Харри Виттакер. "Изучение книги
„ Деяния Святых Апостолов “
30. Гонение (8:1-4)
Итак, Стефан умер ужасной смертью. Савл же, все еще охваченный негодованием по отношению к этому «богохульнику», чьи выразительные библейские аргументы он не смог никоим образом опровергнуть, «одобрял убиение его». Использованная здесь форма греческого глагола может даже намекнуть на более твердое проявление его позиции и решение перед лицом попыток других (Гамалиила?) урезонить его иным способом.
Действительно, если такие попытки имели место, единственный эффект, который они принесли, - усилили жар его возмущения против этих «назаретян». Именно тот день положил начало гонениям против иерусалимской экклесии. Скоро это превратится в ревущее пламя, раздуваемое и поддерживаемое фарисеем Савлом. Однако Лука, сопротивляясь искушению написать длинный, многословный прозаический отрывок о несчастьях своих братьев, добавляет лишь вот что:
«А Савл терзал церковь, входя в домы, и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу».
Написанная мягкими красками картина апостола Иакова изображает эту трагедию так: «Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? (Разве не они хулят доброе имя Христа, которое вам было дано?» – современный перевод библейских текстов, Москва, 1998).
Если слова: «входя в домы» (в английском переводе: «входя в каждый дом»; в современном русском переводе: «переходя от дома к дому»), - брать в их прямом смысле, то возникает вопрос: «Откуда Савл знал, в каких домах он мог найти живущих в них верующих?» Может быть, здесь имеется в виду хорошо подготовленная работа «тайной полиции», проведенная до начала сильного волнения, возникшего по поводу Стефана? Или же слова «каждый дом» могут означать здесь синагоги (Дома Закона), где, как известно, верующие собирались?
В глазах Савла эти ученики Господа были «лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали о Боге, что Он воскресил Христа, Которого (Савл был уверен в этом) Он не воскрешал» (1Кор.15:15).
Таким образом, он опустошил их. Слово Луки описывает дикого зверя, терзающего мертвое тело (сравните с Пс.79:14). Время же глагола подразумевает, что, приступив к этой страшной работе, он настойчиво ее выполнял.
Псалом 79 является, действительно, замечательным как псалом о Стефане и его товарищах-мучениках:
«Восседающий на херувимах, яви Себя (Слава, увиденная Стефаном). Перед Ефремом, и Вениамином, и Манассиею ... приди спасти нас ... Да воссияет лицо Твое (опять Стефан!), и спасемся ... ты напитал их хлебом слезным и напоил их слезами в большой мере ... из Египта перенес Ты виноградную лозу ... и посадил ее (речь Стефана) ... лесной вепрь подрывает ее (Септуагинта: «терзал», Деян.8:3) ... Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над Сыном человеческим (выражение Стефана: 7:56) ... и мы будем призывать имя Твое (как это делал Стефан; 7:59)».
Павел вспоминает гонения
Дополнительные немногочисленные подробности, имеющиеся в распоряжении и касающиеся этих гонений, дошли до нас случайно из рассказанной самим Павлом истории его ранних лет, когда он был врагом Веры:
«Я даже до смерти гнал последователей сего учения («пути Господнего» - современный русский перевод), связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин» (22:4).
И вновь:
«Господи, им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах» (22:19). Здесь перед нами предстает картина систематического «прочесывания» всех синагог Иерусалима с целью выявления учеников Иисуса, которые могли регулярно посещать их.
И опять:
«Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея; это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы и, когда убивали их, я подавал на то голос» (26:9,10).
Местоимения во множественном числе – очень красноречивы в данном случае. Они позволяют прийти к единственному выводу о том, что Савл приложил руку к смерти целого ряда других верных учеников помимо Стефана, одним из которых (см гл.26) был, вероятно, отец Иоанна Марка.
Павел продолжает:
«И по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса («отказаться от из веры» - современный перевод)» (26:11). Кампания, изображенная последней зловещей фразой, должна была тяготить сознание Павла долгое время после его обращения. Во время своего первого возвращения в Иерусалим он, наверняка, провел немало часов, стремясь исправить, то, что он совершил по отношению к тем, кого он раньше запугивал, дабы они отступились от Веры.
Более того:
«В чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах» (26:11). Здесь вновь использовано множественное число: «города», - намекая на то, что последнее, важное путешествие в Дамаск не было единственным, предпринятым с теми же намерениями. Сколько же было других таких же?
В другом месте Павел изображает жестокость этой кампании такими словами:
«Я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее» (Гал.1:13).
Эти постыдные воспоминания означали, что до конца дней, несмотря на все замечательные личные заслуги и великие достижения на евангельском поприще, он продолжал удивительно низко себя оценивать:
«Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1Кор.15:9), твердо веря, что они «оказались лжесвидетелями о Боге», потому что «свидетельствовали, что Он воскресил Христа» (ст.15). Вот что Савл написал о себе: «хулитель, гонитель, обидчик». «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим.1:13,15).
Рассеяние проповедников
Братья, еще до этой вспышки враждебности, согласно заповеди Господа (Матф.10:23), немедленно разбежались в разные стороны. Однако они не пытались спрятаться: «рассеявшиеся ходили и благовествовали слово» (сравните с 11:19; отметьте также повторение в 12:25,30,34). Здесь проявляется впечатляющий контраст с более ранним упоминанием Гамалиилом Февды, чьи последователи «рассыпались» («рассеялись и исчезли» - в английском и современном русском переводах).
После этого, как ветер раздувает пламя, так распространялось Евангелие. Не случайно Лука использовал такое выразительное слово как «рассеявшиеся», ведь однокоренным словом Иисус начал свою притчу о сеятеле (Матф.13:3). Кровь первых мучеников должна была стать уже испытанным семенем церкви. Иисус велел своим ученикам: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Сейчас на эту молитву был получен ответ, но в самой неожиданной форме: в виде жестокости гонителя Савла.
Эта проповедническая стихия привела в движение следующий этап из евангельской программы, которую Господь сформулировал для апостолов (1:8): Иудея и Самария. Ведь они сами не приступили к ее выполнению: «все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам».
Апостолы
Это достаточно интересно. Предполагалось, что основная враждебность Павла была направлена против верующих-эллинистов, которые были более подготовлены к восприятию логики аргументов Стефана и, допуская строгое соблюдение иудаистских традиций, были склонны принимать также и Евангелие для язычников. Однако апостолы, показывая, какие они добрые иудаисты, оставались одни.
Это объяснение может быть не единственно правильным. Несомненно, огромное большинство учеников в Иерусалиме составляли люди, воспитанные на точном соблюдении еврейских традиций и которые естественно продолжали этот образ жизни и после своего прихода к вере в Иисуса. Лишь некоторые из них принадлежали к относительно менее строгому, эллинистическому типу. Несомненно, в более поздние дни (21:20) тысячи уверовавших в Иерусалиме были «ревнителями закона».
Однако в то время, о котором идет речь сейчас, сказанное, что «все рассеялись», говорит о полном – но только временном (9:26) - роспуске экклесии. Единственным альтернативным объяснением апостольской неприкосновенности может быть то, что Двенадцать Апостолов ушли в «подполье», оставшись в Иерусалиме в качестве лучшего центра, из которого можно было оперативно направлять жизнь всех тех маленьких сообществ верующих, которые в это время рассеялись по земле (Иоанн 10:13).
Существует ранняя традиция, говорящая о том, что Двенадцати было приказано оставаться в Иерусалиме в течение двенадцати лет. Если не признавать этого объяснения, то единственной альтернативой станет поверить в то, что по какой то странной причине апостолы продемонстрировали свою апатию при вступлении в дело широкого распространения Евангелия (Матф.28:19; Марк 16:15), а потому Бог первым поднял Савла- гонителя, чтобы тот рассеял братьев и их послание, а затем обратил этого гонителя в самого лучшего проповедника Евангелия для мира, особенно для язычников «даже до края земли».
Здесь первое примечательное место в Деяниях, где используется греческое слово, переведенное как «благовествовать». Оно означает «нести доброе послание, благую весть», и использовано – что замечательно! – только один раз в Евангелиях, но 24 раза Лукой и 22 (или 24?) раза Павлом (это их слово!).
Похороны Стефана
Стефан, несомненно, умер бы более счастливым, если бы смог предвидеть замечательный результат своей собственной верной работы. Его погребение дало будущее выразительное свидетельство для Веры, ибо преданные люди подобрали его растерзанное тело и на его похоронах, не напуганные злобой Савла, «сделали великий плач по нем». По еврейской традиции человек, побитый камнями, не оплакивался. Таким образом, здесь открыто заявлялось, что Стефан невиновен.
Кто были эти «благоговейные мужи»? В четвертом веке Августин цитировал достаточно правдоподобное предание о том, что среди них были Гамалиил и Никодим, и что имя Стефана было написано на надгробии на арамейском языке – Халиэль, венок (= стефанос, корона). Эта гробница может вполне быть той, в которой лежал Стефанов Господь.
Другим из этих «преданных людей» (как называет их современный русский перевод) был, несомненно, апостол Иаков. В другом месте (“The Epistle of James” by H.A.W.) отрывок из Послания Иакова 5:1-11 подробно истолкован как апостольский плач, протест и утешение на похоронах Стефана.
Невозможно воспринимать столь язвительный язык (ст.1-6), как апостольское утешение братьям по Вере, но если эти слова адресованы состоятельным саддукеям и фарисеям (включая и Савла?), то они приобретают поразительную уместность и силу. (Этот отрывок мог, конечно, был быть адресован им риторически, в их отсутствии).
«О бедствиях ваших, находящих на вас (неизбежное осуждение, следующее за их отказом от Евангелия) .... напитали сердца ваши как бы на день заклания. Вы осудили, убили праведника (это Стефан, не Иисус)».
Затем он обращается к ученикам, которые присутствовали там: «Будьте долготерпивы (т.е. показывайте дух стойкости перед трудностями) до пришествия Господня ... укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается ... вот, Судья стоит у дверей (Иаков вполне мог сказать это в качестве комментария к словам Стефана: «Я вижу ... Сына человеческого, стоящего одесную Бога»)». Соответственно, Иаков закончил увещеванием о «страдании и долготерпении». Говоря так с Савлом из Тарса, перепоясавшим свои чресла для действий, он поступил правильно.
Примечания к 8:1-4
1. Одобрял. 22:20 добавляет: «я там стоял»; использованное здесь греческое слово часто использовалось в агрессивном смысле: 4:1 («приступили»); 6:12 («подошли» - в современном русском переводе); 23:27 («схватили»); 17:5 («приступили»); 1Фесс.5:5 («принадлежать» - в современном русском переводе); 2Тим. 4:2,6 («настой», «становлюсь»); Лука 20:1 («приступили»); 21:34 (не постиг»). Поэтому может подразумеваться, что Савл был одним из тех, кто, в действительности, арестовывал Стефана (6:12). Отрывок из главы 22:20, определенно, подсказывает мысль о том, что Лука услышал рассказ о Стефане из уст самого Павла.
Гонения. Один из ранних манускриптов 6 века Р.Х. (Codex D) добавляет: «и скорби», подчеркивая, таким образом, осуществление Матф.13:21.
Церковь ... в Иерусалиме. Имеется в виду, что и в других местах появились экклесии тоже.
3. Терзал. Греческое слово звучит, как «уничтожал», сравните с современным использованием этого термина! Влача, т.е. таща по земле: см. Мих.7:17.
Женщин, включая некоторых, упомянутых в Луке 8:2,3?
Мужчины и женщины прекрасно изображены (пророчески) Исаией (40:9): «Взойди на высокую гору, благовествующий (муж) Сиона! Возвысь с силою голос твой, благовествующая (жена) Иерусалимова! Возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот – Бог наш!». Повелительное наклонение в иврите соответственно мужского и женского рода (что не отражено в русском переводе этого отрывка Библии).
4. Благовествовали. Некоторые случаи использования этого слова в Ветхом Завете (в Септуагинте) особенно интересны: Пс.39:10; 67:12; 95:2; Ис.40:9 ; 52:7; 60:6; 61:1.