"Образование духа"
Денис Джилет
6
Капитуляция
В данном случае, думаю, нет особой нужды искать в словарях определение для этого слова. Здесь оно означает именно то, что оно обычно означает. Капитуляция – это полная сдача на милость победителя, отказ от собственной власти в пользу кого-нибудь другого.
Задумайтесь над этим. Жизнь ученика подобна бастиону. Ученик – защитник его, а Царь – желающий овладеть им. Цель Царя – власть надо всем укреплением. Он хочет владеть каждой комнатой и каждым закоулком, от подвала до чердака крепости. Он подстрекает к капитуляции, но не принуждает. Он умоляет, но не заставляет. Если защитник бастиона идет с Ним на соглашение, Он станет использовать любую возможность, чтобы помочь, воодушевить его, и даже всякие препятствия превратит в очередные ступени успеха. Защитник соглашается на сотрудничество. В принципе, он капитулировал, сдался, хотя на практике это выглядит как неохотное подчинение. Некоторые комнаты остались все еще закрыты для Царя. На некоторых дверях написано имя их владельца. На некоторых – «посторонним вход воспрещен». Защитник бастиона говорит, что ему необходима хоть малая доля независимости, ибо еще существуют вещи, служащие для его собственного удовольствия – некоторые области деятельности, которые важны для него более остальных. Царь не взломщик. Он стучится, но не переходит границ приличия. Он зовет, но без настойчивости. Царь терпелив. Иногда, прежде чем пред Ним откроется двери, Он ожидает целую человеческую жизнь. Он очень хорошо знает защитника укреп района, его полную неспособность к самостоятельному выживанию, его плохую память и слабость в ногах, благодаря чему он блуждает не только в мыслях, но и на путях своих. Царь говорит, что у Него есть средство, способное вылечить человеческие слабости, если только страдалец захочет воспользоваться этим средством.
У Царя и защитника бастиона определено постоянное место встреч для бесед по поводу капитуляции. Царь всё время находится на этом месте, защитник часто отсутствует. У него еще столько много дел вне своего бастиона. Иногда он запирается по своей собственной воле о по своему желанию в своей собственной комнате. Он настаивает, что ключи от комнат должны храниться у него. Иногда его раздражает стук в дверь Царя, он чувствует неловкость от Его присутствия и радость по поводу того, что всё-таки щеколда находится по его сторону двери. Защитник утверждает, что не всё, что он защищает уж так плохо – кое-что он должен сохранить для себя. Царь же говорит, что Его законы служения отличны, а то и совершенно противоположны законам защитника бастиона. Сдавшиеся Царю, оказываются свободными. Те, кто защищает свою жизнь, теряют ее. Теряющиеся же ее ради Царя, приобретают.
Для защитника такое положение вещей кажется любопытной теорией. Иногда он любит долго беседовать на эту тему. Он находит подкрепление и успокоение в философии. Реальность пугает его. Он никак не может перестать сомневаться в том, что Царь не изменит Своих обещаний. Защитник не любит беспокойств, а Царь только то и делает, что доставляет их. Защитник говорит, что он хочет превратить бастион в место уюта и безопасности, Царь же настаивает, что прежде всего нужно подумать о здоровье, а уж потом заботиться об уюте. Он говорит защитнику, что тот должен быть готов ко всякого рода беспокойствам, потому что это единственный путь к настоящему покою. Чресла должны быть препоясаны и светильники зажжены. С этим защитник соглашается, но он крайне озабочен всем тем, что ему предстоит преодолеть. Он чувствует себя гораздо более безопасней в своей собственной спальне, окруженным его привычными вещами, с его ежедневными постоянными делами и заботами. Правда, иногда он неважно себя чувствует из-за невольного сознания в глубине сердца пренебрежительного отношения к зову Царя…
И Царь и защитник бастиона знают, что капитуляция вещь далеко не легкая. А потому Царь и настаивает на ней. Несмотря на сопротивление защитника, Он все равно приближает его к идеалу. Незаметно Он убирает с пути препятствия, или же обводит вокруг того места, где эти препятствия могут встретиться, превращая буквально всё на пути в помощь к достижению заветной цели. Со временем защитник становится всё больше доверчив, Оказывает Царю всё меньше и меньше сопротивление. Всё меньше дверей остаются закрытыми на щеколды. И в один прекрасный день, бастион полностью сдастся Царю, и в нем воцаряется совершенно новый порядок вещей.
Давайте теперь оставим образный язык притч, и обратимся к реальному случаю, происшедшему в жизни – начальствующему юноше из Евангелия от Марка, глава 10. Он не был учеником Христа, когда встретился с Ним, но его случай важен для нас потому, что имеет непосредственное отношение к капитуляции. Он был человеком с безупречной репутацией и много думал о жизни более полной и осмысленной, чем просто жизнь богатого молодого начальника. Короче, он был человеком с высокими духовными стремлениями и умеющим сдерживать чувства. Христос сказал ему: «Одного тебе недостает». То, что ему недоставало, было капитуляцией, потому что только одно это удерживало его от следования за Христом по пути ученичества, по пути образования. Было бы слишком поверхностно сказать, что ему необходимо было познать нищету. Сама бедность не является пропуском к жизни вечной. Христос видел, что несмотря на все его высокие стремления, этот человек оставался рабом богатства. А ведь известно, что никто не может служить двум господам. Если ты сдашься одному, то не сможешь быть рабом другого.
В чем он действительно нуждался, так это в нужном господине. Главным в его жизни было золото, а нужно было, чтобы главным стал Христос. Он служил не перед тем престолом. Ему нужно было вырваться из этого рабства, чтобы стать рабом другого Царя. «Всё, что имеешь, продай и раздай нищим… и приходи, последуй за Мной». Без первой половины фразы, не может быть второй. Его бастион не сдался, ибо он был погружен под кучей золота. Сказать, «последуй за Мной», значит довериться. А довериться можно лишь капитулируя.
Преткновения создает не только богатство. В конце концов, понятие богатства вещь довольно-таки относительная. Считающийся бедным в одном месте, будет выглядеть богачом в другом. Для этого молодого человека его богатство означало способность продолжать потакать своим похотям. И, как мы видели, он не смог отказаться от такого преимущества, ибо привлекает не само обладание деньгами, а то, что оно приносит – возможность получения удовольствий, какие только пожелают плоть и дух. От этого он не мог отказаться. Средство Христово от этой «болезни» было радикальным потому, что требовало радикальности. Есть такие прорехи, которые мы не в силах заштопать. Продать половину того, что у него было, и отдать нищим, означало бы иметь всё так же возможности, хотя и в два раза меньше, но все еще вполне достаточные, для удовлетворения своих удовольствий.
В этом случае лечение должно было быть крайне радикальным. Чтобы согласиться на него, нужно было обладать немалым мужеством. Обратите внимание на приятный слуху парадокс, прозвучавший в словах Царя: «И будешь иметь сокровища на небесах». Сдающийся, капитулирующий Царю, переводит свои земные богатства туда, где ржавчина не в силах повредить им, и воры не могут украсть их. Вложите свои запасы, чтобы приумножить их. Потеряйте их, и вы найдете их. Мы не знаем наверняка, как он, в конце концов, поступил, но что можно сказать с полной уверенностью, он не остался таким, как был прежде. Ибо ни один человек не подходил к Жизни так близко, как этот молодой человек.
Слово Христа может совсем не коснуться нашего благосостояния, но Он обязательно укажет Своим перстом на то, от чего нам обязательно нужно будет отказаться. Ибо не откажись мы от этого, полная и окончательная капитуляция для нас станет невозможной. Это то, с чем нам очень не легко справиться, от чего мы почти целиком зависеть. Тот молодой человек «отошел с печалью». Причина его печали нам известна, причины же, по которым может опечалиться каждый из нас, могут оказаться различными. Каждый, если честно, глубоко и по-настоящему заглянет в себя, сможет откопать вескую причину для печали. Конечно, это не станет откровением, но поможет разобраться с ней получше. Это то, что стоит между нами и между полной возможностью последовать за Ним. Послушайте тех, кто когда-то сопротивлялся, но потом все же сдался, капитулировал. Они скажут вам, что поступив так, они нашли жизнь, смысл жизни. Жить не сдаваясь, значит жить низменной жизнью во мраке. Капитуляция – жизнь во свете и на высоте.
На деле это может оказаться ужасным. Однако Царь предупреждал нас, как нужно действовать: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя… и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя». Что это? Мать, отец, жена, ребенок? Что-то такое, что стало для тебя проклятием? Что-то, на что уходят все твои силы? Что-то, что уводит тебя от истины? Что-то такое, что портит тебя, твой характер? Что-то в тебе, что возбуждает тебя и влечет в погибель? Что-то такое, что заслоняет от тебя свет и убаюкивает совесть? Или же что-то совсем, совсем другое? Что-то из того, на что ты стараешься не обращать внимания, а нужно было бы наоборот? Усталость, мешающая служить так, как должно? Сомнения, сдерживающие твои силы и удерживающие твою набожность? Что?
Что бы там не мешало нам, Царь призывает нас к полной и безоговорочной капитуляции. Ибо только в этой сдаче мы можем найти спасение и убежище.