Харри Виттакер. "Изучение книги
„ Деяния Святых Апостолов “
86. Мятеж в Ефесе (19:23-41)
Одним из наиболее распространенных религиозных предрассудков Римской империи, в частности, в Ефесе, было поклонение Артемиде (у римлян – Диане. Известно, что именно ей посвящали главные религиозные обряды не менее чем в тридцати трех других городах.
Храм за пределами города, один из семи чудес света, представлял собой громадное сооружение площадью 416х239 футов (127х73м), в котором было около сотни колонн высотой 56 футов (17м) и шести футов в диаметре (1,8м). Размер жертвенника составлял 20х20 футов (6х6м). Священники, «девы», евнухи и все остальные были необходимы для того, чтобы поддерживать порядок в храме и выполнять религиозные обряды для множества людей, приходящих отовсюду, число которых достигало тысяч. Эта роскошная религия была главным источником средств для процветания Ефеса, который стал одним из богатейших городов империи.
«Великая богиня»
Артемида – это имя одной из греческих богинь, сестры Аполлона, но, фактически, это был замаскированный восточный культ плодовитости, поклонение Иштар (главная вавилонская и ассирийская богиня – примечание переводчика), только под другим именем и в несколько видоизмененной форме. Сама богиня была изображена в виде величественной многогрудой женщины. Ее скульптура была установлена на почти бесформенном камне, который, вероятно, был необычайно большим метеоритом, ибо часть легенды говорит о том, что Ефес – хранитель ее и «упавшего с небес (или «с Диапета-Юпитера» - в греческом тексте)». Она обычно изображалась в окружении львов, знакомая деталь, возможно, побудившая Павла написать о том, что он «боролся со зверями в Ефесе» (1Кор.15:32). Каждую весну, весь месяц май был посвящен Артемиде, играм и бесконечным обрядам в честь этой богини. В рассказе Луки есть несколько намеков на то, что именно в это время года на Евангелие неожиданно налетело разрушительное торнадо враждебности и превратилось в серьезную угрозу и для Павла, и для всей экклесии.
Правота сардонического замечания Рамсэя о том, что «самое уязвимое место цивилизованного человека – это его карман», была доказана в Филиппах, когда Павел обратил в веру девушку-рабыню, приносившую хорошие деньги на тамошнем культе Аполлона. Теперь же множество обращений в веру в Ефесе имело те же последствия. В язычниках вспыхивало негодование против Евангелия только тогда, когда это касалось их корыстных интересов.
Важной составляющей процветания, питаемого поклонением Артемиде, было местное производство, удовлетворявшее потребности набожных прихожан, которое выпускало небольшие серебряные копии богини и места ее святыни, точно так же, как сейчас печатают и предлагают туристам купить книжные закладки и открытки с видами после прогулки вокруг собора. У священников была такая традиция: в конце службы Артемиды выносить большую серебряную копию ее образа на ступеньки храма, чтобы все выходящие поклонявшиеся благоговейно целовали ее.
Очевидно, Павел, проповедуя, не изменял себе и не обвинял местную религию, называя ее пустым суеверием (ст.37; 17:23), но неизменно, когда он учил Истине Христовой и свидетельствам пророков, даже самым посредственным умам сразу становилось ясно, что религия Артемиды – это, от начала до конца, подделка: «Художник сделал его, и потому он – не бог» (Ос.8:6; ср.Ис.40:20; Иер.10:3,9). Таким образом, воздействие Евангелия, не только в самом городе, но и во всей области, стало серьезно мешать религии Артемиды и, что более серьезно, тем прибыльным делам, которым она любезно содействовала. Надпись именно этого времени упоминает заметное ослабление энтузиазма в поклонении Артемиде.
Подстрекательство
Итак, Димитрий, глава наиболее почитаемой и уважаемой компании серебряных дел мастеров, созвал специальное массовое собрание не только из ремесленников, но и всех остальных вспомогательных рабочих, удобно живущих за счет тайн Небесной Матери. Он без предисловий перешел к главному: «Вы все достаточно хорошо знаете, откуда наше благосостояние. Однако этот Павел за короткое время теперь научил другой религии не только здесь, но и по всей провинции. Все, кто слушает его, узнают, что бог, сделанный руками, - это совсем не бог. Таким образом, рынок сокращается, а мы все становимся нищими. Глядя на это (как итог долгого раздумья), можем ли мы стоять в стороне и ничего не делать, когда ниспровергается наша богиня и ее великолепие – «как ничто»?
Этот пророк Димитрий не знал, что в последней фразе он цитировал тираду пророка Исаии, направленную против идолопоклонников (40:17; и ср. 1Кор.8:4)! Дополнительная ирония была в том, что такая могущественная богиня, видимо, должна была оказаться во власти презренных евреев.
Подстрекательская речь сделала свое дело. Пылающая негодованием толпа, бросилась на улицу (Codex Beza), выкрикивая городской лозунг: «Велика Артемида Ефесская!». За короткое время весь народ пришел в смятение. Некоторые из серебряников побежали, чтобы схватить Павла, но, не найдя его, притащили Гаия и Аристарха, двоих апостольских македонских помощников, и вместе с ними устремились, как стадо гадаринских свиней, в открытый театр за чертой города.
Этот театр, сейчас раскопанный археологами, был огромным сооружением, около 500 футов (152,5м) в диаметре, способным вместить в себя, по разным оценкам, от 24 000 до 50 000 человек. Оказавшись там, возбужденная толпа не знала, что же делать дальше. Большинство из них даже не имело представления, из-за чего вообще поднялся весь этот шум. Поэтому продолжать кричать не имело смысла.
Павла отговорили
Находясь в городе, как только Павел осознал, насколько серьезна ситуация и что двое его сотрудников находятся в опасности, он решил отправиться в театр и обратиться к народу. Он был уверен, что сможет призвать толпу к рассудительности. Но обладавшие большим житейским опытом и знанием местных нравов братья запретили ему рисковать. Когда Павел настаивал, они были еще настойчивее. Снова возникла ситуация, бывшая в Дамаске, Иерусалиме, Фессалонике и Верии (9:25,30; 17:10,14).
Было проведено дополнительное обсуждение, что и решило исход дела. «Асиархи», высшие начальники городов Асии, собрались в Ефесе, как они делали каждые пять лет. Эти влиятельные люди стояли во главе игр в дни Артемиды и несли ответственность за храмы, где поклонялся Кесарь. Некоторые из них сочувствовали Павлу – то ли его религии, то ли ему самому как человеку – и, узнав о критической ситуации в городе, послали гонца, который повторил строгое предостережение о том, что следует избегать риска.
Проблема была разрешена, когда случилось другое.
Местные иудеи, часто – козлы отпущения в дурных ситуациях, были обеспокоены тем, как бы вина, сейчас так явно возложенная плечи Павла, иудея, не задела бы их самих. Поэтому один из их числа, Александр, – может быть, тот, о котором сказано: «медник много сделал мне зла» (2Тим.4:14) – был послан в качестве их делегата и официального защитника. Кто-то из толпы вытолкнул его на трибуну. Он стоял там, пытаясь жестами заставить себя слушать. Но как только они распознали в нем иудея (по лицу или одежде?), они вспомнили о пресловутом еврейском презрении по отношению к идолопоклонству, а потому стащили его вниз.
Они опять возвратились к городскому лозунгу, и вскоре все сборище бездумно орало: «Велика Артемида Ефесская!», - несомненно, к великому удовлетворению жрецов бывшего рядом храма. Этот бедлам беспрепятственно продолжался в течение двух часов, каждая группа людей при этом решила доказать, что она предана своей богине больше остальных. Как похоже на кошачий концерт пророков Вааловых на горе Кармил (3Царств 18:26)!
Ефесский служащий
В конце концов, ефесский служащий, - возможно, самый важный человек в Ефесе после римского губернатора – решил, что пришло время разрешить ситуацию. Выступив вперед, истинный Гамалиил на суде, этот смелый человек обратился к толпе в высшей степени смиренном тоне и с убедительными доводами, в которых содержится впечатляющее знание закона.
Первое: «Весь этот протест совершенно не нужен. Весь мир знает, какой великой богине вы поклоняетесь. И не доказывает ли Ефес в этом месяце святого празднования, что наш город является уборщиком храма Артемиды?» Это выражение фальшивой скромности было присуще гордости этого первого города Асии.
Второе: «Вся эта суета, которую вы сотворили, была совершенно ненужной и недостойной. С самого начала вы должны были знать, что нельзя себя так вести».
Третье: «У вас нет ничего против этих людей, ибо, что вы можете, по-настоящему, им предъявить? Вы знаете, что они - не храмовые воры». Внутренний храм использовался как государством, так и состоятельными людьми в качестве банковского хранилища драгоценностей. Может быть, также, что этот служащий попытался слегка пошутить, ибо среди греков выражение «храмовый вор» было хорошо известным каламбуром, основанном на созвучии с «Иерусалимом». «Они (продолжал он) и богини вашей не хулили». Не в этом ли суть всей ситуации? Как он мог сказать такое и рассчитывать выйти сухим из воды? Безусловно, против Павла должно было быть выдвинуто какое-то такое же обвинение раньше и отклонено как недоказанное. Этот служащий, по-видимому, приложил все усилия, в некоторой степени рискуя, чтобы выступить в качестве свидетеля этого хорошо знакомого доброго христианина.
Четвертое: «Если же вы, действительно, хотите подать жалобу в суд на человека, которого вы имеете в виду (Павла, конечно), то обращайтесь туда в установленном порядке. Суды как раз сейчас заседают, и (скорее опять сардонически) у нас есть проконсулы (высшие римские представители власти). Может даже случиться такое (итак, он теперь намекал), что эти христиане захотят привлечь вас к суду!»
Последнее: «Если вы захотите выдвинуть какое-то другое обвинение, о котором я не слышал, то обращайтесь туда законно. Не проводим ли мы три демократических собрания (екклесиаи) ежемесячно? Помните, что наши римские господа очень чувствительны к всякого рода беспорядкам. Если они почувствуют неловкость, как должны будем мы объяснить им это нарушение нормального хода событий?» В очень утонченной манере он употребил здесь слово, означающее не только «сборище», но также и «тайный сговор» (ср. с 22:13), будто намекая им: «Я знаю, что это – подтасовка фактов».
Вслед за тем, проговорив достаточно долго с толпой, чтобы остудить ее пыл, служащий кратко объявил о роспуске собрания. И они довольно тихо разошлись.
Дальнейшие гонения
Однако для Павла это не было концом его неприятностей. Есть указания на то, что лично он столкнулся с еще худшей бедой еще до того, как покинул Ефес, но нет никаких подробностей по этому поводу:
«И противников много» (1Кор.16:9). Вскоре же после этого он писал «о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были безмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2Кор.1:8-10). Очень сильно сказано. Можно лишь предположить, что Луке было указано убрать из его истории (по той или иной причине) более серьезный кризис, чем он уже описал.
Есть краткая ссылка (в Римл.16:4) на Прискиллу и Акилу, «которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников (за спасение Павла)». Это должно относиться к чему-то волнующему, случившемуся в Ефесе, где, благодаря этим двоим, он еле-еле остался в живых. Популярное предположение о том, что они заплатили залог за Павла в местном суде выглядит, в целом, слишком умеренным. Вся фразеология требует чего-то, более драматического – например: оба, и муж, и жена, столкнувшиеся с жаждущими крови противниками, чтобы не позволить им схватить Павла. Однако все это только догадки. Никто не знает, что было в действительности.
Примечания к 19:23-41:
24. Доставлявший ... прибыль. Точно так же, как в 16:16.
25. Собрав. Это слово описывает обычно сбор солдат. Здесь оно подходит!
Вы знаете. Время подразумевает: Вы должны заметить, прямо сейчас!
Ремесло. В письме к ефесянам (4:19) Павел использует то же слово (в оригинале) в контексте греха.
26. Вы видите. Это слово часто означает официальное расследование.
Этот Павел. Пренебрежение, как в 6:14.
Совратил. В Септуагинте есть то же слово, использованное наоборот (Вт.30:17; И.Н.14:8). Тридцатью годами позже Плинием была подана жалоба Кесарю о том же воздействии на храмовое поклонение в Вифинии.
Не суть боги. Ср.Ис.44:9-17.
27. Ремесло наше. Здесь мерос, наша профессиональная отрасль.
В запустение. Ср. Пс.118:118.
29. Единодушно устремились. То же – в 7:57. Через сто лет подобная сцена в Смирне привела к гибели Поликарпа.
Спутников. Это означает, что Павел только что вернулся из провинции или собирался отправиться в Македонию.
Аристарх. Вот что о нем известно: 1) Родился в Фессалонике и был, видимо, хорошим евангелистом, желавшим помочь Павлу в проповедовании в Асии. 2) Он был с Павлом на пути в Иерусалим в конце третьего путешествия (20:4), по-видимому, неся персональную ответственность за фессалоникийские пожертвования в благотворительный фонд (что означает, что он должен был сначала вернуться в Фессалонику, когда Павел отправился в Македонию: см.гл.85). 3) Он был с Павлом во время его опасного путешествия в Рим (27:2), вероятно, в качестве личного слуги. 4) Вместе с Епафрасом он разделил с Павлом его первое заключение в Риме (Кол.4:10; Филим.23).
31. (Не) показываться. Та же фраза – в Гал.1:4; 1Тим.2:6; Тит 2:14.
33. Вызван Александр. Ср.Матф.14:8; Исх.35:34; Вт.6:7.
34. Иудей. Аристарх тоже был иудеем. Кол.4:10,11. Эта вспышка доказала, что ученики поступили правильно, остановив Павла.
Закричали. Контраст с той тишиной, что – в 21:40. Удалось бы Павлу то же самое тут?
35. Служитель. Вероятно, здесь – замаскировано насмешливое «храмовый уборщик», что также означает «обчистить» в смысле «ограбить».
37. Храма не обокрали. Может быть, иудеи обвиняли Павла в том, что он подбивал еврейские обращенных посылать пожертвования бедным верующим в Иудею, и эти деньги не поступали в храм Иерусалима. Существовал ефесский устав, что иудеи, посылавшие деньги в Иерусалим, не могли быть обвинены в грабеже ефесского храма.
38. Есть проконсулы. Эта неопределенность могла быть намеренной, потому что Агриппина, мать Нерона (сейчас на первом году его правления), отравила ефесского проконсула Юния Силана из-за его царской крови и соперничества с Нероном, а его преемник, вероятно, еще не вышел на сцену. Действительно, его два отравителя могли быть назначенными действующими проконсулами.
40. Нет причины может означать нет виновных: косвенно сказано: Я знаю, что этот человек, Павел, невиновен.