> Все книги  >

> Оглавление >

Харри Виттакер. "Изучение книги 

 

„ Деяния Святых Апостолов “

 

 

67. Аполлон или Христос (16:16-18)

 

При полном отсутствии иудейского сопротивления работа в Филиппах шла спокойно, при этом основная деятельность сосредоточилась в доме Лидии и молитвенном месте у реки. Но вот случилась драматическая перемена.

Среди богов, почитаемых в Филиппах, был Аполлон, храм которого в Дельфах, в районе Пуфо, посещает множество современных туристов, бывающих в Греции. Одна из жриц, связанных с этим местным культом, была «пифией» (греч. «пифон» - текст); это название обычно использовали для чревовещательниц, которые были способны ввести в заблуждение фанатично верящих в то, что они слушают истинные пророческие речи из уст статуи Аполлона. Это были хитрости и козни духовенства, полностью зависящие от способности этой девушки-рабыни к чревовещанию, и легковерные участники культа платили бешеные деньги за этот великолепный обман. Этот религиозный фокус был настолько прибыльным, что девушка превратилась в «акционерное общество с ограниченной ответственностью» (говоря языком бизнеса). У нее был не один владелец, а несколько, разбогатевших на суевериях и жульничестве, в чем им помогала ее замечательная сноровка.

 

Несоответствующее истине объяснение

Обычное, но ошибочное толкование этого происшествия состоит в том, что девушка была, действительно, ненормальная – «одержимая духом». Она почему-то решила, что Павел и его друзья находятся в Филиппах с миссией с небес. День за днем, когда бы она ни сталкивалась с ними, она выкрикивала в толпу совершенно бесконтрольно: «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Продолжая в том же духе, она повторяла эти выступления каждый день до тех пор, пока Павел, раздосадованный тем, что им создают помехи в виде такой дурной рекламы, властно потребовал духа «выйти из нее».

Это тут же произошло. Она вернулась в нормальное состояние, но обнаружила, что ее способность к чревовещанию иссякла. Святой торговле внезапно пришел конец.

Истолкование этого эпизода имеет свои трудности. Следует предположить, что весь город относился к сумасшедшей девушке как к обладательнице духа греческого бога (ср. 1Кор.8:4). Однако если она была безумна, множеству людей должно было быть достаточно ясно, что большинство ее высказываний – это просто бессмыслица и совсем не божественная мудрость, за которую платили поклоняющиеся. Более того, мыслимо ли, чтобы всегда, когда поклонявшийся приходил, желая получить руководство от бога Аполлона, эта сумасшедшая девушка умудрялась сказать что-то, что могло быть истолковано как послание бога? Возможно ли, что у нее, безумной, тем не менее, всегда получалось вовремя включить свой дар чревовещания, чтобы произвести впечатление, что статуя Аполлона говорит?

Объяснение при помощи сумасшествия нагромождает больше трудностей, чем разрешает. Есть альтернативное, более удовлетворительное толкование.

 

Альтернатива

Она, конечно, была чревовещательницей и, к тому же, очень сообразительной, ибо должна была уметь оценить характер и психологию тех, кто приходил в поисках божественного совета, а также сочинить экспромтом такое, что, переданное от идола посредством ее чревовещания, оставило бы поклоняющегося удовлетворенным мудростью Аполлона.

Очевидно, у нее была какая-то возможность послушать Павла и остальных, поскольку однажды, когда она столкнулась с ними на улице, она поддалась побуждению и пошла за ними, крича, что знает, что их послание насколько истинно, насколько она – фальшива: «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего (как говорила о себе я), которые возвещают нам (истинный) путь спасения (а не уничтожения, в чем значение слова «Аполлон»). 

Это был самый мужественный ее поступок, но, сделав этот решительный шаг, она упорно продолжала и теперь публично свидетельствовала день за днем. Будучи рабыней, она не была свободна, чтобы стать ученицей. В любом случае, как она могла служить Христу и продолжать коварное шарлатанство, бывшее основной составляющей ее жизни? Это была странная ситуация, поскольку она публично свидетельствовала о своей собственной бесполезности и направляла тех, кто слушал ее, к вере в послание апостолов.

Эта ситуация все больше раздражала Павла: не из-за свидетельства девушки о них и их послании, а из-за того, что один из здешних потенциальных учеников был введен в заблуждение этими обстоятельствами. Итак, в один из дней он обратился и приказал «духу» в ней (как представляют себе простые люди): «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее». Фактически, он удалил из нее ее умение чревовещать.

 

Результат

В тот момент, казалось бы, ничего не случилось, внешне в ней не было никаких изменений. Однако скоро, когда она вернулась к своим обязанностям в храме обманывать и вымогать деньги, она обнаружила, что ее превосходный дар чревовещания и изобретательности полностью покинул ее. Голоса бога больше не было. Фанатичные поклонники требовали возвратить им деньги.

История продолжается рассказом о невероятных испытаниях, которые выпали на долю Павла и Силы, но ничего не сказано больше об этой смелой безымянной девушке. Можно было бы предположить, что ей пришлось выдержать, по меньшей мере, одну жестокую порку от рук ее разозленных и ничего не понимающих хозяев. Почти наверняка, Лидия или кто-то другой из верующих освободил ее из когтей этих вымогателей и помог войти в счастливую жизнь на «путь спасения».

 

Примечания к 16:16-18:

16. Прорицания, гадания (пуфон – греч.). Это слово прямо связано с одним из еврейских слов, используемых для «змея или гада»: напр. Пс. 90:13; Ис.11:8. Оба очень подходят. Есть еще греческое слово пуфо, что значит «гнить или гноить», тоже подходящее в этом случае.

Прорицаниями («предсказаниями будущего» - совр. русский перевод) – в Септуагинте используется как фальшивыми пророчествами и лживыми предсказаниями.

17. Идя за Павлом и за нами. Как это живо в памяти Луки! Однако обычно Павел привлекал к себе внимание (напр.ст.14).

 Кричала. Обычное объяснение тем, что она была ненормальна, здесь тоже сталкивается с трудностями: Павел знал, почти наверняка, что у хозяев девушки будут неприятности в связи с потерей доходов; вероятно ли, что он пошел бы на этот риск просто для того, чтобы устранить это небольшое неудобство? Но с точки зрения, выдвинутой здесь, это было необходимо, невзирая на обстоятельства, чтобы сделать возможным ее спасение.

Путь спасения. В Римской империи возглас: «Цезарь – Спаситель», - был принят в народе. Однако теперь в Филиппах Христос стал Спасителем.

18. Вознегодавал; ср.4:2. Также: Екк.10:9, также ссылка на змея в ст.8, 11.