> Все книги  >

> Оглавление >

Харри Виттакер. "Изучение книги 

 

„ Деяния Святых Апостолов “

 

3. Поручение проповедовать (1:6-8)

 

Не так легко определить, описывают ли эти стихи другую, более позднюю встречу Христа с учениками или же они просто продолжают то обобщение, которое уже было дано. Словосочетание „они, сойдясь“ предполагает первое, слово же „посему“ напоминает о встрече, описанной в 4 стихе.

 

Царство - скоро ли?

На этой последней встрече с Иисусом они спрашивали его (поскольку страстно желали этого), не собирается ли он немедленно установить мессианское царство. Они, должно быть, с грустью раскаивались в своем неуместном возбуждении во время триумфального входа Господа в святой город. Однако теперь, когда все его пасхальные страдания остались позади, что могло помешать ему вступить на царский престол? Более того, это ясное обещание о близком излиянии Духа Святого там, в Иерусалиме, по-видимому, напомнило им знакомое пророчество Иоиля (Иоиль 2:28-32), в котором, определенно, содержится мессианский контекст. Разве не было у них, поэтому, причины для уверенности: „Не в сие ли время (поскольку мы ошиблись насчет того, что это случится раньше) восстанавливаешь ты Царство Израилю?“

 

Царство Мессии в буквальном смысле слова

Современные писатели беспечно отметают одну сторону этого разговора о реальном царстве и его скором установлении. Здесь, утверждают они, ученики все еще находились под влиянием слепой материалистической иудейской идеи о Царстве Мессии в буквальном смысле слова со своим Иисусом, сыном Давида, сидящим на давидовом престоле в Иерусалиме. К тому же они намекали, что все знают лучше.

Как странно поэтому, что Иисус не относился к этой „ошибке“ серьезно и, потому, не потрудился, посвятив этому пару минут, внести поправки в точку зрения своих учеников. Очень странно также, что они продолжали так грубо ошибаться уже после того, как он многократно говорил с ними „о Царствии Божием“ (ст.3)! Неужели Иисус настолько неясно рассказывал или, может, им не хватило ума, чтобы воспринять „истину“ о том, что такого реального царства не будет вообще? И насколько странно, что даже после этой встречи и после того, как они были обильно наделены силой и мудростью Святого Духа, они все-таки продолжали, в буквальном смысле слова, говорить о возвращении их Господа и установлении им действительного, видимого божественного владычества в этом мире!

В ответ на их страстное желание Господь спокойно сказал: „Нет, сейчас еще не время“, - „Не ваше дело знать времена или сроки“. Для этого он намекнул на благодарственную молитву Даниила за то, что он был просвещен по поводу сна Навуходоносора: „Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей“ (2:21). Нельзя пожелать более ясного объяснения тому, что цель Всевышнего по отношению к этому миру не связана с тем, что человеческие существа могут рассматривать в качестве неизменной программы. Поэтому „о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы Небесные, ни Сын, но только Отец“ (Марк 13:32). Следовательно, даже если бы Иисус захотел, он не смог бы ответить на вопрос учеников.

С точки зрения более ранней ссылки на апокрифическую книгу Товита (1:3), здесь интересно отметить созвучие с другим отрывком из той же книги: „И вновь Бог помилует их и приведет их опять на землю, где они будут строить храм... до тех пор, пока не завершатся времена и сроки... и они будут славно строить Иерусалим... как об этом говорили пророки“ (14:5). Может быть, апостолы говорили, вспоминая Товит, а Господь ответил им, ссылаясь на Даниила? Позже, когда Павел писал своим новообращенным фессалоникийцам „о временах и сроках“ (1Фесс. 5:1), его интересовали не даты или их подсчеты, а знамения. Сроки могут быть изменены (Дан. 2:21), знамения же неизбежно указывают на осуществление того, что они предвещают.

Если смотреть поверхностно, то ответ Господа на пылкий вопрос его учеников может показаться нелогичным, как если бы он умышленно отвлекал их внимание от затруднительного или пустого предмета. Однако то, на чем он продолжал настаивать, в действительности, имело прямое отношение к делу: „Вам будет дана сила проповедовать обо мне, и время пришествия Царства будет зависеть от вашего благовествования и успеха вашей работы“.

 

Апостолы

Основной задачей апостолов было свидетельство о Христе как во времена его человеческой жизни, так и после его воскресения (ст.22; 2:32; Иоанн 15:27). В период своего служения Иисус предъявил свидетельство из Писания Иоанна Крестителя, а также Моисея и, особенно, своего небесного Отца в чудесных деяниях Его силы, убедительно совершаемых им (Иоанн 5:31-39). Теперь ко всем этим свидетельствам добавилась неотвратимая истина воскресения. Апостолы должны были стать неослабевающими тому свидетелями. В некоторых версиях Библии эта фраза читается как „Мои свидетели“. Во многих других - как „Мне свидетели“. Разница невелика.

Определенно, воскресение Христово было главной темой их проповедей (1:22; 2:32; 3:15; 4:33; 5:32; 10:39-43; 13:31; 17:31; 22:15; 26:16), с этим же было связано пришествие царства, о котором они как раз сейчас говорили.

Необходимая сила для этой работы должна была быть дана им в виде дара в наступающий скоро день Пятидесятницы. Когда они посылались небольшими группами проповедовать во времена пастырства Господа, они испытали замечательное дарование мудрости и силы (Матфей 10:1; Лука 10:17). Однако, очевидно, этот дар оказался временным (Матф.17:16,19). В день своего воскресения Иисус „дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся...“ (Иоанн 20:22,23). Но Пятидесятница все еще была нужна. Удивительно, приостановятся ли на время эти дары в последние дни?

Они должны были начать проповедовать в Иерусалиме - естественно! - и оттуда направиться по всей Иудее. Потом - в Самарию. Поскольку самаритяне были смешанным народом, это может показаться неожиданным. Однако во времена своего служения Иисус уже указал этот путь (Иоанн 4), в последние же шесть месяцев его обращения к иудеям им было сделано множество предупреждений о том, что неевреи тоже будут приняты в состав Божьего Нового Израиля.

 

Галилея?

Очень странно, что Иисус не упомянул здесь Галилею. Ведь он сам отдал много сил проповедованию там. Может, причина в том, что у Галилеи уже был шанс, но она его презрела (Лука 10:13-15)? Однако после его воскресения Галилея продолжала привлекать к себе внимание (Матф.26:32; 28:7,10,16). Отсюда можно предположить, что другие слова его речи, „до краев земли“ (1:8), относились к Галилее. Это объяснило бы, почему в течение долгого времени апостолы не пытались проповедовать Евангелие в других странах: они считали, что им поручено благовествовать на территории земли, обещанной Аврааму. Даже завет „научить все народы“ (Матф.28:19) мог быть воспринят ими как поручение проповедовать в языческой Галилее. Если это так, то прийдет день, когда они должны узнать что-то другое.

 

Примечания: 1:6-8

8. Но вы примите силу. Об этом написано подробнее в книге Г. Виттакера „Откровение“.

Иерусалим был, конечно, центром Иудеи, но здесь назван отдельно от нее. Это первый из множества примеров, в которых Лука демонстрирует безукоризненную географическую точность, ибо раввины всегда настаивали на этом различии между Иерусалимом и Иудеей.

Самария. Отметьте отличие от Матфея 10:5.

До края земли. Казалось бы, нужно понимать, как в 11:19, т.е. „евреи, жившие в самых дальних пределах земли Авраамовой“.