"Образование духа"
Денис Джилет
Излишне говорить, ибо это и так всем ясно, что продвижение вперед является составной частью образования духа. Как бы не был узок этот путь, и как бы медленно по нему не шли, движение обязано быть только вперед. В конце концов, новорожденные должны расти, а если они не растут, то это признак серьезной болезни. А потому каждому ученику необходимо следить за своим духовным ростом, за своим продвижением. Иногда продвижение не очень заметно, но в этом нет ничего страшного. Одно дело чудо, другое – непрестанное, упрямое духовное возрастание. Любая печаль, любая радость, любое глубокое проникновение в понимании Бога, любое преодоленное испытание, становится очередной ступенью в продвижении вверх.
Хотя нужно признать, что не всегда идет все так гладко. Иногда, особенно когда искушение (испытание) не преодолевается, происходит ощущение парализации способностей и ослабления воли. Однако падение не является поражением. Если воины оставляют поле битвы только потому, что им захотелось передохнуть, то ни одно сражение не будет выиграно. Если они отступают, то только для того, чтобы, набравшись сил и выработав новую тактику (а то и стратегию), вновь ринуться вперед, дабы заход солнца не застал их на том же месте, на каком они были при его восходе.
То же самое относится и к жизни учеников. Эта глава посвящена некоторым законам, которые помогают продвижению вперед. И первый закон, первое правило, которое необходимо рассмотреть, состоит из двух слов: забудьте прошлое.
Первая возможная реакция на это может быть такой: «Забыть!? Но не все же?». Правильно, не всё. Ибо Библия не однократно побуждает нас помнить прошлое. Когда народ Божий вышел на нехоженый им путь, Моисей сказал им: «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой». Память прошлого может приносить большую помощь, ибо она иногда дает надежду на будущее. Предусмотрительность в прошлом может стать той же предусмотрительностью в будущем. Глядя на разлившуюся реку, вы сможете вспомнить о переходе через Чермное море. А перешедший однажды, может перейти её и еще раз. В Пс.41 Давид говорит об унынии души своей, возвращаясь мысленно к тому, что было сделано Богом. Он говорит: «Я воспоминаю о Тебе с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар». Таким образом укрепляя свою веру воспоминаниями из прошлого.
Все это так, однако в третьей главе Послания к Филиппийцам, как раз говоря о движении вперед, Апостол Павел категорично заявляет, исключая все остальное: «А только… забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели» (ст.13). Давайте на мгновение задержимся здесь, дабы получить вдохновение от этих слов великого Апостола, от человека, который прикладывал неимоверные усилия, чтобы двигаться вперед. Ибо он чувствовал то же самое, что чувствуем мы. Он стремился вперед, преодолевая всевозможные препятствия не теряя надежды, он простирался вперед, к цели. Суть в том, что то, что было истинно для Павла, также истинно и для нас. А он советует, основываясь на собственном опыте, забыть прошлое.
Давайте не упускать этого из вида. Нужно забыть не все прошлое, а только часть его. Эта часть у каждого может быть исключительно своя и совершенно отлична от другого. Например, подумайте о таком случае. Некоторые бросают свой взор назад с тоской о беззаботных и невинных днях, о тех днях, когда, по их мнению, они не ведали никакого зла, полагая, что эти дни были самыми счастливыми днями всей их жизни. Но ведь это лишь иллюзия.
Реальное, настоящее благо всегда достигается в борьбе против тех сил, которые, если бы не Бог, давно погубили нас. Подготовка воинов не проверяется в академиях, но на поле боя. Вера крепчает только тогда, когда она проходит через огонь. Часто детей охраняют от окружающего их мира, удаляя от них каждое препятствие или испытание, проверяя каждую книжку и товарища по играм. Однако рано, или поздно, им приходится сталкиваться с этим миром, будучи такими беззаботными и невинными, но только потому, что они совсем не подготовлены к такой встрече, ибо их слишком долго удерживали от нее, от этого злого часа. И тогда ужас знакомства со злом получается слишком трагичным, и все лишь из-за неведения человека, который так и остался все еще ребенком. А потому забудьте нежный возраст. Это было хорошо, но хорошо в свое время. Теперь это ничего не значит. «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое».
А теперь подумаем о неизменности прошлого. Долгие размышления о нем не смогут ничего в нем изменить. Этот факт может стать мучением всей жизни, но тут уж ничего не попишешь. И опять стоит напомнить, что если уж нам и пришлось совершить какую-нибудь глупость или пакость, то нужно тут же постараться приложить все усилия чтобы исправить сделанную ошибку, чтобы она не преследовала нас весь остаток дней. Если мы уходя хлопнули дверью, стоит как можно скорее вернуться, чтобы закрыть ее нормально. Это ужасно, когда твое последнее слово человеку, которого ты любишь, остается словом горечи, а не любви. Ведь оно, действительно, может стать последним словом.
Помните, что прошлое нельзя изменить. Часто люди оглядываются назад и, в состоянии близком к отчаянию, размышляют о прошлом: сколько было надежд, и сколько достигнуто, время упущено вместе с возможностями. И что нам мешало? Только наша праздность и собственная лень. Но теперь уже поздно. Мы не можем изменить прошлого. И угрызения могут стать проклятием, если они становятся сдерживающим фактором к продолжению мужественной борьбы за надежду. Прошлое становится препятствием, если оно мешает жить сегодня и завтра.
Лучшим способом для разрешения такой проблемы будет, если смотреть на прошлое как на то, что, в некотором смысле, еще предстоит впереди. Это может показаться бредом, однако за словами не всегда в точности кроется то, что сказано. Я помню историю, рассказанную одним моим старым товарищем о человеке, который все время опаздывал на собрание правления своей компании. Наконец председатель написал на него жалобу, на что этот человек ответил примерно следующее: *«Я согласен, что прежде я был позади всех. В будущем же все это будет в прошлом. А потому вы согласитесь, что я был первым из всех последующих опоздавших».
Итак нужно ответить на вопрос, стоит ли все еще впереди нас то, что случалось в прошлом, то, от чего вы в прошлом старались отделиться, что пытались позабыть на первых порах горячего образования? То, что вас так в начале огорчало, остается ли до сих пор с вами? А может быть оно каким-то образом вновь возродилось? А может быть ваше огорчение со временем переросло в терпимость? Может быть то, от чего, как вам казалось, вы когда-то совершенно избавились, вновь проросло потихоньку? Может быть когда-то сожженные вами мосты, вы сами незаметно для себя восстановили? Не то, чтобы они были плохи сами по себе, или же ни на что не годны, они были ни то, ни другое, но они сдерживали вас, мешали вам, не давали двигаться вперед, не давали образовываться, являясь ученическим бременем. Старые привычки, прежнее положение, старые друзья, прежний престиж, все то «заднее», во что вы когда-то верили. И нам нельзя от всего этого отворачиваться, потому что Павел говорил: «Забывая заднее…» А потому в прошлом существует и такое, что мы не можем забыть до тех пор, пока не захотим забыть этого.
Но будем честны. Существуют и такие вещи, которые никогда не сотрутся из нашей памяти. Которые вы не хотите забыть. Попытайтесь не думать о жирафах. И это вам легко удастся. Но вы не сможете остановиться думать о грустном, о болезненном, о том, что производит в вас унылое сожаление, чувство самоунижения, которое так сильно сказывается на возрастании вашей набожности. Жить в меланхолическом самоедстве по прошлым ошибкам, все равно что вновь и вновь совершать их, вместо того чтобы раскаяться и совершенно забыть о них. Существуют такие, которые снова и снова топчут все те же греховные тропы, в тайне находя удовольствие от такого путешествия, ибо фантазии могут также приносить удовлетворение.
Не обращать внимание на грех плохо, но возможно гораздо хуже снова и снова мысленно возвращаться к нему.
Если человек в доброй вере старается забыть прошлые грехи, то он делает как раз то, что ему должно сделать Божие прощение. Ибо, если уж Бог оставляет (забывает) прощенные грехи, то зачем грешнику оживлять их своими угрызениями? Вспомните, что именно такие угрызения побудили Иуду прийти к его ужасному концу. Иногда угрызения парализуют сегодняшние старания. Да, мы виновны. Мы молим о прощении. Мы хотели бы исправить непоправимое. Мы учимся на ошибках. Оставим все это на Божие усмотрение. Забудем греховное прошлое. Оставим далеко позади все то, что поела саранча. Давайте не отворачиваться от поставленной пред нами цели.
И наконец. Помните, что привычка оглядываться назад присуща исключительно людям, которым не на что надеяться. Они не смотрят вперед, потому что им впереди не на что смотреть. У безбожника впереди нет оазиса, как бы дерзко он не вел себя. Вы же призваны простираться вперед, стремиться к цели. Оставим прошлое Богу, будьте уверены, что Он все разберет и расставит по полочкам. Возможно, что именно из прошлого к вам придет испытание для вашего же научения, но не забывайте, что это не будет сделано Богом во вред вам, но лишь исключительно для вашей пользы, как то было сделано Им Иакову. Если что-то из прошлого непрестанно преследует вас, и если этого никак нельзя изменить и поправить, пусть Бог встанет между вами и вашим прошлым. Истинное обетование во Христе Иисусе состоит в том, что в Нем находят успокоение утомленные души и исцеление израненные духи. В одно место собираются все беззакония, грехи и срамные вещи, и лишь одно будет очищение от них – забвение и прощение. Давайте забудем прошлое, ибо забытое прошлое является движущей силой настоящего продвижения вперед.
Совершенная истина также состоит в том, что, по большому счету, забывать прошлое не хорошо. В следующей главе мы посмотрим и на другие вещи, связанные с продвижением вперед – на создание препятствий.