Харри Виттакер. "Изучение книги
„ Деяния Святых Апостолов “
93. Речь Павла перед народом в Храме (22:1-21)
Большая толпа, еще больше пораженная тем, что Павел в его нынешнем оборванном и избитом состоянии обратился к ним на их родном языке, совсем затихла. Немалую роль в этом желании выслушать его сыграло любопытство, хотя их неистовое возмущение нисколько не ослабло.
Апостол знал, что столкнулся со злобными обвинениями в том, что он – «против народа (Израиля) и закона и места сего (храма)» (21:28). Поэтому он сказал самым примирительным тоном: «Мужи братия и отцы». Таким образом, он заявил во всеуслышание, что он – один из них. Он заметил, что народ расступился перед особыми членами Синедриона, включая Каиафу, теперь уже бывшего первосвященника, поэтому он подтвердил их присутствие словом «отцы».
Он быстро обрисовал историю своих ранних лет. Неиерусалимский иудей, согласен! Однако, возмещая это, был обучен («воспитан») великим Гамалиилом. Эта часть его речи не была лишь собственной характеристикой. Мысль, которую он хотел внушить им, состояла в том, что, зная Закон так же хорошо, как любой человек в Иерусалиме («тщательно», ст.3), он нашел его недостаточным.
Его участие в гонениях
За этим последовала история его яростных гонений этой секты назаретян (об этом см. гл.30). Если он, наиболее несгибаемый и неистовый по отношению к верующим, чем кто-либо, должен был измениться, чтобы стать обращенным, то пусть они спросят себя, насколько велика была сила, так повлиявшая на него. «Вы находите, что это трудно допустить? Но здесь есть те, кто был свидетелем и помнит это».
Потом, с важными подробностями, он рассказал, как он, фарисей из фарисеев, радовавшийся полной уверенности в начальниках, стал преданным учеником ненавидимого Иисуса. Обстоятельства того появления живого Господа нельзя было отрицать. Люди, бывшие с ним на пути в Дамаск, могли подтвердить это совершенно сверхъестественное явление. Нелегко было тогда видеть и слышать, так что ни один человек, отрицающий эти факты, не смог бы ничего сказать.
С особым умыслом он остановился на личности того человека, который, по божьему указанию, принял его в Веру: «Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими там». Павел хотел, чтобы они осознали – то, что обращает людей в учеников Назарянина, не было духом упрямого восстания.
Обращение
Придя к нему, этот Анания заговорил с ним как человек, обличенный полномочиями от «имени Бога отцов наших». «Были ли это слова человека, отошедшего от традиционной веры иудейства? Ибо через этого высокоуважаемого иудея произошло поразительное и значительное чудо восстановления зрения, а затем – поручение, теперь ассоциирующееся с именем Павла в сознании каждого еврея: свидетельствовать «перед всеми людьми» об Иисусе, то есть, перед всеми типами людей – низкое слово «язычники» из осторожности не произносилось – таким образом, позволяя им быть уверенными, что имеются в виду «все иудеи, везде». И это означало для них, как это уже сделано для него, прощение грехов, даже такого, как ненависть и деспотическое насилие, которое он – и они тоже – продемонстрировали против Имени Христа.
Даже в этих обстоятельствах ничто не могло отвратить Павла от желания обратить этих ненавистников Веры.
Он рассказал, как, будучи снова в Иерусалиме, он молился в храме, и ему опять явился его новый Наставник. Можно ли человеку, полному презрения к храму и его службам, продолжать следовать этим религиозным обрядам? И если Иисус выбирал для своих откровений такие священные дворы, что должны были они заключить из этого? Очень понятно, без агрессивного навязывания основной сути, он исподволь вводил в свою историю время и то обстоятельство, что Иисус, которому он сейчас служил, воскрес из мертвых.
Миссия – язычники
Он воспротивился данному ему теперь поручению нести послание далеко. «Господи, известно, как злобно и жестоко я преследовал Веру. А потому, когда увидят и услышат, что я свидетельствую о Тебе, здесь в Иерусалиме должны, определенно, уверовать».
Нет! С ними такого не случилось (Павел же напомнил им, таким образом, об их собственном ожесточении): «Иди (сказал Иисус); Я пошлю тебя далеко к Язычникам».
Это последнее слово, которое, определенно, Павел произнес под руководством духа, бывшего в нем (Марк 10:19), стало равносильно пороховой бочке, и тут же произошел мощный взрыв, услышанный повсюду в Иерусалиме.
Примечания к 22:1-21:
3. Тщательно наставленный в отеческом законе. Ср. Гал.1:14.
Как и все вы ныне. «Я не виню вас, ибо вы делаете то же, что и я делал». Таким образом, он использовал их ревностность и злобность, чтобы передать свою собственную мысль.
6,9. Ср. Дан.10:6-9.
17. Возвратился в Иерусалим. См. 9:26-27.
19. Им известно означает: «Поэтому они должны верить в то, что я скажу им!» Не был ли Павел здесь простодушен?
21. Язычникам. Не означает ли употребление этого ненавистного слова, что Павел решил, что он пленил народ, и они будут терпимы к тому, что он скажет насчет принятия язычников? Он рано или поздно должен был подойти к этому вопросу из-за распространившейся лжи по поводу Трофима.