> Все книги  >

> Оглавление >

Харри Виттакер. "Изучение книги 

 

„ Деяния Святых Апостолов “

44. Напряженность в Иерусалиме (11:1-18) 

Петр провел довольно много времени с Корнилием (согласно Codex Beza и другим текстам), но, в конце концов, вновь добрался до Иерусалима, и, предчувствуя возможность противоречий по поводу последних сенсационных событий, предусмотрительно взял с собой Симона-кожевника (ст.11) и шестерых братьев «из обрезанных» (ст.12), сопровождавших его в Кесарию.

Благодаря этим недавним событиям группа обрезанных сформировалась очень быстро (6:7; 10:45; 11:2; 15:5; Гал.2:12). Случаи проявления человеческой слабохарактерности и мелочности бывали в экклесии и раньше: лживая жадность (5:2), ропот (6:1) и симония (8:18). Теперь же появилось худшее: предубежденный догматизм и разделение на группировки. Поэтому, как часто бывало до сих пор, раздался клич: «Истина Христова в опасности», - с невысказанным подтекстом: «и пока мы неистово спорим, все погибнет».

Вероятно, многие помнили пестрое прошлое Петра, и по этой причине (и по величайшей уверенности в себе) они не имели никаких сомнений в своей правоте, обвиняя апостола в его духовных преступлениях. Сначала они не спорили, они довольствовались тем, что выразили опасение (ст.2). Однако они сделали это таким образом, что это означало, что у них действительно имелись сомнения: «Ты ходил к людям необрезанным и ел с ними».

Их критика, заметьте, звучала не так: «Ты окрестил римлян», - а – «Ты общался с ними и ел их пищу» (сравните с ситуацией в Гал.2:12). Вечеря Любви, трапеза общения перед Хлебопреломлением, должна была включать принятие некошерной пищи и самый близкий контакт с нечистыми язычниками.

Вероятно, именно это  развитие событий, более чем что-либо, привело к радикальной потере популярности апостола в Иерусалиме (2:47; 12:2,3). В критике по отношению к нему появилась явная непочтительность. К великой чести апостола, он не делал притязаний на святую власть в том, что он сделал. Петр! Ты – плохой священник! Нет, он не отступил, что он с легкостью мог сделать, ведь его поддерживали братья-апостолы и поручение, данное Господом Иисусом: «Что вы свяжите на земле, то будет связано на небе ...». Петр понимал, что важнее убедить этих братьев-иудаистов в том, что ни Корнилий, ни его пища не являются нечистыми.                     

 

Петр объясняет

Итак, он принялся подробно рассказывать всю историю апостолам и братьям-старейшинам. Однако для чего Лука, уже однажды рассказавший все это, теперь снова повторяет эту историю с небольшими вариациями?

За много веков до этого Иосиф говорил фараону: «А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие и что вскоре Бог исполнит сие» (Быт.41:32). К тому времени, когда Лука писал свою историю, этот иудаистский раздор стал наиболее разъедающим злом, с которым боролась церковь. Поэтому дополнительные пояснения Луки не были несвоевременными, напротив – они были необходимы.

Петр рассказал о своем видении во всех подробностях, о том, как он был изумлен великим скоплением живых существ. Не хватало лишь рыб, так необходимых на большом льняном полотне; но любая рыба должна была быть там либо мертвой, либо умирающей, а как могло это быть, ведь рыба (а не крест) уже стала общепризнанным символом Христа, ибо слово ихтус, рыба, было так выразительно:  

И

ИИСУС

ИИСУС

Х

ХРИСТОС

ХРИСТОС

Т

ТЕО

БОЖИЙ

У

УИОС

СЫН

С

СОТЕР

СПАСИТЕЛЬ

  

Загрязнение?

Внимательный взгляд Петра подсказал ему, что на этом огромном полотне есть как чистые, так и нечистые животные. Несмотря на небесное приглашение «заколоть и есть», он выразительно ответил: «Нет!», - ибо его жизненные иудаистские предубеждения научили питать отвращение даже тому, что загрязнено в результате близости. Кого из чистых животных мог он выбрать для еды из тех, кто был перемешан с таким скоплением нечистых тварей?

Более того, Петр внимательно обдумал эту проблему (ст.6), прежде чем отважился сказать: «Нет, Господи». Это не было поспешным решением. Именно так ответил он, как сделал бы и любой другой еврей, в  такой ситуации. Его предвзятое мнение не отличалось от предубеждений других. Подход, принятый теперь людьми «из обрезанных», был совершенно такой же, как его инстинктивная реакция на вопрос о языческой вере и языческом общении.

Однако нельзя было противоречить такому указу с небес: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым».

Смысл сказанного был очень широк. В глазах Петра близость оскверняла даже чистых животных, которых он видел там. Он делал их нечистыми. Приказ с небес говорил ему: «Ты не должен продолжать настаивать на этом» (в греческом).

Прибытие людей Корнилия, как раз тогда, когда Петр размышлял над видением, преподнесло исключительный урок Божественного провидения, успешно берущего верх над всеми остающимися сомнениями, которые у него могли быть. И не Дух ли ясно повелел ему идти с этими людьми, не делая никаких различий (ст.12) между евреями и язычниками?

Схождение Духа на Корнилия и остальных – «как и на нас» (ст. 15,17; 10:47) – неопровержимо убедило всех. Это была работа их Господа. Не предсказывали ли Иоанн Креститель (Лука 3:16) и сам Иисус (Деян.1:5), что вслед за крещением водой будет добавлено крещение Духом Святым?

Стоило вспомнить о крещении Иоанна, ибо в то же самое время Иоанн безжалостно относился к еврейской гордости: «И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам» (Матф. 3:9,11). Шли ли это хвастовство и еврейская обособленность рука об руку?

 

Счастливое соглашение

Без малейшего намека на собственную значимость, но, просто рассказывая свою простую историю, Петр так проделал это дело, что все аргументы иссякли. «Значит, это правда! Вера в Христа должна спасти язычников, как и тех, кого он выбрал из Израиля!».

Внешняя противоречивость выражений «они успокоились» и «они прославили Бога» легко разрешима. Больше никаких раздоров, но много благодарных восхвалений Богу.

Странно, что после такого важного решение эта проблема должна была вновь возникнуть несколькими годами позже, в наиболее догматической форме, чем когда-либо. Фактически, до самого разрушения храма этот горький спорный вопрос: «Должны ли язычники соблюдать Закон, если они общаются с еврейскими верующими?» - продолжал нарушать покой Экклесии Христа.

 

Примечания к 11:1-18:

1. Приняли слово. Однако (10:37) они уже получили евангелие до того, как Петр пришел в Кесарию. Поэтому эта фраза может означать, что они приняли крещение.

2. Упрекали. Двусмысленности перевода этого слова с греческого языка (ст.12; 10:20) связаны с тем, что в активном залоге это слово имеет один смысл, а в среднем и пассивном – совершенно другой.

10. Опять поднялись все на небо. И чистые, и нечистые.

12. Дом человека. Было ли имя римлянина Корнилия пропущено, чтобы избежать больших предубеждений? Подумайте над 10:22.

14. Он скажет тебе слова. Спасение зависит не от эмоций и чувств, а от слов и божественных идей, которые они передают.

16. Тогда вспомнил я: «Я был вынужден вспомнить». Ссылка на Иоанна 14:26?

17. Нам, уверовавшим. Аргумент Петра здесь: Дух был дан нам не потому, что мы обрезанные, а из-за веры в Христа. Эти язычники имеют веру в Христа, а потому то же следует испытать и им. Другое прочтение с иной пунктуацией: «Бог дал им, которые уверовали в Господа Иисуса Христа, тот же дар, что Он дал нам».