> Все книги  >

> Оглавление >

Харри Виттакер. "Изучение книги 

 

„ Деяния Святых Апостолов “

37. Савл в Дамаске и Иерусалиме (9:19-31)

 Отрезок жизни Савла, следующий сразу после его крещения, заставлял призадуматься многих комментаторов «Деяний», особенно тех, кто любит точные и аккуратные хронологические схемы. Вот отобранные нами некоторые фразы из этой части рассказа:

«Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его» (9:23).

«И не пошел в Иерусалим ... а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск» (Гал.1:17).

«Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать» (Гал.1:18).

Добавьте ко всему этому собственное воспоминание Павла о явлении ему Господа в храме (22:17), и вопрос о том, было ли это во время его первого посещения Иерусалима (Гал.1:18) или позже, - и перед нами окажется множество отдельных хронологических кусочков, из которых нужно составить целую картину.

Одно из толкований может быть вполне определенным: «довольно времени» (9:23) – это то же самое, что «три года» (Гал.1:18). Действительно, в 3Царств 2:38-39 эти два выражения используются как взаимозаменяемые.

 

Сомнение в хронологии устранено

Наиболее неопределенными являются вопросы о том, к какому времени отнести пребывание в Аравии и как оно долго продолжалось. Рассказ Деяний 9 обращает на это внимание в середине и конце стиха 19, или в конце ст.22, а некоторые даже приводят конец ст. 25.

Есть двойной намек, можно сказать, игнорируемый всеми и указывающий на первый из этих выводов, а именно, что сразу после крещения Савл направился в Аравию.

В воспоминании в Послании к Галатам есть такие слова: «Когда же Бог ... благоволил открыть во мне Сына Своего ... я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью ... а пошел в Аравию» (1:15-17). Эта фраза, лишенная громоздких предложений, как мы видим, содержит в себе убедительное «тогда же» (или «сразу»). Кроме того, слова «открыть во мне Сына Своего» скоро встретятся, что особенно знаменательно, почти в буквальном смысле. Это необычное выражение нужно связать с другим: «Когда же прошло довольно времени (в оригинале: «когда же свершилось много дней»)» (9:23), - это слово обычно использовалось для описания исполнения пророчества или типичного образца; в этом случае имеется в виду не первое, а последнее, но это последнее – в превосходной степени. Таким образом:

Крещение.

Пустыня Аравии (сорок дней?).

Возвращение для трех лет активного проповедования.

Иудейский заговор, чтобы лишить его жизни.

Побег.

Молитва в храме (22:17).

Евангелие, проповедуемое язычникам.

Язычники.

Таким образом, уже во второй раз, пережитое его Господом проявилось вновь в жизни этого нового энергичного ученика.

 

Аравия

Легко понять, что сразу после своего обращения Савл хотел побыть наедине с собой, чтобы еще раз обдумать свои основные принципы, переоценить значение стольких книг Писания, в которых до сих пор он не сомневался, и поразмыслить о том, какой должна стать его новая жизнь во Христе, и, в особенности, как ему относиться к бывшим коллегам-раввинам и к иудаизму, который всегда был основой и тканью его жизни.

Должен ли он быть таким же энергичным приверженцем Евангелия, каким он был, придерживаясь традиции своих отцов? Или, чтобы спастись от изгнания из общества всеми влиятельными людьми, которых он знал до сих пор, не следовало ли ему довольствоваться тем, что не привлекать к себе внимания, ведя тихую жизнь, какую ведут некоторые приятные, влиятельные друзья в Вере путем услужливой дружбы? Последнее было соблазнительно. Однако не сказал ли ему Господь совершенно ясно во время их ослепляющего столкновения, что он должен стать с тех пор апостолом с большой и важной миссией?

Где в Аравии происходило это искушение и переосмысление, неясно. Многие комментаторы уверенно склоняются к точке зрения, что Савл вышел к Синаю. Как Моисей, так и Илия провели свои сорок дней там (и Иисус тоже?). Не на область ли Синая ссылается и Павел, говоря об Аравии (Гал.4:24)? Однако двойной путь от Дамаска был бы значительным. Если же, действительно, там было место «уединения» Савла, почему он не назвал его, придя в Иерусалим? Он мог быть в одиночестве в Аравии всего в нескольких милях от Дамаска.

 

Проповедование в Дамаске

Оказавшись опять в Дамаске, он не стал терять времени и начал исполнять данную ему миссию, проповедуя среди еврейства. Конечно, непохоже, что он воспользовался теми письмами от первосвященников, чтобы привлечь внимание переполненных синагог. Когда становилось известно, что он ораторствует, каждый еврей в городе хотел присутствовать при этом.

Главными его темами были: Иисус – Христос, Мессия; Он – Сын Божий. Эта двойная идея, основание к главному пониманию Цели Бога, была впервые открыта в Божьем великом Обетовании Давиду (2Цар.7:13,14) и ясно прослеживается в пророческих псалмах Давида (2:6,7; 88:27,28). Это стало основанием для вынесения приговора Иисусу Синедрионом: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» (Матф.26:63). На эту же незаконную тактику он ответил с ясно выраженной утвердительностью. Позже, на Голгофе, эти грешные люди, которые были довольны, что самое величайшее беспокойство больше им не угрожает, выражали свое облегчение необузданными и недостойными издевательствами над его заявлением: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста ... если Он Царь Израилев ...» (Матф.27:40,42).

Верующие, слушавшие его в синагогах, испытывали невероятный трепет, когда Савл разбирал Писание в своей уже сложившейся непревзойденной манере. Что за контраст с тем человеком, который силой гнал братьев в синагогах Иерусалима и по всей округе!

Естественно, многие дамасские евреи поражались услышанному: «Не тот ли это самый, который уничтожал призывающих Имя сие»?

Они скептически спрашивали: «Неужели и Савл в пророках?», - пока братья почти также же недоверчиво благодарили Бога, что уже сейчас, даже до прихода Царства Мессии, Волк ужился с Агнцем. В эту кампанию Савл пришел с письмом от истинного Божьего Первосвященника, дыша свободой во Христе и прощением грехов.

 

Вражда, Заговор

В ответ на его все возрастающую энергичную пропаганду учения Христа иудеи располагали своей единственной альтернативой, «логикой» насилия, и теперь наступил первый из таких случаев, когда апостол оказался «в опасности от единоплеменников» (2Кор.11:26); как он замышлял смерть Стефана, так сейчас случилось с ним самим.

Царь Дамаска, Арета Пертсий, будучи расположен к иудеям (из-за обоюдной вражды с династией Иродов), предоставил своих людей для круглосуточной охраны ворот, чтобы не упустить Савла.

О заговоре против апостола каким-то образом стало известно, а потому обращенные во Христа организовали ему побег. В одном из домов сочувствующих ему людей было окно, прямо выходящее на городскую стену, и через него, в полночь, Савл был спущен вниз в большой корзине. Нет сомнения, что кто-то сопровождал его и руководил этим спуском для безопасности. Думал ли он в ту ночь о сходстве своего опыта с Давидовым, когда в одну из зловещих ночей Саул был преследователем, а не беглецом (1Цар.19:12; Пс.58)?

В течение всего этого эпизода Савл, как кажется, был необычайно послушен: его «взяли» и «спустили». Он мог быть болен в это время, и должен был поддаться уговорам, чтобы все было сделано за него. Это объяснило бы тот факт, почему, многие годы спустя, он ссылался на это жизненное испытание как на пример самой большой своей покорности (2Кор.11:30-32). Вероятно, он был взят в дом одного из братьев, живших за городскими воротами, и, когда почувствовал себя готовым, может быть, через несколько ночей, начал долгий путь в Иерусалим.

 

Упадок духа в Иерусалиме

Оказавшись вновь в Иерусалиме, он, в духе одной из Господних притч (о занятии «последнего места»; Лука 14:10), не попытался отыскать апостолов и представиться им в качестве облеченного полномочиями нового члена их группы. Вместо этого он нашел одно из собраний братьев и пытался завязать с ними товарищеские отношения, но получил лишь резкий отказ. Что за драматическая ирония во всей этой ситуации! Они слышали, что Иаков, сын Заведеев, проповедовал, что не надо проявлять чрезмерное уважения к «человеку с золотым перстнем, в богатой одежде» (Иак.2:2,3), и они постоянно читали эти слова в своих копиях этой проповеди.

Теперь же здесь был как раз тот человек, о котором эти слова были написаны вначале, когда Савл, фарисей, являлся в их синагоги, чтобы больше узнать об этом злостном учении назорейской ереси, и поэтому для них он все еще оставался тем Савлом – чудовищем-гонителем, – и они отпрянули от него в страхе и не захотели иметь с ним ничего общего. Это был человек, отвратительно и бессердечно тащивший братьев и сестер в тюрьму, на грубые допросы, суровое обращение и даже смерть; человек, который грабил их дома и оставлял за собой лишь следы хаоса и нищеты. Горбатого могила исправит, рассуждали они. Он теперь притворился обращенным, только чтобы в качестве шпиона разузнать что-то о руководителях, их отступническом учении, их лицемерном образе жизни и об их коварной тайной организации. Убежденные в том, что этот поворот событий предвещал в очередной раз господство страха над ними, они оставили его в абсолютном одиночестве, а сами начали молиться о том, чтобы волна насилия не смыла их жизни.

Савл, приведенный в уныние и, без сомнения, переутомленный болезненным упадком духа от этого тупикового положения, пытался снова и снова (на что указывает текст) убедить братьев, что здесь, перед ними, - другой Савл, новорожденный во Христе, но он в этом не преуспел. Если его история была правдой, почему же тогда он не принес рекомендательного письма от Анании из Дамаска? Эта замечательная история о безумном ночном побеге была, очевидно, выдумана просто, чтобы прикрыть отсутствие рекомендаций. Все это слишком невероятно. Они, может быть, - младенцы во Христе, но не последние глупцы!

 

На помощь приходят Варнава ...

Наконец, лишившись надежды разрешить эту безвыходную ситуацию и стремясь к утешению в общении вокруг Стола Господня, он нашел своего бывшего сотрудника по синедриону Варнаву. Он слышал, что этот старый друг с прекрасной репутацией, будучи молодым начальником, ушел к Иисусу, желая следовать ему во всем открыто, был теперь учеником и высоко почитался.

Сколько времени потребовалось, чтобы убедить Варнаву, что та дамасская небылица была абсолютной правдой? Варнава видел чудо, случившееся в нем самом, поэтому он был готов поверить, что то же самое произошло и с Савлом.

Престиж Варнавы сразу же изменил ситуацию. Он отвел Савла к Петру и Иакову, единственным апостолам в Иерусалиме в ту пору (Гал.1:17,18). Савл, очевидно, сопротивлялся этому, - неужели он тогда совершенно пал духом? – из-за чего доброму, мягкому Варнаве пришлось принять решительные меры по отношению к нему (и текст намекает на это), чтобы тот согласился.

 

... и Петр

Это помогло, особенно, когда Петр, человек большой души, широким жестом пригласил его: «Брат Савл, сколько бы ты не находился в Иерусалиме, живи в моем доме!». 

С этого дня Савл был принят в руководство экклесией: «И пребывал он с ними, входя и исходя в Иерусалиме» (9:28) (в оригинале – без запятой; см. примечания). По этому поводу комментарий одной из английских версий Библий близоруко говорит: «Заметьте полное отсутствие указаний, что апостолы сделали больше, чем распознали в Савле брата во Христе». Этот комментарий абсолютно не замечает силы библейской идиомы о руководстве и пасторстве стадом (паствой). Впервые это было сказано в мольбе Моисея о том, чтобы Господь поставил «над обществом сим человека, который выходил бы перед ними, и который входил бы перед ними, который выводил бы их, и который приводил бы их, чтобы не осталось общество Господние, как овцы, у которых нет пастыря» (Числа 27:16,17; см. в примечаниях другие ссылки).

 

Враждебность в Иерусалиме  

Итак, Савл энергично взялся за дело: он, несомненно, надеялся на то, что превратит Иерусалим воистину в город «Святой для Господа». Он начал с той синагоги, которую посещал Стефан, и устроил дебаты с греческими евреями, но вскоре обнаружил, что реакция на его библейские рассуждения была абсолютно такой же, какой она была раньше. Поэтому он на время покинул Иерусалим, чтобы сосредоточиться на проповеди благой вести в будущем в остальной части Иудеи, подальше от фанатизма столицы (26:20).

Однако как только он опять появился в Иерусалиме, противники-традиционалисты «покушались (планировали) растерзать» его.

Однако у верующих имелся тайный сторонник, имеющий доступ к совещаниям властей, и, таким образом, все детали (епигиноско) просочились к братьям.

Однако Савлу, по-видимому, не хотелось признавать разумность бегства. Он преодолевал эту пристрастную враждебность неутомимыми посещениями храмовых служб.

 

Следующее откровение

Однако именно в храме он был избавлен от этого решения. Здесь, во время молитвы, он опять созерцал Господа Славы и слышал безапелляционное: «Поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне» (что за понимание!).

Савл возражал, точно так же, как и Анания, и по тому же поводу:

«Господи, они знают мою историю; им известно, с какой низкой жестокостью я преследовал их; они знают, что я сделал для смерти Стефана. Поэтому, видя перемену во мне, они вынуждены слушать».

Но Иисус знал лучше.

«Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (22:17-22).

Это резкое требование: «Поспеши и выйди скорее», - доказывает, что это видение, о котором говорил Савл позже, было увидено им во время, о котором говорится здесь. Такое неумышленное совпадение объясняет неподобающую краткость этого посещения Иерусалима.

И опять, но уже в связи с этим откровением, не будет ли Савл оказывать сильного сопротивления усилиям братьев отправить его прочь для безопасности? Легко понять, что его естественной реакцией было бы: «Даже если они хотят убить меня, имеет ли это значение? Ведь это лишь то, что я заслужил, и им следует сделать со мной то, что я сделал со Стефаном!».

 

В Антиохию и Тарс

Все же он проявил абсолютную покорность и не сопротивлялся, когда братья организовали ему побег: «братья ... отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс» (9:30).

По его собственному сообщению (Гал.1:21), вначале он морем отправился в Сирию, вероятно, сойдя на берег в Антиохии, и основал там экклесию. Затем он вернулся в родной Тарс, несомненно, надеясь научить своей новой вере своих родителей и семью.

Все указывает на то, что эта попытка закончилась горьким разочарованием, ибо – годы спустя – он должен сказать, что «для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Филипп.3:8). Если этот отказ не является отказом от наследства состоятельных родителей, то что еще это может быть? Рамсэй, комментатор «Деяний», так же полагал, что настойчивое требование (Кол.3:21; Еф.6:4) к отцам не вызывать в своих детях чувство гнева, чтобы не отбить у них охоту общаться, созвучно сильной семейной ссоре, которая разгорелась, когда Савл вернулся домой в Тарс как ученик-назаретянин.   

 

Мир!

Тем временем «церковь (единственное число! – в оригинале и в современном русском переводе) же по всей Иудее, Галилее и Самарии была в покое». Больше никаких гонений. Тот, кто был стервятником, превратился в голубя. Все братья этих мест, знакомые с обжигающим ветром его неумолимой враждебности, могли теперь передохнуть. Сначала он вновь принес конфликт в Иерусалим, но уже другого сорта: горькое противостояние в синагогах и заговор с целью его убийства. Таков был Савл. Был ли он защитником Закона или Евангелия, он ничего не мог сделать, но он становился центром решительных действий и волнений. Однако теперь он был послан в свой родной Тарс, и братья почувствовали облегчение. Наконец-то, мир!

Но лишь на время.

 

Обобщение

Может быть, полезно обобщить в виде плана возможную последовательность развития событий в течение этого отрезка жизни Савла:

1.       Дамаск – «несколько дней» (9:19).

2.       Аравия – сорок дней?

3.       Дамаск – три года (9:23; Гал.1:18; ср.3Цар.2:38-39).

4.       Побег.

5.       В Иерусалиме с Варнавой, Петром и Иаковом (две недели в доме Петра; Гал.1:18).

6.       Проповедование в Иудее (26:20).

7.       Обратно в Иерусалим. Видение в храме (22:17).

8.       Сирия (Антиохия), Киликия (Тарс).

9.       Следующий визит в Иерусалим через 14 лет после его обращения (Гал.2:1).

 

Примечания к 9:19-31:

21. Гнал. Только в Гал.13, 23. Это слово (в оригинале) описывает разграбление города. Таким образом, это не тот необдуманный эксперимент во времена коммунизма, который привел иудейские собрания в состояние крайней нищеты, это – кампания по расхищению, инициированная Савлом. Отсюда впоследствии – его великое рвение сделать добро бедным иудейским братьям, посылая собранные в языческих экклесиях деньги. Отметьте Гал.2:10.

22. Доказывая. В 17:3 – оригинально, другое слово, указывающее на другой метод: сопоставление Писания и исторических фактов.

23. Иудеи. Это не противоречит 2 Кор.11:32. Калигула, новый император, заменял некоторых людей в правлении восточными провинциями. Вероятно, одним из таких дружеских жестов было подчинение Дамаска власти Ареты. Иудеи действовали при попустительстве Ареты.

28. Входя и исходя. Числа 27:21; Втор. 31:2; 1Цар.18:13; 2Пар.1:10; Иисус Навин 14:11; Деян.1:21; Иоанн 10:9; Пс.120:8.

В Иерусалиме. Правильнее: без запятой – «входя и исходя в Иерусалим». Это предполагает, что дом Петра находился вне города – в Вифании? 29.Убить его. Этот заговор рассеял давние подозрения по поводу Савла.

30. Кесария. Он, вероятно, жил у Филиппа, друга Стефана: 21:8.

31. Потом следует читать поэтому, т.к. гонитель был обращен.

Иудея, Самария, Галилея. Иудейские евреи презирали галилейских, галилейские же – самаритянских. Во Христе же они стали все в одной экклесии.