Харри Виттакер. "Изучение книги
„ Деяния Святых Апостолов “
56. «Смерть» и «Воскресение» (14:19-28)
Было бы очень странно, если бы жители Листры не прореагировали на отказ апостолов принять обожествление. Поэтому новое иудейское гонение пришлось именно на этот психологический момент. В пользу вражды, вспыхнувшей в сердцах иудеев Антиохии, говорит то, что некоторые из них были готовы проделать обложенное налогом путешествие более чем в сто миль в Листру, чтобы исполнить свой религиозный долг (как они его понимали; ср. Матф.23:15) и получить персональное удовлетворение, действуя назло этим проповедникам безнравственного Евангелия.
Во-первых, велась публичная борьба против послания об Иисусе. Текст Beza дополняет: «и поскольку они говорили публично, они убедили народ уйти от них, говоря: они не говорят ничего истинного, а все лгут».
Побитие камнями
Почувствовав, что народ теперь уверенно встал на их сторону, эти иудеи побудили их побить Павла камнями, и здесь к ним, без сомнения, проворно присоединились самые худшие элементы из толпы. Иудеи считали, что это – праведное наказание за богохульное евангелие, центральное место в котором занимает Иисус (Вт.18:20; 13:10). После же эпизода с Зевсом и Гермесом отношение местных язычников было таким же. «Как это мы позволили себя обмануть? Какое сходство между этим неприятным типом и нашим славным Гермесом?»
Они пришли именно за Павлом, ибо каждому было ясно, что он был главным в этой проповеднической кампании. Варнава сам по себе был не слишком значимой фигурой.
Поэтому апостол подвергся в этот вечер страшнейшему избиению (2Кор.11:25; 2Тим.3:11; Гал.6:17). Они были уверены, что убили его. «Они не прекращали кидать в него камни, пока полностью не убедились, что он мертв, а потому, вероятно, он и был мертв» (Адам Кларк). Потом его грубо оттащили прочь (ср. 8:3), чтобы бросить без всяких церемоний за воротами города и, несомненно, со злобным удовлетворением, - перед входом в храм Зевса. Он отверг их жертвоприношение как одному из богов, не так ли? Так вот теперь здесь жертва иного сорта, лежащая перед воротами храма богов: он, грубо униженный. Кроме того, если дошло до вопроса о трупе, теперь уже тяжело установить ответственного за это насилие.
После наступления темноты (согласно тексту Beza) некоторые из новых учеников – включая Евнику и молодого напуганного Тимофея? – пришли туда, где лежало грязное, окровавленное тело Павла. Уверенные, что он скончался, они не сделали никакой попытки привести его в сознание, а просто стояли вокруг него в молитве и полнейшей скорби.
«Воскресение» и уход
К их неописуемому изумлению он пришел в себя и встал рядом с ними. Они с радостью повели его с собой назад в город; другого выхода не было, и был риск нового насилия со стороны врагов. Был ли апостол в действительности убит или нет, нельзя отрицать чудо его выздоровления, ибо на следующее утро (и рано, конечно) он и Варнава были уже в пути, двигаясь в юго-восточном направлении в Дервию. Изгнанные из одного города, они теперь перебрались в другой, как завещал им Господь (Матф.10:23). Воистину в этом есть что-то удивительное, что наутро после такого избиения Павел имел возможность и волю предпринять этот длинный пешеходный путь, ныне им преодоленный. Представляется, что молодой Тимофей нес его мешок, а на следующий день вернулся домой.
Когда же Павел прошел через все это, он, говоря по совести, все-таки чувствовал свои телесные раны не так сильно из-за того, что устроил избиение камнями Стефана и волок в тюрьмы невинных верующих, что теперь пережил сам. То, что он сделал сейчас, было жалким сортом компенсации, и он не сам выбрал его, но, без сомнения, он чувствовал себя теперь много лучше.
Дервия
Записанное об апостольской работе в Дервии скудно, возможно, из-за того, что Тит, основной источник этой части истории, остался в Листре поднимать новую и, в какой-то степени, напуганную тамошнюю экклесию. Однако, очевидно, в этом небольшом городе не было злобной иудейской оппозиции, и проповедование проходило спокойно и успешно. Одним из обращенных здесь был, определенно, Гаий Дервянин, деятельный учредитель благотворительного фонда Павла в более поздние годы (20:4).
Миссионерская работа в Деврии, по-видимому, продолжалась в течение всей зимы. Весной же, «приобретши довольно учеников» (ст.21), Павел и Варнава вернулись в Листру. Может показаться странным, что, будучи так близко к Киликийским Воротам, проходу через Таврские горы, быстро приводящему в Тарс и в Антиохию Сирийскую, они не продолжили этот путь. Однако эти двое проповедников уже знали достаточно хорошо, что миссионерская работа без последующей пасторской помощи – это дело, сделанное плохо, и, особенно, в Галатии, где произошли такие гонения в Листре, Иконии и Антиохии.
Повторные посещения
Таким образом, они снова шли по своим следам, «утверждая души учеников, увещевая пребывать в Вере».
Из Антиохии их изгнали официально (13:50), но они вернулись и туда. Может быть, изгнание распространялось только на ограниченный период времени, или в городе теперь были другие чиновники, не столь сурово настроенные, как предыдущие. В любом случае, двое апостолов не собирались возобновлять публичную кампанию. Теперь они посвятили себя пасторской работе. В Гал.4:13 Павел ссылается на этот «первый раз», когда он благовествовал среди них. Фраза подразумевает второе посещение. Таким образом, здесь есть точное «неумышленное совпадение» с рассказом Деяний об этом обратном путешествии.
Вероятно, была и другая причина для возвращения в эти негостеприимные места. Павел был римским гражданином; однако с ним так жестоко обращались, что это могло оскорбить чувства римских властей, когда они узнали об этом. В намерения Павла могло входить, как в Филиппах в следующем путешествии (16:37-39), чтобы они узнали об этом, ибо существовала бы обоснованная вероятность твердых действий, которые были бы предприняты, если позже начались бы еще большие иудейских гонения против вновь образованных экклесий.
Увещевание
Все же братья строго предупреждались, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». То, что это сказано от первого лица, часто понимается, как и в других местах Деяний, где использовано местоимение «мы», как намек на то, что Лука был с Павлом и Варнавой в это время. Вероятность этого очень мала. Похоже, что эта деталь – часть отчета, который Тит, передал своему брату Луке, включая, как в одном или двух других местах, точные слова апостолов, использованных ими в увещевании (см.гл.59).
Из-за их национального характера было необходимо, чтобы галаты были убеждены в непоколебимости своей веры. За удивительно короткое время листранцы перешли, в отношении к проповедникам, от обожествления к презрению. Знаменательно, что греческое слово, переведенное как «утверждать», встречающееся в Деяниях четыре раза и нигде больше, три раза применяется по отношению к галатам (15:41; 18:23).
Последующие события доказали, что это увещевание было очень нужно, ибо в течение короткого времени, когда апостолы вернулись в Антиохию Сирийскую, эти галатские церкви полностью попали под влияние запугивающих их, самоуверенных иудаистских смутьянов, поэтому Павел должен был быстро написать свое решительное послание, заклинающее их «пребывать в Вере», как он и учил их, и упрекающее их, что они так легко поддались обману лжеучителей (Гал.1:6; 3:2; 5:1; 6:12).
Образ Христа
Сейчас было бы интересно пересмотреть эту часть истории Павла и разобрать определенные замечательные детали его пребывания в Листре:
Он проповедовал Евангелие.
Был очень одобрен множеством людей.
Особенно из-за результата удивительной работы исцеления.
Из-за этого он был принят за божественного посланника.
Злобная иудейская оппозиция отрекается от него.
Он наказан как богохульник и оставлен мертвый за пределами города.
Когда ученики приходят к нему, он встает (греческое слово для «воскресения»).
Идет опять в город.
Потом он идет в отдаленное место.
Однако возвращается снова.
Ибо он должен укрепить души учеников.
Он должен поговорить с ними о вхождении в Царствие Божие.
Тот, кто не сомневается в божественном характере Библейского писания, не удивится таким деталям. Тот же, кому трудно увидеть сходство между этими событиями и жизнью Христа, назовет это случайностью или игрой фантазии.
Это может быть воспринято совершенно определенно: Лука составил эту часть своего рассказа таким образом, чтобы выявить эти созвучия для читателя, ибо, очевидно, галатам в то время эти сходства были уже знакомы. В своем послании к ним, написанном в течение того же года, когда он путешествовал, Павел ссылается на провиденциальный образ, легко узнаваемый читателями:
«О несмысленные Галаты! Кто прельстил вас ... у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?» (Гал.3:1).
«Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (6:17).
«Знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз» (4:13) – ссылка, вероятно, на события в Листре, когда его выдворив в Дервию, избили и контузили? Или еще, когда он, изгнанный из Антиохии (13:50), нес Благую Весть в Иконию и Листру?
В каждой экклесии были определены официальный характер собраний и коллективная процедура, и старейшины (пресвитеры) были «установлены» (в русской Библии – «рукоположивши»). Это слово означает «определены голосованием, буквально же – поднятием рук» (в современном российском переводе – «выбирали»). Другие примеры в Деяниях (1:23-26; 6:6; 13:1-3) укрепляют наше впечатление о том, что люди выбирались для службы голосованием собрания, и это потом утверждается (но иногда с изменениями: 1Тим.5:22) апостолами.
Миссия завершена
С глубокой заботой о благополучии этих вновь обращенных апостолы выразили свою печаль по поводу того, что им нужно покинуть их, постом и особой молитвой за них. Очевидно, они благовествовали и в Писидии. Тот город, который в то время был главным городом Писидии, сейчас носит имя Павла, и в нем есть развалины очень древней церкви! Пергии, которую обошли вниманием на пути туда, тоже была дана возможность услышать Слово Христово, и то же можно сказать о морском порте Атталия (согласно Codex Beza). Вероятно, эта последняя вспышка проповедования произошла, пока апостолы ждали обратного рейса в Антиохию.
По их прибытию состоялось специальное собрание экклесии, чтобы услышать все волнующие известия об их путешествии и об успехе, дарованном Богом: «они рассказали все, что сотворил Бог с ними», - превосходное выражение, которое обращает внимание на то, что Бог делал в этой работе, а не на то, чего достигли они. Почти с самого начала до конца, от места к месту, их история рассказывала, как Бог «отверз дверь веры язычникам», - еще одна прекрасная фраза, сходная с выражением о ключах Петра, которая перешла в словарь ранней церкви (1Кор.16:9; 2Кор.2:12; Кол.4:3). Контекст Книги Откровения 3:8 – «Вот, Я отворил перед тобою дверь» - наводит на мысль о двери, через которую язычники, ищущие Истину, могли быть приведены в семью Божью.
Отправившись, Павел и Варнава были «преданы благодати Божией» (13:2), то есть, руководству Святого Духа, и под тем руководством и защитой задание было достойно и честно выполнено.
Здесь, в Антиохии, все еще было, несомненно, много работы, ибо два проповедника, которые могли иметь искушение сразу пойти в Иерусалим, чтобы рассказать свои волнующие новости апостолам, вместо этого обосновались в Антиохии на достаточно длительное время, очевидно, возобновив свою деятельность там. Или, возможно, они надеялись еще раз сходить в Галатию перед долгим перерывом?
Примечания к 14:19-28:
19. Подобная перемена отношения народа: Лука 19:38; 23:21; также Деян. 28:6.
20. Ученики, но, очевидно, не Варнава. Братья, видимо, настояли, чтобы он остался дома, чтобы не подвергся еще одному проявлению жестокости.
Встал. Этот глагол породил более знакомое слово анастасис, воскресение.
22. Многими скорбями. Другие примеры: Деян.9:16; 3:18; 17:3; 26:23. Однако классический отрывок – 2Кор.11:23.
Войти в Царствие Божие. Это ясно означает, что Царствие Божие – это будущее, а не настоящее, а скорби – спасительный путь в него.
23. Выбирали (в соврем. русском переводе). У Иосифа Флавия есть доказательство того, что это слово, обозначающее «поднятие рук», также имеет более общий смысл – «назначены, определены».
В каждой церкви. Так также в Тит 1:5.
27. Дверь веры, а не работы или обрезания.