> Все книги  >

> Оглавление >

"Образование духа"

Денис Джилет

 

18

Любовь

«Плод духа»

 

Общеизвестно и общепринято считать, что лучшее и полнейшее описание любви в Библии дано в 1Кор.13. Мы не можем сказать, почему об этом было написано прежде всего верующим Коринфа, может быть только потому, что они более других нуждались в этом? Факт тот, что для любого ученика это описание было и остается шедевром. Составляющие любви разбираются так, что она показывается в полном совершенстве, как картина духовной жизни, основанной на человеческой нужде и слабости. Любовь на земле воинствует против всего мерзкого и злого. Любовь всегда действенна и действует ради доброты. Любовь это план к руководству в действии. Она – закваска жизни, присутствующая в любом благодеянии. Никакая часть образования духа не может обойтись без нее.

Теперь давайте рассмотрим каждое предложение из 1Кор.13, чтобы найти для каждой стороны любви одно, характеризующее слово, из которого можно было бы почерпнуть силу для повседневной жизни ученика.

 

1-е Коринфянам 13

Ст.4

«Любовь долготерпит…

милосердствует…

не завидует… не превозносится, не гордится».

Долготерпение

Милосердие

Кротость

Ст.5

«Не бесчинствует», т.е. поведение жестко контролируемо. Библейское слово для самоконтроля –

«не мыслит зла», потому что мыслит о добре.

 

Воздержание

Доброта

Ст.6

«Не радуется неправде, а сорадуется истине».

Радость

Ст.7

«Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» – чувство уверенности и спокойствия. Добавьте сюда еще «не раздражается» из ст.5, и у вас получится душевный мир и покой.

 

 

 

Мир

Ст.8

«Любовь никогда не перестает». А то, что никогда не перестает, длится вечно. Библейское слово для вечности:

 

Верность

 

Сложите то, что получилось: долготерпение, милосердие, кротость, воздержание, доброта, радость, мир, верность. Знакомые слова? Если немного поменять их порядок, они станут еще более узнаваемы. Примерно так: радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, верность, кротость, воздержание. Это описание плода духа в Гал.5,22. Мы уже намекали на существование людей, полагающих, что есть только один плод духа – любовь – тогда как всё остальное в Гал.5,22 является лишь обрамлением, раскраской этого духа. А это значит, что все эти благословенные добродетельные качества так, или иначе, выражают действенную любовь – тот плод духа, проявляемый в различных формах, или любовь, умножающуюся в различных красотах. Давайте вглядимся повнимательнее в проявления этого плода духа любви.

 

Радость. Мы уже раньше определили, что радость это не эмоциональный всплеск счастья, который внезапно появляется и так же внезапно уходит. Радость – это постоянно присутствующая сила довольства, независящая ни от каких, плохих или хороших, обстоятельств, которыми так изобилует наша жизнь. Это значит, что радости не присуще одиночество. Радость не может быть скрытым сокровищем. Когда радость накапливается, то она собирается для того, чтобы ее выплеснуть на других. Радость не удаление жажды в одиночку. Жажда удаляется для того, чтобы потом помочь удалить ее всем жаждущим, оставшимся в пустыне душам. Радость – капля меда в серых буднях чьей-то жизни, немного дружбы в чьем-то одиночестве. Радость – побудительная сила, подталкивающая к любви чью-то душу.

 

Мир. Мы уже говорили о мире, подобном застоявшемуся, покрытому ряской пруду. Однако такой мир застоя не тот мир, который происходит от любви. Настоящий Библейский мир – это гармония противоположностей, согласие там, где без него была бы война. Это не трубка мира, пущенная по кругу ради спокойствия, ведь топоры войны могут быть вновь отрыты (а они очень быстро отрываются). Мир, сотворенный по любви, означает прекращение ссоры и успокоение ради любви противоборствующих сторон, умиротворение ради любви Того, Кто сказал: «Блаженны миротворцы». Мир – это служение исцеления. Это не всегда легко, но давайте помнить, что во главе всех миротворцев идет «Князь мира».
 

Долготерпение. Долго–терпение, т.е. терпение без конца. Некоторые говорят, что они нетерпеливы, и ничего не могут с собой поделать. Сочувствую и понимаю, и все же с этим необходимо что-то делать. Ибо долготерпение призывает нас противостоять так часто встречающемуся искушению, когда, в конце концов, хочется сказать: «Ну, все, хватит, я достаточно натерпелся…» Существует только одна сила, которая делает нетерпеливых терпеливыми – это любовь. И как часто мы слышим об этом! «Никак не могу понять, и почему это она все это сносит?» А ответ в ее долготерпении. И не будьте с нею суровы. Помните, что «от любви до ненависти один шаг»? Но такая любовь, любовь не Библейская. Лучше помнить, что «любовь долготерпит» и милосердствует. Послушаем еще раз: любовь «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Не что-то, а все! А это – долготерпение.

 

Милосердие. Словарь Ожегова определяет это слова так: «готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». Так что это не только милые мысли. Это прежде всего – дело. Похоже, что Иакову очень нравилось это слово. Он знал, что одеяло лучше согревает, чем слова. Милосердие – не великие свершения, творимые от случая к случаю, это постоянная, ежедневная, незаметная деятельность без каких бы то ни было мыслей о ее незаметности. Это проницательная, но не навязчивая способность замечать нуждающихся, чтобы помочь с любовью. Здесь нет места ни для славы, ни для вознаграждения. Или проще: милосердие – любовь в общении.

 

Благость. Благость – устаревшее слово, означающее доброту, хорошие качества. Я помню, как однажды прочитал, что дети благостны, а взрослые праведны. Может быть так оно и есть, однако здесь и взрослые призываются быть благостными. Дословно Господь сказал Моисею, что Он проведет перед ним всю благость Свою, тем самым явив ему Свою славу. Благость означает выбирать хорошее и отказываться от плохого, от не доброго, от зла. И хороший тому пример – Иосиф: «Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» Это любовь того, что хорошо, и ненависть к тому, что плохо; делать благо ради любви Божией и ради любящих тебя. И не делать плохого, чтобы не сокрушить чье-то сердце.

Однако благость ради того, чтобы тебя уважали и относились к тебе так же хорошо – одно, а благость ради любви – другое. Давид однажды пришел в Иерусалим и спросил: «Не остался ли еще кто-нибудь из дома Саулова? Я оказал бы ему милость ради Ионафана». И к нему был приведен несчастный  Мемфивосфей, который был хром на обе ноги и жил в полном забвении. Давид посадил его за царский стол и стал заботиться о нем. Это – благость, творение добра ради любви, по любви.

 

Верность. Верность непосредственно связана с честностью. С преданностью. Это значит, быть верным своему слову, отвечать за него будь то в семейных делах, или же в делах экклесии. Здесь нет места мыслям увильнуть или выполнить кое-как свой долг, даже если на то находятся «подходящие» и «веские» причины. Это значит быть очень осторожными и внимательными к своим обещаниям и к отношениям с другими. Это значит всегда быть готовым пожертвовать своими важными делами ради другого, оставить стыдливость, или же свое твердое мнение, если что-то из этого становится преткновением брату, или же заставляет его грешить. Это значит быть преданным Истине, даже если при этом попираются ваши права, если это мешает вашему продвижению по службе, или ставит под угрозу вашу репутацию. Верность всегда закроет рот ученика от возможности высказаться о недостатках других, вместо того, чтобы задуматься над своими. Как люди на земле могут преодолеть такое искушение и быть верными? Только через любовь, любовь Божию, любовь истинную, любовь Бога к остальным Его чадам.

 

Кротость. Однажды один лектор сказал, что для того чтобы быть кротким, нужно лишиться сознания. И может быть он был прав. Сознательное смирение вещь довольно-таки надуманная, ибо почти не реальная. Некоторые добродетели можно совершать сознательно, но это не относится к кротости. Как сказано, кротость – состояние бессознательное. Творение добрых дел иногда заставляет людей надмевать. Самое лучшее, что здесь можно посоветовать, это делать всё в вере для Христа и постараться не думать о себе. Не ждите только больших дел, их можно прождать пол жизни. Делайте обычные дела хорошо и в вере. Не беспокойтесь об их обычности. На службе Царской нет ничего мелочного. Писавшие Новый Завет твердо верили, что главная сила, побуждающая нас любить, является любовь Искупителя, ее понимание, ее осознание. Они говорят, что «любовь Христова объемлет нас». Если мы по-настоящему верим в это, то вряд ли нам будет знакомо чувство надменности. Скорее это приведет к кротости.

 

Воздержание. Этим словом принято называть, или стало принято называть, особенное воздержание человека от спиртного. Впрочем и трезвость, ее природа, может стать неумеренной. Ну, да ладно, пусть считается так, как считается. Главное, что настоящее значение этого слова в этом месте – самоконтроль. Вещь трудно достижимая, если руководствоваться не теми, какими нужно, мотивами. Самоконтроль из-за страха – борьба, которая, скорее всего, закончится поражением. Контроль ради уважения, вызванный тем, чтобы скрыть от окружающих свои не очень приглядные пристрастия, шит белыми нитками. Как часто, вместе с изменением внешних обстоятельств, самоконтроль становится «излишним». Если больше не находятся какие-либо другие причины для самоконтроля, то лучшим побуждением для него остается любовь. Если мы следим за своим поведением, если мы осторожно пользуемся данной нам свободой, если мы всегда действуем в интересах своих братьев и сестер, то в этом состоит главная побудительная причина для успешного осуществления самоконтроля. Любовь братства – это желание им благополучия и спасения. Какая благость жить не повреждая семьи Божией, но наоборот, благословляя ее, воодушевляя, укрепляя и побуждая к любви и добрым делам. Ученики, движимые воздержанием, всегда и во всем действуют с большой осторожностью и осмотрительностью, т.е. по любви. Воздержание – верх любви.

Плод Духа – любовь. И если вы можете получить его, то он будет разноцветным, разнообразным и осязаемым, но всегда всё одним и тем же плодом. Помните одно. Плод – не чудо. Он не вырастает за одну ночь по щучьему велению. Он растет медленно, очень медленно – но растет. Важно помочь ему вырасти. Сберечь, не погубить. Ибо будут и трудности. Спокойное ожидание и бурная деятельность – вещи не всегда несовместимые. Давайте никогда не отчаиваться. В конце концов, это – плод Духа. Плод взращиваемый не человеками, Богом.