> Все книги

 «Израиль в Пустыне» Харри Виттакер

 

1. Пасха12. Завет

23. В марте

34. Начало обладания землей обетованной

2. Чермное море13. Завет (2)24. Мясо35. Валаам (1)
3. Освобождение Израиля как пророчество

14. Моисей и Иисус Навин на горе

25. Проказа Мариам36. Валаам (2)
4. Песнь Моисея15. Золотой телец26. Десять и два37. Валаам (3) Четыре его пророчества
5. Мерра16. Ходатайство27. Ропот и заступничество38. Ваал-Фегор

6. Ежедневная манна

17. Непрестанная неотступность

28. Божественное отвращение39. Война с Мадианитянами
7. Сокровенная манна18. Имя Господне29. Восстание Корея40. Рувим и Гад
8. Удар по скале

19. Скиния собрания

30. Жезл Аарона

41. Смерть Моисея

9. Живая вода

20. Намеренный грех

31. Грех Моисея 
10. Война с Амаликом21. Семьдесят помощников32. Смерть АаронаПеревод Игоря Сипягова  igor.sipiagov@mtu-net.ru
11. У Синая22. Надав  и Авиуд33. Змей на знамени  Наш адрес: info@hristadelfiane.org

 

9. Живая вода

 

«И все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие… камень же был Христос» (1Кор.10,3,4). Таким образом Павел видел Израиля в пустыне прообразом жизни верующих во Христе.

Однако они пили не только воду «из скалы», но еще и питались «медом из камня» (Вт.32,13; Пс.80,17), где подразумевается сладость слова Божия для чад Его (Пс.18,11; 118,103). Впрочем из этого камня, из этой скалы выходил ко всему прочему еще и огонь (Суд.6,21) – огонь либо жертвенный, либо осуждения.

Иисус применил Сам к Себе этот образ на одном из праздников в Иерусалиме. Празднование Израилем праздника кущей отражал в себе благословение Божие, испытанное им в пустыне. Стоящий в храме большой светильник напоминал им о шедшем впереди их столпе, о славе Божией, освящающей им путь ночью, а днем предохраняющей их от палящего зноя. Каждый день во время семидневного празднования, священники торжественно отправлялись за холодной водой в купальню Силоам, вода которой набиралась из скалы, чтобы потом излить ее перед жертвенником во дворе храма.

На восьмой, «великий день» праздника, торжественное собрание, «отдание праздника», вода уже не изливалась. А потому Иисус преднамеренно выбрал именно этот день. Встав на возвышение у храма Он громко привлек внимание большой толпы поклоняющихся:

«Кто жаждет, иди ко Мне, и кто верует в Меня – пей». Ибо, «как сказано в Писании, из чрева (Христова) потекут реки воды живой» (Ин.7,37-38). И в этом призыве слышится не только намек на воду из скалы в пустыне, но и на слова Исаии:

«Так говорит Господь, создавший тебя… от утробы матерней… Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее» («Сион» означает, «сухость»).

И этот образ тут же объясняется: «Излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис.44,2-3).

О том же самом говорил и Апостол Иоанн: «Сие Он сказал о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо не было еще на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен».

Последнее приводит к мысли из Ис.49: «Ты раб Мой, Израиль (Мессия), в тебя Я прославлюсь». И дальше пророчество продолжается образами пустыни: «Сделаю тебя заветом народа… чтобы… сказать узникам (новому Израилю Божиему), выходите… не будут терпеть голода и жажды (манна и вода из скалы), и не поразит их зной и солнце (в тени облака славы); ибо Милующий их будет вести их к источникам вод (Пастырь из Евангелия от Иоанна). И все горы Мои сделаю путем, и дороги Мои будут подняты!» (пустынных блужданий уже не будет; Ис.49,3,8-11).

Всё это чудесным образом укладывается в мозаику картины искупления в Откровении: «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить (в пустыне Израиль был ведом ковчегом завета, с окропленной кровью крышкой) их на живые источники вод» (Откр.7,16,17).

Последние слова напоминают о пережитом Израилем, когда он пришел на границу земли обетованной. Тогда, вместо воды из скалы они пили воду из колодца, «который выкопали князья (двенадцать князей)… с законодателем». И там народ собрался вместе, чтобы воспеть песнь: «Наполняйся, колодезь…» (Числ.21,16-18).

И этот образ Иисус так же применил к Себе: «Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4,14). Если «вода», обещанная Господом в Ин.7, является Духом, «Которого имели принять верующие в Него», тогда логично предположить (хотя и не обязательно), что это – тот же самый источник воды живой для тех, кто будет пить ее.

Учение о действии Святого Духа в жизни верующего (в некотором смысле) довольно ясно и недвусмысленно видно из этих, да и из других Писаний. Как человек не может существовать без того, что утоляет его жажду, так же и эта жизнь в нем будет вянуть и сохнуть без постоянного обновления и освежения, которые может дать один лишь Господь.

Здесь стоит вернуться назад, чтобы рассмотреть полноту и завершенность образа скалы, по которой ударил Моисей.

Перед тем как была дана вода, был сильный ропот и недовольство. Мерива! Место противостояния. В тот самый день, когда Иисус провозгласил Себя настоящей скалой, Его чуть-чуть не побили камнями (Ин.8,59). А их слова, сказанные тогда Ему (как и Израиль упрекал Моисея – Исх.17,3,7), выдавали неверие к тому, что Он пришел от Бога.

Пока по скале не ударили, воды не было. У народа была манна, но им все равно грозила гибель без данной Богом воды. Из этого образа вытекает, что без распятого Христа, не могло быть и даров. «Ибо не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен».

Присутствие Ангела лица Божия на скале (а скорее всего, рядом со скалой) подчеркивает Божественное происхождение Христа, которое так не хотели признавать Его современники.

Не весь народ присутствовал при сотворении этого чуда. Как Моисей привел к скале лишь старейшин народа, чтобы они могли стать свидетелями, так и чудо Воды Живой было, во-первых, для тех, кто шел сначала за Пророком таким же, как Моисей. Только потом эта вода стала доступна для всех… Желающих ее.

Позже, когда народ разуверился даже в том, что их начальник ради них находится пред лицом Божиим и ударились в отступничество, им все еще было возможно омыть свои грехи в воде, текущей из ударенной скала – золотой телец был истолчен в пудру, и прах его был брошен в «поток, текущий с горы» (Вт.9,21).

Однако второй удар по скале был уже ударом греховным, ударом богохульным, преграждавшим доступ к наследию земли (Числ.20,10-12). Даже слабость человеческая, наравне с нарочитым грехом, может распинать Сына Божия (Евр.6,6).

Для полноты картины стоит обратиться к ветхозаветным пророчествам, в которых в изобилии обещана живая вода. Для дома Давидова и жителям Иерусалима тогда откроется источник для очищения грехов (Зах.13,1). А это предполагает, что особо приближенные к Царю Христу будут избавлены от всех пороков греха навечно.

Но и из Иерусалима в тот день потекут живые воды к морю Израильскому и к морю языческому, по пути чудесным образом изменяясь и обновляясь. Эта река жизни, вопреки всем законам природы, будет расширяться и углубляться. Образность этих пророчеств (Зах.14,8; Иоил.3,18; Иез.47,1-6) – предмет глубочайших размышлений. Эти потоки будут исходить не из трещины скалы, находящейся в пустыне, а из дома Господня, проистекая из скалы, из камня, Который со дней Авраама и Мелхиседека, ассоциировался с жертвенником Господним.