов. Однако Стефан делал это (сопоставьте с 2-ой Парал.24:22). Воистину, он менял «обычаи, которые передал нам Моисей» (6:14). В этом отношении их обвинение против него было верным.

Слышавший эти молитвы Стефана Савл, только-только переведя дыхание от угроз и кровопролития, ужаснулся от их «богохульства». Теперь он пришел к убеждению, что  решительные действия, предпринятые против учеников Иисуса из Назарета, были совершенно оправданными. Придет время, и довольно скоро, когда он вспомнит с благодарностью молитву Стефана, понимая теперь, что она была ответом на его собственное обращение (1Тим.1:16).

 

 

Павел подражает Стефану

У Ракхэма  в его книге  «Деяния» (стр.109) есть великолепное замечание, подчеркивающее, что в последующие дни все, что случилось со Стефаном, произошло также и с Павлом: «Евреи спорили и оказывали сопротивление Павлу в синагоге; он был ложно обвинен, толпа напала на него в Филиппах и в храме, его пытали перед Синедрионом в Иерусалиме, закидывали камнями в Листре. Те же обвинения были выдвинуты против него: в богохульстве (19:37), в отступлении от Моисея (21:21) и от святого места и обычаев (21:8; 24:6; 25:8; 28:17). Сравните слова: «крича» (21:28), «единодушно устремились» и «схвативши» (19:29), «за город». Позже он пострадал от гонений в Антиохии (13:50), был побит камнями и вытащен за город (14:19), был брошен в темницу (16:23) и связан (21:11,33); сравните с 8:1-3». Ракхэм мог бы добавить: «И Павлу был обеспечен венец (стефанос) правды» (2 Тим.4:8).

 

Иаков и Стефан

Евсевий Памфил (или Евсевий Кесарийский (260/265-338/339гг.Р.Х.) – христианский писатель, историк, епископ Кесарии с 311г.Р.Х. – примечание переводчика)  говорил о том, что спустя годы (в 62 г. Р.Х.) Иаков, брат Господа, был так же побит камнями иудеями и умер со словами Стефановой молитвы на устах.

Так «почил» Стефан, самый выдающийся из учеников. Однако его работа продолжалась, ибо сильнейшее воздействие было оказано в тот день на сознание Савла, фарисея (9:5). Те преследования, которые разжег свидетель Стефана, гнали учеников все дальше и дальше, и везде с ними было их послание (8:4; 11:19).

 

 

Самосуд?

Иисус предсказал: «Я пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят». Сопротивление Евангелию стало проявляться в усилении этих тенденций. Сначала – угрозы, потом – бичевания, затем – аресты, а теперь – смертная казнь.

Как смогли иудеи выйти сухими из воды? Ибо относительно Иисуса они сами признавали: «Нам не позволено предавать смерти никого» (Иоанн 18:31). Существуют все варианты возможных объяснений:

А. К этому времени они одолели Пилата, так что он был теперь подобен учителю, класс которого знает, что можно издеваться над всеми его усилиями по укреплению дисциплины.

Б. Отрезок времени, который подразумевается в середине стиха 57, позволяет сослаться на римского правителя, ратифицировавшего их решение.

В. Этот суд над Стефаном удобно (или специально) пришелся на интервал времени между концом режима Пилата в 36г.Р.Х. и прибытием следующего правителя, Маркелла. Такая же ситуация сложилась, когда был умерщвлен Иаков по приказу Анны, сына другого Анны в 62г.Р.Х.

Г. Вителлиус, наместник императора в Сирии, уволивший Пилата, известен тем, что придерживался политики максимальных уступок и дружественности по отношению еврейским лидерам, и именно он санкционировал это насилие.

Какой же вариант из этих?!

 

Примечания к 7:54-60

54. Скрежетали на него зубами. Подумайте над Пс.36:12 и контекстом.

55. Исполнен Духа Святого. Выражение использовано только по отношению к Иисусу (Лука 4:1) и Варнаве (Деяния 11:24).

Стоящего одесную Бога. Фарисей Савл без труда вспомнил Втор.5:31: Моисей, стоящий рядом с ангелом Господним для того, чтобы получить заповеди, постановления и законы и научить им Израиль. Теперь же Иисус вместо Моисея! Опять богохульство, высшая точка спора Стефана о Моисее!

58. За город. Ср. с Авелем, первым ветхозаветным мучеником, Быт.4:8.

Положили .... у ног (Савла). Сопоставьте с 4:35.

59. Приими дух мой. Это слово довольно часто используется в Новом Завете для обозначения Новой Природы Христа, напр., в Римл.8:1-6,9; Гал.5:16; 1Тим.4:12; Кол.1:8.

60. Преклонив колена. Так поступали Иисус и Павел перед лицом смерти: Лука 22:41; Деян.20:36; 21:5.

Громким голосом. Что за противоположность по отношению к «громким голосам» его гонителей (ст.57)!