Все ученики против греха, и все за чистоту. Каждый из учеников прекрасно знает, что гораздо легче обличить грех, чем не совершать его. Большинство согласится со мной, что гораздо легче сказать, что такое чистота, чем сохранять ее на деле. Быть уличенным в нечистоте, гораздо хуже, чем, скажем, заслужить упрек в жадности. На самом деле одно не лучше другого, но так уж оно представляется с виду. Больше впечатляет. Почему? Потому что в умах многих нечистота прочно связала себя с половой распущенностью. И это понятно, ибо половая вседозволенность ведет к сильной нечистоплотности.
Однако по плотски вести себя можно не только в половых вопросах. Есть еще такие вещи как жадность, скупость и лень. Есть высокомерный рот, ненасытный взгляд и загребущие руки. Искусительная сеть. Зависть, ревность и похоть. Все это оказывает на образование духа губительное влияние. Получается, что чистота – состояние свободное не только от грязи, но и очень далекое от нее. Короче, чистота – это непорочность и целомудрие. А отсюда ясно, что это понятие, о котором легче говорить, чем делать. Задумайтесь, например, о том, как мы очень часто что-то говорим с исключительно чистыми намерениями. Но кто осмелится сказать, что эти намерения действительно чисты? Разве они не эгоистичны? Разве из них не выпирают самолюбие и не завуалированная гордыня? А потому, даже если мы можем быть спокойны на счет своей половой чистоплотности, внутренний голос предупреждает, что есть еще и другие виды нечистоты, которые нужно признать и от которых необходимо воздержаться.
В Писаниях на этот счет есть три очень сильных места, над которыми следовало бы хорошенько поразмыслить. Первое – 2-е Коринфянам 7,1: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием». Прежде всего заметим, что причина очищения себя заключается не в человеческих хотениях, а в силе Божественного влияния. «Имея такие обетования». Причина в обетованиях и в вере, что их можно получить. Бороться за чистоту, но при этом не за обетования, значит бороться впустую. Стремиться к обетованиям и пренебрегать своим очищением, значит продолжать пребывать в пороке. Какие обетования? Ответ в 6-й главе: «Вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут моим народом… И буду вам Отцем, и вы будете моими сынами и дщерям». И все это за то, что хранилась обетованная заповедь, «не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (ст.16-18).
Всем известно, что ученики обязаны делать то, что было определено для них Отцом. Возложив свою веру на обетования, им нужно, чего бы это не стоило, всеми силами стремиться от нечистоты к чистоте. Не в пол силы, не с мыслями об отступлении в случае неудачи. Этот призыв тверд и прозрачно ясен. Сомнительные друзья, привычки, общение, терпимость, всё, что ведет к нечистоте, должно быть выявлено и отвергнуто. Рубите концы, сжигайте мосты. Смотрите, куда идете, прежде, чем вы окажетесь в грязни. Вспоминайте начало, когда все было голубым и светлым, когда грязь отскакивала от вас сама собой.
«Юношеских похотей убегай»
Царь, «ходящий посреди семи золотых светильников» Ефесской церкви, говорил: «Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела». Это значит обратиться, вспомнить то, что вам когда-то нравилось, но со временем как-то позабылось. И это – парадокс: когда вы возвращаетесь назад, вы двигаетесь вперед. Самый легкий способ согрешить, заигрывать с искушением. Чтобы избежать нечистоты, лучше всего сторониться грязи. Например: если вы хотите чистоты в мыслях, не читайте грязных книг. Очистив полку, вы очистите ум. Когда Иосиф был понуждаем женой Потифара, он «побежал, и выбежал вон». Павел советовал Тимофею убегать от юношеских похотей. Иногда воздержание от какого-то дела решает судьбу.
Второе место на которое следует обратить внимание, Мф.5,13: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». Главное, что проистекает отсюда то, что чистота годна не только, а точнее, не столько для совершенствования своей жизни, сколько для блага окружающих. Соль нужна чтобы очищать, но не саму себя. Она нужна для очищения того, с чем она взаимодействует. Она, соприкасаясь с окружающими предметами, останавливает процесс тления. Чистота ученика подобна антисептическому влиянию соли – его чистота останавливает развивающийся процесс порчи в окружающей его среде. Этот момент подчеркивается словом «земля». Вы соль не небес, не вселенной, «вы – соль земли». Пачкает, делает нечистым земля, персть, перстное, тот прах, в котором человек истлевает и которым пачкает сам себя – если пребывает на материалистическом уровне, на свалке с вонючим запахом болезней и смерти.
Того, у кого есть соль не призывают бросить все силы на очистку всей вселенной, достаточно того, если его влияние будет распространяться на окружающий его повседневный мир. Это – не «субботник» и не работа на показ. Не дело, о котором нужно трубить на каждом углу. Соль действует незаметно, подобно закваске – тихо, невидимо, но эффективно. Ученики становятся солью потому, что они не могут быть ничем другим.
Задумайтесь над тем, как это происходит на самом деле. В любой компании почти всегда найдется голос, звучащий громче других. Этот голос, из-за неприятия его, можно перебить, вставив какую-нибудь колкость, или же зло пошутив, – короче, так или иначе, заставить его умолкнуть, и может быть, навсегда. Обстановка дома не всегда соответствует тому, какой она должна быть: несдержанность, резкие замечания, хлопающие двери и… плесень. Горячие сердца и беспокойные души. Дом становится тюрьмой с потерянной любовью – до тех пор, пока он не благословится посещением кого-нибудь с солью. Задумайтесь о восстановлении должного порядка. Чистота требует, чтобы вы не получали удовольствия от унижения того, кто доставляет вам удовольствие. Не для вас порядок, мешающий вашему брату жить, или же не дающий ему твердо стоять в истине. Падение других плохо отражается на всех, и чистота образования духа не допускает этого.
Как достичь чистоты соли, сложный вопрос. Но главное понять, что ты не можешь солить окружающих, не осолив прежде всего себя самого. Иисус говорил: «Вы есть соль земли». Это – не просто определение, это то, что вы есть на самом деле. Мы не можем быть чистыми на людях и нечистыми без них. Двойная жизнь незаконна. Зашторенные окна не для нас. Жизнь под маской бесполезна. Соль должна быть подлинной. Возможно, именно это имел в виду Иисус, когда говорил: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? она уже ни к чему негодна». Возможно, что именно потому, что ученик может быть изобличен в двоедушии, он молчит тогда, когда ему нужно было бы выступить в защиту чистоты и всего того, ради чего он живет. Достижение чистоты, вопрос не из легких.
И как раз об этом самом говорится в третьем месте, в Тит.1,15: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть». Ясно, что Апостол Павел не имел в виду того, что сами по себе нечистые вещи предстают в глазах чистого чистыми. Он говорил о том, что чистый видит чистоту того, что не нечисто. А подчеркивал он это ради того, чтобы лучше донести мысль, что для оскверненных нет ничего чистого. Нечистый во всем видит нечистоту. Больное воображение невинность обращает в преступление и видит неустройство там, где пребывает мир. Для оскверненного ума и нечистой совести весь мир становится пустыней.
Спасибо, что есть еще и вторая сторона медали. Ищущий чистоты видит и других в свете жаждущей им чистоты. Он, по причине своей сердечной чистоты, не хочет видеть в других той грязи, от которой сам так сильно хочет избавиться. Так и надо! Это не значит закрывать на зло глаза, однако чистота, как и любовь, «не радуется неправде», и уж конечно, «не мыслит зла». Чистое сердце «всему верит».
И в заключении: испытание, ведущее к очищению, является частью благовестия креста: «Кольми паче Кровь Христа… очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр.9,14). Мертвые дела – намек на нечистоту, происходящую от соприкосновения с мертвым телом по закону Моисееву, которая очищалась не человеческим хотением и старанием, но исключительно тайной пролития крови. Желание чистоты, не только обязательно, чистота – неотъемлемая часть искупления. Иисус говорил: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».