> Все книги  >

> Оглавление >

"Образование духа"

Денис Джилет

 

13

Молитва

«Должно всегда молиться и не унывать»

 

Многие ученики убеждены, духовно человек начинает молиться главным образом потому, что перед этим он убеждается в силе душевных, земных, существенных молитв. Если человек просит помощи, и она к нему приходит, тогда вера растет, а желание служить и повиноваться крепнет. Более того, часто говорят, как может происходить духовное взросление на ложном основании? Другими словами, разве духовная молитва не является ясным доказательством истинности молитвы по существу? Утверждается, что уж если духовность учеников возвышается и облагораживается в вере молитвами по существу, то это значит, что такая молитва должна твориться, ибо она истинна. Не может быть, чтобы из плохого возникало так много хорошего. А потому настоящая польза от молитвы приходит от веры в молитву по существу.

Очень сильно об этом сказано у Луки в гл.18: «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать». Очень важно кому «им» была сказана эта притча. Кто они, можно определить из Лк.17,22: «Сказал также ученикам…», после чего последовало предупреждение о том, как не легко придется им сохранять истинность своего призвания. Ибо Он говорил им о том, что если они будут беречь свою душу, свою жизнь, то потеряют ее. Он усугубляет Свое предупреждение, напоминая им о днях Ноя и Лота, говоря, что нечто похожее ожидает и их. Им придется приложить все свое усилие и все старание, чтобы сохранить веру. И еще позже Он предсказал день, когда человеческие сердца будут изнывать от страха, видя ужасы, пришедшие на Иерусалим. И именно поэтому Он рассказал им также «притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать».

Подумаем о значении слова «унывать». Слово «уныние» в словарях определяется, как «безнадежная печаль; гнетущая скука». В Библии, похоже, слово «уныние» несет в себе значение слабости, усталости, ибо Павел говорит: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал.6,9). Думается, что здесь «не унываем» = «не ослабеем». Теперь же нам нужно понять, что значит «слабость». Это – не усталость. Усталость – это благословение, приходящее от дел, предоставляющее нам отдых для того, чтобы с новыми силами приняться за работу.

Слабость же не благословение, это – проклятие. Слабость (не физическая, конечно) – это потеря духовных сил, упадок духа, это – уныние. Это – чувство подавленности. Это – начало дела со вздохом, а не с улыбкой. Это – беспричинное отчаяние. Это – безнадежность. Лучше всего эта связь слабости и утомления видна у Ис.40,30: «Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают». Молодые люди, юноши, представляют собой наиболее сильную и мужественную часть народа, ибо только они могут защитить город, укрепить его, не предав. Но и они могут потерять силу духа, т.е. уныть, и ослабеть.

Но посмотрим и на обратную сторону медали, на победителей: «а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся» (ст.31). Те, кто уныл, кто утомился и устал, оказываются бескрылыми, они не только не могут «течь» (бегать), но они не могут даже ходить. На Библейском языке – это описание полнейшей неспособности. Полнейший паралич. Ослабление слабостью и опустошение унынием.

 

Альтернатива в молитве

Иисус говорит ученикам, что если они не хотят унывать, надо молиться. Похоже, другого решения Он не предлагает. Здесь либо то, либо это. Если человек молится, то он не будет унывать, если на него напало уныние, значит он перестал молиться. Обратите внимание, что Иисус сказал, что им должно молиться. Это вменение в обязанность. И хотя молитва является огромной благодатью, она еще является и обязательным долгом.

Апостол Петр однажды сказал, что «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5,29). Некоторым может показаться, что «должно», это то, что мы можем сделать для нашей же пользы… если только захотим. Однако у Петра было другое мнение. Он не предлагал выбора, у него «должно» – это то, что должно быть сделано. То же самое и с Лк.18,1. Ученики, которые «унывают», когда надо молиться, которых не устраивает их духовное продвижение вперед, должны обратить особое внимание на то, как они молятся. Если наличествует подавленность духа, а жизнь в истине кажется тяжким бременем, хорошенько обдумайте то, как вы молитесь.

Честно испытайте свой подход к молитве. Возможно, тогда вы заметите, что вчера вы были слишком заняты на ниве Божией, чтобы уделить время для молитвы. Что в ту неделю вас совершенно поглотили ежедневные хлопоты, что они совершенно вытеснили даже мысль о молитве, и что, в основном, вы молитесь только на собраниях, да перед едой, и что главное время для вашей молитвы, это пара минут перед сном. Если вы, читая эти строки, думаете, что всё это сказано на основе моего личного жизненного опыта, то вы не ошибаетесь. Царь царей был прав, когда говорил, что ученики впадают в уныние, когда перестают молиться.

 

Настоящая ценность молитвы

Молитву определили, как порыв сердца и ума к Богу; как искреннее, изъяснимое, либо нет, стремление души к Богу; общение с небесами. В нее входит и поклонение и хвала, прошение и мольба. Ученики могут просить и надеяться получить. Они стучат, и им открывают. И даже более того. Если молитва противопоставляется унынию, то это значит, она противопоставляется всему, что с ним связано.

И так можно увидеть настоящую духовную цену молитвы. Если уныние влечет за собой помрачение ясности видений, то молитва открывает светлые и безграничные горизонты, раздвигаемые верой. Если уныние означает упадок жизненных сил, то молитва наполняет жизнь смыслом и верой. Если уныние – слабость, то молитва – сила. Если уныние – безжизненная слабость, то молитва – вдохновение и уверенность. По Исаии, молитва это – парение на орлиных крыльях, неустанный бег и движение без утомления. Вместо разочарования – радость, вместо страха – спокойствие, вместо озабоченности – мир.

Все эти благословения исходят от духовной молитвы, которая произносится в уверенности, что Бог-Отец отвечает на молитвы Своих детей. Они ищут, и Он помогает им найти. Задумаемся о притче из Лк.18. Это – противоречивая притча. Всё, сказанное о неправедном судье, не касается Бога. Судье ни до кого не было никакого дела. Главной его заботой был он сам. Вся его сущность определяется одним словом – неправедный. В противоположность этому, Бог праведен. Он заботится о вас. Он долготерпелив и вскоре пошлет помощь избранным Его.

Судья откликнулся на просьбу только из-за своих, корыстных интересов. Он не хотел помогать вдове, он хотел избавиться от нее. Бог же, напротив, отвечает нам ради наших же интересов. Он дарует то, что служит на благо, и удерживает то, что могло бы повредить нам. Им движет любовь. Судья ответил из-за настойчивости вдовы. Он исполнил ее просьбу потому, что она утомила его постоянными хождениями. Ему была противна ее назойливость. Бог же не таков. Наши молитвы для Него – не назойливость вдовы. Если ученики исполняют заповедь Иисуса всегда молиться, то о какой назойливости может идти речь?

Жизнь в молитве – это постоянное обращение к Богу, а потому является нормальным и правильным образом жизни. Бог отвечает, если верить этой притче, охотно, благожелательно и с пониманием. Божественного ответа может, конечно, и не быть, но это не из-за капризов. Если ответ приходится ждать, то только во благо, а не во зло. Притча говорит, что даже самая слабая и сама тихая мольба слышатся на небесах. Судья был сыт ими по горло. Бог никогда не устает слушать их, ибо Он сострадателен, долготерпелив и любит чад Своих. Он для них просто Отец. Судья никогда не был отцом.

 

Назидание молитвой

Еще польза, приносимая духовной молитвой – это назидание. В некотором смысле то, как мы молимся, влияет на то, как мы живем. Совсем нелегко молиться так, а жить совсем иначе. Иногда о неприятностях в жизни свидетельствует уменьшение молитв, чаще же искренний ученик изо всех сил старается жить как можно ближе к своим молитвам. В наших молитвах проявляется образ, которому мы хотим соответствовать. А из этого уже можно получить назидание. Например, если вы просите Бога помочь лучше понимать слово Его, то вы тем самым, сами не сознавая этого, побуждаете себя больше и внимательнее читать и изучать его. Такая молитва направит ваши стопы в Библейскую Школу. Может ли честный ученик после такой молитвы позволить пылиться своей Библии и не использовать любую возможность для чтения ее?

Если вы просите Бога благословить нуждающихся и одиноких, то вы тем самым понуждаетесь и сами сделать что-то в этой области. Может ли честный ученик после такой молитвы не использовать любую возможность, чтобы хоть чем-нибудь помочь тем, о ком он молился? Если вы просите Бога благословить и укрепить экклесию, то вы сами начнете что-то предпринимать в этом направлении: постоянным посещением собраний, своим служением в ней и своей лептой. Может ли честный ученик после такой молитвы с легкостью пропускать собрания и отлынивать от дел в экклесии? Но истина также состоит еще и в том, что некоторые молитвы делают нас лицемерами, а лицемерная молитва ученика вещь довольно-таки неприглядная. Итак то, как мы молимся, оказывает влияние на то, как мы живем.

 

Молитва всех верующих

По некоторым, известным только нам причинам, некоторые аспекты религиозной жизни кажутся нам неприемлемыми. И причины для того могут быть очень различны: наше здоровье, возраст, пол, место жительства, таланты, работа, дом… Единственно для чего нет преград, так это для молитвы. Каждый ученик может молиться когда угодно и где угодно. Молодой и старый, слабый и сильный, ведущие и ведомые – всем нам должно всегда молиться и не унывать.