Харри Виттакер. "Изучение книги
„ Деяния Святых Апостолов “
66. Лидия из Филипп (16:12-15)
Обычно Павел планировал проповедовать Евангелие в каждом городе, большом или малом, куда он приходил. Однако в Македонии было несколько существенных исключений из этого правила. Первое из них – Неаполь, город, несомненно, оставшийся неохваченным благовествованием из-за давления со стороны Луки, который хотел увидеть группу в своем городе.
Есть довольно много соображений о связи Луки с Филиппами:
А. Описание города как 1) македонского; 2) первого в районе; 3) (римской) колонии. Лука больше нигде в своем рассказе не сочетает такого рода детали.
Б. Обращается внимание на то, что Филиппы относятся к Македонии, а не к Фракии, которая рассматривалась как, в некотором смысле, варварская область.
В. Та настойчивость, с которой утверждалось, что Филиппы были «первым городом той части», породила трудности, ибо и Фессалоника, и Амфиполь претендовали на этот почетный титул. Однако Лука твердо приписывает его Филиппам. И Codex Beza (Тит?) с уверенностью разрешает этот вопрос таким прочтением: «главный (город) Македонии».
Г. Павел посещает четыре других места, имеющих особый статус римских колоний, но Лука упоминает об этом только в отношении одних Филипп.
Д. Гораздо больше места уделено событиям, произошедшим в Филиппах, чем в Фессалонике, столице.
Е. Неаполь, Амфиполь и Аполло были пропущены по дороге в Фессалонику, но не Филиппы.
Не будет слишком далеким от истины предположение, что Лука, который продолжал жить здесь следующие шесть лет, узнал и разделил гражданскую гордость жителей и позволил этому чувству прокрасться на страницы своего рассказа.
Этот титул «первый» немало усиливал изобретательность комментаторов. Возможно, он был назван так, потому что был первым городом в Македонии, где проповедовал Павел. Может быть, сюда вкралось асиатское словоупотребление: Филиппы были «первым» городом, т.е. выдающимся. Возможно, первенство перешло к Филиппам позже (хотя нет никаких современных подтверждений этому). Один особенно хороший классический ученый – Пэйдж – комментирует этот факт: «Использование слова протос (первый) в этом смысле без всяких разъясняющих слов – это беспрецедентно».
Вся эта неопределенность делает более вероятным то, что аналогии Иисуса Навина, детализированные в предыдущей главе, подтверждают правильное объяснение – и к тому же, библейское.
Колония
Будучи римской колонией, Филиппы имели римский закон и римскую конституцию. Важной составляющей ее населения была многочисленная группа отставных легионеров, чья гордость своим отношением к Риму никогда не ослабевала. Эти обстоятельства помогают объяснить, почему Лука был столь настойчив, призывая сюда двух друзей, имеющих римское гражданство, помочь ему в работе по распространению Евангелия.
В Послании Павла к Филиппийцам есть два интересных замечания по поводу римского гражданства (в греческом тексте): «Только проявляйте свое гражданство достойно благовествованию Христову» (1:27). «Наше же гражданство – на небесах» (3:20). В то время как филиппийцы были горды тем, что ими управляют прямо из Рима, эти филиппийские христиане всегда стремились к тому, чтобы над ними царствовали прямо с небес.
Также очень интересно отметить, что одной небольшой деталью Лука намекает своему пытливому читателю, что эта часть повести о Деяниях составлена, когда он жил в Филиппах: «В этом городе мы пробыли несколько дней» (ст.12).
Почему нет синагог?
Почти всегда делалось предположение, что Павел не мог следовать своей обычной традиции проповедования в еврейских синагогах, потому что там не было евреев и синагог. Однако такой вывод почти неправдоподобен, ибо вряд ли существовал какой-либо город Римской империи, в котором к тому времени не было какого-то количества евреев. Поскольку же Александр Великий всегда относился к евреям с особой доброжелательностью, особенно невероятно, чтобы они не были допущены в город, находящийся в пределах его провинции.
Существует другое объяснение, чтобы подтвердить одно ясное «неумышленное совпадение» для доказательства правдивости рассказа.
Это было приблизительно то время, когда, из-за волнений в Риме, кесарь Клавдий изгнал всех евреев из столицы (18:2). Поэтому, поскольку Филиппы были более римской колонией (16:12), чем римские, может быть, это обстоятельство было воспринято так, что здесь с успехом можно использовать ту же тактику, как и везде. Конечно, синагоги были, но именно в это время евреи-мужчины либо были вынуждены покинуть город, либо ушли в подполье до тех пор, пока можно будет вздохнуть полной грудью. Таким образом, только еврейские женщины и горсточка богобоязненных, подобных Лидии, продолжали соблюдать религиозные обряды. Синагога не могла работать, когда в ней не было десяти мужчин. Потому, «при реках Вавилона (в чем-то сходные обстоятельства) там сидели они», на молитвенном месте, у реки.
По-видимому, Лука не знал определенно об их расположении: «где по обыкновению был молитвенный дом» («где, как мы полагали, было место молитвы» – в оригинале и в современном русском переводе). Этот факт и то обстоятельство, что никто из друзей не проявил к ним гостеприимства, пока незнакомка не упросила их войти в ее дом, наводит на мысль о том, что Лука недолго жил в этом городе.
Свидетельство для набожных женщин
Встретив эту группу женщин в их импровизированном месте поклонения, четыре проповедника, отбросив все формальности, перешли к рассказу о цели своей миссии. Это должно было продолжаться в течение нескольких суббот (греческий глагол продолженного времени говорит об этом). Лука сам был одним из тех, кто свидетельствовал, из чего можно понять, что он не был новообращенным.
Выделялась среди этих женщин Лидия из города Фиатир, богобоязненная язычница, пришедшая из Асии (где Павлу было запрещено недавно проповедовать: ст.6!). В Филиппах она основала дело, торгуя знаменитой окрашенной в пурпур тканью, которой славился Фиатир. Она была, вероятно, вдовой и освобожденной рабыней, ибо достаточно обычным явлением было, когда таких людей называли по месту их происхождения: Фиатир находился в субпровинции Лидия.
Работа Бога
Скоро она привлекла особое внимание Павла как человек с выдающимися способностями в толковании послания – поскольку Бог работал в ее жизни: «Господь отверз сердце ее». Во всей Библии нет ни одного другого эпизода со столь определенным заявлением о неосознанном руководстве Бога. У Лидии была Библия и основы иудейской веры. Более того, сейчас она была готова принять мудрость прекраснейшего в мире комментатора Святого Писания. Однако, ко всему прочему, Господь открыл ее сердце, то есть (как очень часто в Ветхом и Новом Заветах), ее разум, для того, чтобы она с огромным вниманием слушала послание. В этой фразе нет никаких эмоциональных акцентов. Только из-за божественного влияние она обратила внимание на учение Павла.
В Библии есть много мест, содержащих эту впечатляющую мысль:
«Открой очи мои, и я увижу чудеса закона Твоего».
«Дай мне уразуметь путь повелений Твоих».
«Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое».
«Вразуми меня, и я буду соблюдать закон Твой».
«Поставь меня на стезю заповедей Твоих» (Пс.118:18, 27,32,34,35 и многие другие).
Лука рассказывает эту часть истории, как бы убеждая, что любому, кто проявил серьезное внимание к Павлу и его посланию, было обеспечено крещение: «Когда же крестилась она ...». Лидия принесла послание своим домашним, были ли это дети или слуги, так что, после ее крещения, покрестились и они, как это было с домом Корнилия (10:7, 24,33,48), и, в свое время, - с домом Криспа (18:8), и с домашними филиппийского темничного стража (ст.34).
Гостеприимство
Теперь Лидия уже настояла на приглашении, которое, почти наверняка, уже делалось раньше: «Если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня». Может быть, она знала о заповедях Иисуса своим проповедникам: «В какой бы город или селение не вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: «мир дому сему». (Матф.10:11-13). Лидия была достойной. Содержание этой небольшой группы у себя дома было пустяком в ее глазах, но она счастлива была проявить благодарность за тот принесенный ими дар и стремилась к тому миру, который они несли с собой.
Итак, она убедила этих незнакомцев, как это сделали Авраам, и Лот, и двое учеников в Еммаусе, и – несомненно – с благословением.
Позже экклесия в Филиппах заботилась о Павле во время его поездок, проповедования и заключения в тюрьму. По меньшей мере, четыре раза (Фил.4:10,16; 1Кор.11:8,9) посылали они деньги, чтобы помочь ему в работе, и, возможно, наиболее щедрые пожертвования в этих случаях делала Лидия.
Примечания к 16:12-15:
12. Филиппы. Археологи раскопали форум, бывший, вероятно, местом общественных собраний. Вероятно, это место упоминается в ст.19.
13. Женщины. В некоторых римских городах женщинам была дана необычайно высокая степень свободы и достоинства: 17:4,12; 13:50. согласно Лайтфуту, это особенно верно для Филипп.
14. Багряница. Описания, найденные в Фиатире, дают инструкции по окрашиванию.
15. Крестилась. Окунулась, умерла, окрасилась (кровью Агнца).
Убедила. Ср. Лука 24:29, единственное место в Новом Завете (в оригинале). Поэтому, могло быть определенное сопротивление со стороны Павла и его компании: ср.2Кор.11:9. В Деяниях есть несколько прекрасных примеров гостеприимства братьев: 17:7; 18:3,7; 21:8,16; 28:14,15.