> Все книги  >

> Оглавление >

"Образование духа"

Денис Джилет

 

9

Мир

 

В данном случае мы не будем рассматривать тот сельскохозяйственный мир, о котором говорили Исаия и Михей, а поговорим о более истинном и близком каждому сердцу мире, о том мире, о котором Апостол Павел сказал: «Да владычествует в сердцах ваших мир Божий» (Кол.3,15). В этой статье мы поговорим о природе этого мира, что он из себя представляет, а что нет.

За лугом, недалеко от моего дома, есть пруд. Это – место покоя. Ни одна рыбка не тревожит водной глади того пруда, ни одна пичуга не вьет гнезда и, даже, не садится в его тростниковых зарослях. Поверхность пруда покрывает тонкий слой чудесных зеленых водорослей. Здесь царят мир и покой. Мир застоя. Какую роль играет он в повседневной жизни?

Это – образ человека, на которого никак не влияют удары судьбы. Он не должен быть обязательно богат, просто он обустроен и удовлетворен. Его не колышет курс ценных бумаг. Он не думает о куске хлеба на завтра, а также не заботится о том, как провести свой отпуск в следующем году. Он способен удовлетворить любое, возникающее у него желание. Он никогда в отчаянии не кусает своих ногтей из-за долга за квартиру, или же из-за размеров заработной платы. Изо дня в день он пребывает в постоянном мире и покое. То, что называется «заботами житейскими», совсем не заботит его. Он никогда не расстраивается из-за проигранного спора, ибо никогда не ввязывается в спор. Он равнодушен к духовным ценностям этой жизни, а потому он не боится потерять их. Не замечай их, и они не будут замечать тебя. Его не могут вывести из себя беды и горести других, ибо он никогда не замечает их. Его вера никогда не приносила ему тяжелых минут, потому что он никогда не выставлял ее на показ. А потому, в определенном смысле, он пребывает в мире. Хотя и не мире Божием. Ибо его мир – мир застоя.

Так же существует еще и «так называемый» мир – мир пустоты, когда вся жизнь проходит в сплошных удовольствиях. Счастье заключается только в одном – в удовлетворении плоти. Мир, покой наступает вместе с удовлетворением. Главное – во плоти, ибо дух совершенно не развит, а то и мертв. Ум атрофирован, а покой – состояние умственной тупости. Мы часто говорим, что мертвые пребывают в мире. Эти живые мало чем отличаются от мертвых. Бездумный мир ужасно далек от мира Божия.

 

Человеческие преставления о мире

В этом поколении также существует еще и очень особенный мир, покой, совершенно противоположный тому, о чем мы говорим. Этот мир достигается людьми в работе. Удовлетворенный мир достигается в успешной деятельности, в продвижении по лестнице карьеры все вверх и вверх. Такой человек начинает чувствовать беспокойство и неудовлетворенность, если он вдруг временно оказывается не у дел. Таких еще называют «трудоголиками».

Постоянная работа, непрерывное продвижение по службе приносит определенное успокоение. Любая заминка в этом продвижение – трагедия. Потеря работы, даже временная – катастрофа. Единственно ради чего стоит жить – для работы. Мир – это работа. И хотя такая жизнь во многом оправдана, полная самоотдача всего себя ради удовлетворения человеческих амбиций не может быть эталоном ученика Христова. На этом пути нельзя найти мир Божий, ибо он использует силы человеческие на удовлетворение человеческих же потребностей.

Бытует популярная идея, порождающая популярные же амбиции, что мирная жизнь может быть только в деревне. Небольшой домик с плющом на стене и тропинкой обсаженной розами. Верящие в такой мир, путают мир с тишиной, ибо мир, покой – это состояние души, настрой ума, тогда как тишина – это отсутствие шума и суеты. Мир – постоянен, тишина – условна и временна. Нарушить мир может лишь нечто очень серьезное, нарушить тишину – раз плюнуть.

Можно быть спокойным не только в деревне, но и в городе. Для безмятежности не нужен плющ. Конечно, можно возразить, что для спокойствия нужны определенные обстоятельства. И это правда, так же как и правда то, что эти обстоятельства можно создать не только в деревне, но и в городе. Проще говоря, деревенские жители подвержены тем же самым стрессам и беспокойствам, как и любой другой, населяющий эту планету человек. Само собой, что в соседнем доме в деревне больше тишины и покоя, чем за металлической дверью у соседа по лестничной площадке, но где из этих двух мест больше мира? На этот вопрос не так просто ответить.

Короче говоря, мы не можем недооценивать тишины тогда, когда она действительно нужна. Это благословение, особенно в минуты молитвы или размышлений. Так же нужно подчеркнуть, что состояние покоя – вещь человеческая, ибо подвластна человеческому желанию. Однако, как таковой, покой не может заменить настоящего мира.

 

Мир Божий

Мир Божий не зависит от внешних обстоятельств. Если бы это было не так, тогда люди не были бы способны петь в тюрьме и жить в довольстве не имея ничего. Этот мир приносит то же самое успокоение как зимой, так и летом. Вне зависимости от того светит солнце, или же мрак и буря. А потому, что он не зависит от внешних обстоятельств, он не может быть ими разрушен. Его корни в вечности, а потому временное ему нипочем.

Одно из доказательств – вспомнить при каких обстоятельствах были написаны Павлом слова, процитированные в первом разделе. Послание Колоссянам было написано Павлом из Рима, где он в оковах со дня на день ожидал своего страшного смертного приговора. Оно было написано во время сильных гонений, когда лжеучения плодились, как грибы после дождя, а враждебность к верующим была повсеместной. Слова о мире прозвучали среди горячей дискуссии. А потому нам нужно заметить, что, если верить Апостолу Павлу, для ученика Христова возможно иметь мир Божий в сердце своем среди религиозных споров, среди горечи, ненависти и всякого рода опасностей, и даже тогда, когда его ожидает смерть. Нас приводят к заключению, что мир Божий не зависит от обстоятельств.

 

Мир владычествующий в сердце

Суть та, что есть три главных духовных фактора, влияющие на существование настоящего мира Божия. Первый – знание того, что грех и смерть отменены Искупителем и плоды Его победы над ними доступны и Его ученикам. Благодаря прощению, обетованию и силе Божией мы вошли в новую жизнь. Второй – знание того, «что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, всё содействует ко благу». Мы всегда будем там, где угодно Богу, там, где нам лучше всего, хотя на первый взгляд и может показаться, что это далеко не так. И третий – знание того, что лучшее всё еще впереди. Будущее уже началось, но самое лучшее его еще не наступило. То, что видится на горизонте, не мираж – это верный признак царствования Бога. Главное в благовестии – Царство Божие – скоро изменит как самих учеников, так и окружающий их мир. Ничто не может помешать вступлению на престол Царя. В этом заключается совершенный мир Божий.

Но да не будет здесь недопонимания. Это совсем не означает, что ученик никогда не испытывает никакого беспокойства. Ученик должен искренне отдавать себя тому, чему ему нужно отдавать себя. Когда болеют дети, когда надо платить за жилье, когда протекает крыша над головой, беспокойство вполне оправдано. И это ясно. Главное здесь, чтобы беспокойство не перерастало в панику, а забота в отчаяние. Уж таков по своей природе человек – под час земное захлестывает его с головой. Вот тогда-то мир Божий становится настоящим оплотом. Подобно воде живой, охлаждающей в жару и заживляющей раны, он приносит в сердце мир, а душе покой.

 

Мир на деле

Одним из лучших примеров проявления этого качества на деле находим в Послании к Филиппийцам: «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4,11-13).

Павел всегда, будь то в изобилии или же в недостатке, пребывал в мире. В изобилии он не испытывал эйфории, терпя недостаток он не впадал в отчаяние. Он жил при всяких обстоятельствах, довольствуясь всяким из них. С обстоятельствами можно справляться двумя способами, либо удаляясь от них, либо стойко перенося их. Павел пользовался способом Христианским – используя их (какими бы они не являлись, хорошими, или плохими) к исполнению воли Божией и прославлению Его. Этот способ был способом Павла, в котором он и находил удовлетворение. Это может показаться противоречием, невозможным в жизни, однако именно в середине противоречия всегда находится самая что ни на есть истина.

Можно быть уверенным, что мир Божий не приходит сам собой. Он не приходит сразу же после первого чтения «Положения о вере». Он приходит вместе с первыми признаками облегчения ноши вины. Он возрастает вместе с ростом смирения и веры. Он укрепляется когда теория отражается на практике. Теоретически мы знаем, что мир Божий превыше всякого разумения. И у нас есть свидетель, утверждающий, что это не только теория: «Да владычествует в сердцах ваших мир Божий».

Возвращаясь к плющу. Теоретически – это очень привлекательно и симпатично. В июле можно найти массу благоухающих доказательств этой теории почти в любой пригородной зоне. В этом «момент истины» плюща. Так же дело обстоит и с миром Божиим. Невзирая на несовпадение человеческих желаний с возможностями, несмотря на различие между возможностями и реальными достижениями, не обращая внимание на человеческие слабости и пороки, мир Божий обязательно будет управлять вашим сердцем, если только вы позволите ему делать это.

Он не может выработаться, его нельзя достичь самому. Это из области Божественного. Он приходит через смешение веры с искренностью. Есть только один путь – чем больше ты повинуешься тем больше дается мира. Неповиновение отнимает мир Божий. Исаия говорит об этом безапелляционно: «Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Ис.57,21).