> Все книги  >

> Оглавление >

Харри Виттакер. "Изучение книги 

 

„ Деяния Святых Апостолов “

 

8. „Иисус воскрес!“ (2:22-28)

 

Отмахнувшись от дерзости критиков и подготовив их к восприятию великого послания, Петр убежденно обратился к огромной толпе, стоящей перед ним:

„Мужи Израильские...“. Было ли это обращение риторическим или оно умышленно напоминало о тех великих предках, потомки которых сейчас собрались перед ним, вернувшись на эту Землю после долгих лет жизни в языческих странах? Если верно последнее, то, несомненно, это должно было заставить их задуматься, как впоследствии лучший из сынов, избранный и освященный, был отвергнут своими братьями, которые избавились от него, чтобы только через какое-то долгое время он был провозглашен их великим правителем и спасителем.

В этот момент даже самым проницательным умам в храмовом дворе трудно было подняться до такого уровня понимания, но позже, когда выступление Петра внушило им: „Твердо знай, весь дом Израилев...“, - они, безусловно, поняли, к чему он клонит.

Сначала он напомнил им обо всем позоре, связанном с именем Иисуса из Назарета: „Из Назарета может ли быть что доброе?“ (Иоанн 1:46). Именно это обвинение было написано на его кресте. Но это стало и указанием, чтобы ученики гордились им, ибо таким образом Иисус был олицетворен с Отраслью (незер) от корня Иессеева, с обетованным Мессией, который, пригвожденный к мертвому дереву, превратил его в Древо Жизни (1Петр 2:24). Повторяющиеся апостольские ссылки на Голгофу (ст.23,36) заставляют предположить, что с самого начала он хотел напомнить этому множеству людей о распятии, свидетелями которого многие из них недавно были.

 

Основная Истина об Иисусе

Петр не был одним из тех, кто ходит вокруг да около. В нескольких его первых фразах содержатся основные положения веры учеников Иисуса:

1. Все произошедшее с ним было предопределено Богом. Иисус явился точкой опоры для великого Божественного проекта искупления народа Божьего.

2. Иисус был человеком, но человеком, пришедшим от Бога, в том смысле, что ему была поручена особая божественная миссия; ср. с Иоанн 1:6; 3:2; 17:18.

3. Множество удивительных чудес приковало пристальное внимание к его речам. 

4. Тем не менее, народ грубо распял его.

5. Однако Бог воскресил его из мертвых - неизбежно - из-за его несравненного характера.

В утверждениях Петра об уникальной работе и положении Господа нет и намека на учение о триединстве. Бог действовал посредством него; Бог не позволил его преданному земле телу разложиться; Бог воскресил его из мертвых; во время суда над ним Бог находился по его правую руку; во время вознесения ему было дано возрадоваться перед лицом Отца. Все это произошло „по определенному совету и предвидению Божию“.

Напоминание о „силах и чудесах и знамениях“, созвучное „знамениям и чудесам“, сотворенным Моисеем перед лицом фараона (Пс.134:9), предлагает, таким образом, всему этому множеству людей считать Иисуса пророком, подобным Моисею. Однако это связано и со знаками силы Святого, проявления которых они увидели только что своими глазами в апостолах и свидетелями которых они должны были стать в грядущие дни (Евр.2:8; Римл.15:19; 2Кор.12:12).

 

Виновен!

Тем не менее, за низкую смерть такого человека как Иисус, переполненного милосердием и добрыми делами, ответственны они - люди, сейчас слушающие Петра. Чтобы произнести это в такой обстановке, потребовалось большое мужество, ведь Петр был тем самым человеком, который всего за несколько недель до этого струсил под испытующим взглядом обвинившей его служанки.

Верно, эти евреи сами не сделали ничего отвратительного, но тем не менее это было их преступлением, их виной, ибо не они ли подстроили это руками римлян, людей, чуждых Закону Моисея (1Кор.9:21), а потому менее ответственных перед Богом, чем они сами?

Петр выразительно описал весь ужас произошедшего. Слово „пригвоздили“, использованное им, передает картину того, как Иисус был растянут на кресте и прибит к нему, подобно тому, как деревянными гвоздями закреплялся шатер, а затем, без всякой заботы о терзающей его при этом боли, грубо поднят и выставлен напоказ до тех пор, пока не умер, убитый своими врагами, именно это и замышлявшими.

 

Божья цель во Христе

Однако, хотя, безусловно, то что случилось было их целью, это же, непостижимым образом, было и волей Божьей. Все это произошло „по определенному совету и предвидению Божию“: „Господу было угодно поразить Его, и Он предал Его мучению“ (Ис.53:10).

Согласовать задуманное Богом со своеволием порочных людей, посредством которых это осуществилось, - это задача, которую не так легко взять на себя. Трудно ожидать и ее успешного выполнения. Здесь, в одном стихе, Святое Писание уделяет серьезное внимание обеим сторонам проблемы, совершенно не пытаясь привести какого-то объяснения или согласования. Выглядит странным, что то, что Книга Божья не пытается нигде сделать, так часто хотят совершить ее беспечные читатели, вместо того, чтобы смиренно признать, что разрешение этой загадки - не в их нынешней власти.

Воля Божья по отношению к Иисусу не ограничилась принесением его в качестве жертвы за грех. Это показало также полную силу такой жертвы посредством его воскрешения из мертвых: „Бог воскресил Его, расторгнув узы („родовые боли“ - в английском переводе) смерти“.

 

Жертва и воскресение

Для проникновенности своей речи Петр обратился к псалму 114: „Объяли меня болезни („узы“ - в английском переводе) смертные, муки адские (муки Шеола) постигли меня“ (ст.3). Весь псалом основан на описании изменчивой судьбы царя Езекии, являющейся выражением осуждения и оправдания Мессии. Использованное здесь слово „узы, или веревки“, присущее описанию связанной жертвы, которую кладут на жертвенник Господень (Пс.117:27), объясняет, почему Петр говорил о „расторгнутых“ родовых болях смерти: здесь соединяются два речевых образа.

Сравнение с „родовыми болями“, несомненно, предназначалось для того, чтобы образно представить смерть, рождающую своего Первородного - „первенца из мертвых“ (Кол.1:18; Откр.1:5). Находящиеся в этой толпе библейски мыслящие люди тотчас должны были вспомнить, что их Закон требует все первородное посвящать Богу (Исх.13:2,12).

Однако для этих мужей удивительнее всего прозвучали такие убежденные слова Петра: „Ей (смерти) невозможно было удержать Его“. Невозможным было для Всемогущего Бога пронести чашу страданий мимо Иисуса („Gospels“, H.W.). Когда же его убили, было невозможным и оставить его в тисках смерти. Почему же?

 

 

 

Псалом 15

Для ответа Петр обратился к той части Писания, которую раввины обычно не связывали с Мессией. Сначала апостол провозгласил, что Иисус - это „Святой“ Божий, и этот титул принадлежит ему по праву, ибо: „Видел я перед собою Господа всегда“. Как может человек, настолько сосредоточенный на Боге, оставаться во власти Греха-Врага, которого он полностью преодолел? Среди слушающих Петра в тот день было много людей, охотно и громко отрицавших апостольское утверждение о полной безупречности Иисуса. Однако они достаточно хорошо знали, что во время служения личность Иисуса была под постоянным неприязненным наблюдением его умных противников, и все же они не смогли обвинить или упрекнуть его ни в чем.

Те же слушатели, которые были хорошо знакомы с древнееврейским текстом псалма 15, вспомнили, что слова „всегда я видел перед собою Господа“ содержат намек на „сотворенного по подобию“ Господа, к которому Он так благоволит.

Фраза „Он одесную меня...“, как кажется на первый взгляд, не согласуется с известным мессианским пророчеством: „Сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих“ (Пс.109:1). Имеется разграничение между днями его жизни во плоти и временем вознесения его к небесной славе. Следующие за этим слова: „Не поколеблюсь“, - показывают это, так же, как и фраза: „плоть моя успокоится в уповании“, - все слова которой соответствуют дням его слабости.

Выражение „Он одесную меня“ используется для изображения законного суда, как если бы ангел Божий выступал в роли его адвоката. Или, может быть, эти слова были отображением истины, в буквальном смысле слова? - ангел рядом с ним не только в Гефсиманском саду, но и тогда, когда перед синедрионом разыгрывалась пародия на суд над ним?

Язык радости псалмопевца (ст.26) может показаться неуместным для аргументов Петра, но, в действительности, он очень соответствует случаю, ибо не только замечательно гармонирует с темой воскресения, но и дает самый лучший довод в пользу того, почему последователи Мессии должны были быть опьянены неиссякаемой радостью, провозглашая правду о своем Господе.

Словами „плоть моя успокоится в уповании“ описывается не хладный труп, ожидающий воскресения на третий день, а то, что подбадривало Иисуса во время его служения. Знаменательно и то, что во многих отрывках Ветхого Завета слово „упование“ особенно связано с детской надеждой! Это опять удивительно перекликается со ссылкой на боли при его рождении как первенца Нового Творения!

Этот псалом содержит превосходное и точное пророчество: „Ты... не дашь святому Твоему увидеть тления“. Здесь, определенно, речь идет о воскресении до наступления тления (по этому поводу см. Иоанн 11:39). Однако это говорит о большем.

В Израиле обычным способом погребения было захоронение в пещере. Не было ничего странного в том, что, по прошествии нескольких поколений, останки могли быть убраны в дальний угол пещеры с тем, чтобы вновь ее использовать. Но с захоронением Иисуса было не так. В рассказе об этом несколько раз повторено и обращено внимание на то, что положили его в „гроб новый, в котором никто еще не был положен“ (Иоанн 19:41). Следовательно, в буквальном смысле слова, верно, что Иисус не увидел тления в момент своего воскресения, ибо до него никто не был захоронен там.

Слова: „Ты укажешь мне путь жизни,“ - подчеркивают то, что это было воскресение не к какому-то иному смертному существованию, как было с Лазарем, а к бессмертию. Строки же: „Полнота радостей перед лицом Твоим,“ - требуют, конечно, вознесения к Отцу.

Но почему цитата Петра, как мы видим, оборвалась в этом месте? Ведь последние слова псалма так уместны в речи Петра об Иисусе: „Блаженство в деснице Твоей вовек (здесь также есть намек на вознесение!)“. Более того, эти слова пророчествуют об излиянии небесных даров, примером которых теперь послужили силы апостолов. Быть может, Петр, в действительности, закончил цитату, ибо его более позднее замечание (ст.33) читается как толкование упомянутой выше фразы: „Итак, Он, быв вознесен десницею Божею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышете“?

 

Примечания к 2:22-28

22. Засвидетельствованный. Слово несет двойной смысл: а) открыто продемонстрированный; б) о ком одни рассказывали другим.

Силы. В связи с Иисусом и апостолами это слово никогда не использовалось отдельно, но всегда в сочетании с одним-двумя другими словами: „чудеса, знамения“,

23. Определенный совет и предвидение Божие. Ср. с 3:18 и 1Петр 1:2,20.

Вы взяли. Неточно, если предположить, что толпа состояла из пришедших в Иерусалим, а не его жителей.

25. В Деян.13:35, 36 Павел процитировал тот же псалом и так же его истолковал.

Видел я перед собой Господа всегда. Слово „всегда“ очень важно для Петра, т.к. оно объясняет, что, в действительности, речь идет не о Давиде“; ст.29.

26. Стих описывает воскресшего Христа, ликующего от радости, на что обычно не обращают внимания. Петр и Септуагинта используют „язык“ для прославления Бога. Пс.107:1; 29:12,13; 56:8.

27. Душа. Здесь „псухе“, ср. с „псухос“ - холодный (холодное, мертвое тело).

Святой. Ср. с Втор.33:8 - священник!

28. Дал познать. Это выражение противоречит точке зрения о персональном существовании Христа до рождения на земле.