"Твое есть Царствие " Питер Д. Соувгайт
Мы подошли к главному вопросу нашего изучения: когда Иисус Христос был на земле, Он проповедовал то же самое Царство, о котором говорится в Ветхом Завете, или же нечто другое?
Прежде всего, давайте обратим внимание на то, что Сам Иисус говорил, что Он был обетованным Мессией, или же Христом. В самом начале Его служения, Самарянка сказала Ему:
«Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все».
На что последовал немедленный ответ Иисуса:
«Это Я, Который говорю с тобою» (От Иоанна 4,25-26).
На суде, когда Его миссия была почти закончена, первосвященник навязал ему свой вопрос, на который ни один из верующих Иудеев не мог бы солгать, не наведя на себя проклятие:
«Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?»
Заметьте, что первосвященнику были хорошо известны обетования, данные Давиду. Христос должен был быть не только Царем, но и Сыном Божиим. На это Иисус ответил:
«Ты сказал» (От Матфея 26,63-64).
Для наших ушей такой ответ может показаться уклонением от прямого ответа, однако в те времена это было полным соглашением, признанием, ибо в те времена дать ответ кратким «да» или «нет» было верхом невоспитанности.
Позже тот же самый вопрос был задан и римским наместником:
«Итак Ты Царь?»
И опять последовал вежливый ответ:
«Ты говоришь, что Я Царь» (От Иоанна 18,37).
И именно из-за этого ответа Иисуса, несмотря на яростное сопротивление Иудейского священства, Пилат повесил над головой распятого Иисуса следующую надпись:
«Иисус Назорей, Царь Иудейский» (От Иоанна 19,19).
Итак понятно, что Иисус почитал Себя Мессией. Но то же самое ли понимали за этим словом Иудеи, что и Иисус? Говорил ли Он о времени благословения, которое бы настало в мире во время царствования Его в Царстве Божием? А может быть Он говорил слушающим Его, что всё, во что они прежде верили о Царстве Божием должно было пониматься ими не так буквально, а потому и их вера была ошибочной?
Но даже беглое чтение Евангелий может дать единственный ответ: Иисус полностью подтвердил всё, что говорилось о Мессианстве в Ветхом Завете. Ибо Он говорил о времени, когда Он «сядет на престоле славы Своей» (От Матфея 25,31), о том, как Его ученики разделят вместе с Ним груз ответственности в Царстве (От Матфея 19,28). Так же Он говорил, что в Царстве Божием окажутся вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом множество собранных со всех концов света (От Луки 13,29).
Слышавшие Иисуса Христа и не имевшие предубеждения о Его низком происхождении, были убеждены, что Он – Мессия. Андрей сказал своему брату Петру:
«Мы нашли Мессию, что значит Христос» (От Иоанна 1,41).
Также и Филипп говорил своему другу Нафанаилу:
«Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса... из Назарета» (ст.45).
Приблизительно год спустя, после того как люди смогли убедиться в Его целительных способностях, они спрашивали:
«Не Сей ли Христос, сын Давидов?» (От Матфея 12,23).
Три года, проведенные вместе с Иисусом, убедили учеников Его еще больше в том, что Он – Мессия, Христос. Однажды Он спросил их, что они думают о Нем, кто Он? И, как всегда, от лица всех, на языке данных отцам обетований, высказался Петр:
«Ты – Христос, Сын Бога живого» (От Матфея 16,16).
Если бы Иисус не был тем Мессией, которого ожидали Иудеи, Ему предоставлялся идеальный случай изменить мнение Его учеников о Нем. Однако то, что Он им ответил, лишь подтверждает правильность их мнения:
«Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (ст.17).
Нет никаких сомнений в том, что когда «ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия» (От Матфея 9,35), Он говорил им об исполнении обетований, данных Аврааму и Давиду. Единственно, что Он не сказал им, так это точного времени восстановления Царства. Нужно помнить, что в то время земля Иудейская находилась в руках Рима, а потому нет ничего удивительного в том, что те, кто признал в Иисусе своего долгожданного Мессию, ожидали от Него ниспровержения римского ига и праведного Его воцарения на престоле Давида, как о том предсказывали пророки. Наконец однажды, во время путешествия Иисуса в Иерусалим, это ожидание, достигнув верха напряженности, выплеснулось в приветственных криках, сопровождающей его толпы:
«Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних» (От Матфея 21,9)!
Но... все знают, что случилось с Иисусом в это Его пришествие в Иерусалим. Он был арестован. Через несколько дней та же самая толпа, которая так горячо приветствовала Его, так же горячо требовала Его распятия, после чего тело Иисуса и было повешено на кресте. Значит ли это, что Иисус не был Мессией, что Он был самозванцем, и что все Его притязание называться сыном Авраама и Давида были обманом?
Конечно же, нет! Если бы те Иудеи повнимательнее читали свои Писания, то наверняка обратили бы внимание на двойственность дела Мессии. Мы уже видели, что одним из благословений, которое должно принести миру сему семя Авраамово было прощение человеческих грехов. И это стало возможным лишь благодаря жертвенной крестной смерти – в чем и состояла одна из главных мессианских задач, которую мы более подробно рассмотрим в 9-й главе. Сейчас же давайте на минуту вернемся к учению Иисуса о Царстве Божием.
В это Свое последнее путешествие в Иерусалим, Иисус говорил окружающим Его людям, что, несмотря на то, что Царство в конце концов придет, оно не наступит прям сейчас:
«Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие» (От Луки 19,11).
Начало этой притчи все ставит на свои места:
«Некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться» (ст.12).
Человеком высокого рода в притче, без сомнения, должен быть Сам Иисус Христос, а дальней страной, куда Он должен был отправиться – небеса. Только после этого Он возвратится на землю, получив власть восстановит Царство. Через несколько дней Он еще раз говорил о том же самом, но уже со Своими учениками, рассказывая им о том, сколько много всяких ужасных бед должно обрушиться на Иерусалим и Иудеев, которые в конце концов закончатся Его возвращением ради спасения мира:
«И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою... и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие» (От Луки 21,27,31).
Итак подведем итоги благовестия Иисуса Христа:
1. Он благовествовал Царство Божие;
2. Его слушатели ожидали восстановления царства на земле, как то было обетовано их «отцам»;
3. они почитали Иисуса за долгожданного Мессию;
4. Иисус говорил, что Царство будет восстановлено Израилю не в первое, а во второе Его пришествие.
Вся беда учеников Христовых состояла в том, что слова Иисуса Христа о Его приближающейся смерти, не доходили до них. Поднявшись на гребне славы Его торжественного входа в Иерусалим, после Его распятия они впали в глубочайшее отчаяние. Тот, Кого они почитали своим Мессией – умер! Как один из них через насколько дней сказал:
«А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля...» (От Луки 24,21).
И тут начали происходить чудеса! Иисус воскрес после смерти и явился им. Они разговаривали с Ним, ели с Ним и рассматривали пронзенные гвоздями руки Его. Он им «явил Себя живым... со многими верными доказательствами» (Деяния 1,3). И о чем же шла беседа между воскресшим Иисусом и Его учениками? Да ни о чем другом, как все о том же Царстве Божием, как о том нам повествует Лука в том же самом месте:
«В продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием».
Не трудно представить себе реакцию Его учеников. Иисус Своим воскресением подтвердил то, что Он был настоящим Мессией. Он говорил о том Царстве Божием, о котором прорекали все пророки. А значит то долгожданное время восстановления Царства уже наконец-то настало?! Замирающими от волнения голосами они спрашивали Его, не собирается ли Он воссесть на царство на престоле Давидовом:
«Не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» (Деяния 1,6).
И опять. Какой удобный случай поправить их, если их представление о Царстве было бы неверно. Лучшего случая просто нельзя представить, чтобы объяснить им, что Царство, о котором Он говорит, Царство духовное, что оно будет устанавливаться ими самими после обращения мира сего и будет состоять из членов созданной ими же церкви, которая в свою очередь распространится по всему миру.
Однако Иисус не поправил их. Единственно в чем они заблуждались, это во времени восстановления, а не в его сути:
«Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (ст.7).
И это были одни из последних слов Иисуса Христа к ученикам! В то время, когда они стояли глядя на Него, Он вознесся на небо и скрылся из вида их. В течение сорока дней Иисус периодически являлся им, но в этот раз, было очевидно, что Он явился им в последний раз перед вознесением, а потому они должны были, в тяжелом предчувствии, не отрывать от Него глаз. Возможно, что в их мозгу опять вспыхивала мысль, неужели всему конец? Но если она и была, то ее быстро изгнали два мужа в белой одежде, которые внезапно присоединились к ним. Эти Ангелы произнесли по-настоящему для них утешительные слова:
«Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (ст.11).
А потому ученикам было понятно, что их надежда на Царство не исчезла, ибо исполнение ее было всего лишь отложено до возвращения, до второго пришествия Иисуса Христа.
Через несколько дней после вознесения своего Господа ученики подпали под прямое влияния Духа Святого, точно под такое же, под каким находились пророки прошлого (Деяния 2,1-4). Они сразу же направили эту для них новую силу на поставленную перед ними задачу – обратить к Иисусу Христу (Мессии) сначала Иудеев, а потом и весь остальной мир.
Начали они свое благовестие с Иерусалима. Собралась толпа и Петр начал рассказывать им об Иисусе. С этого-то случая и началось Христианское проповедование миру. И о чем же говорил Петр? А говорил он о данных Богом обетованиях Давиду! Он напомнил слушающим его о том, что Бог обещал Давиду Сына, Христа, Который должен воцариться на его престоле. Главным в словах Петра было то, что он утверждал, что Давид предвидел смерть и воскресение своего потомка. Ну, а потому что Иисус, которого распяли Иудеи, умер и воскрес, то это значит, что Он то и был тем самым долгожданным семенем – Христом:
«Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде... Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресении Христа...» (Деяния 2,29-31).
Доказав сначала, что Писания предрекали смерть и воскресение Христа, Петр приступает к главному:
«Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (ст.32).
И заключает:
«Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (ст.36).
Обратите внимание, что Петр не сделал ни малейшей попытки изменить представления Иудеев об их Мессии. Его речь сводилась лишь к тому, что он пытался убедить их в том, что Иисус и был Тем самым обетованным им Мужем.
Через день-два Петр проповедовал уже о тех благословениях Царства, которые были предсказаны в Ветхом Завете, обещанные вместе с возвращением Христовым:
«Да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (Деяния 3,20-21).
А потому, чтобы узнать побольше об Иисусе, мы не совершили никакой ошибки, заглянув первоначально в Ветхий Завет. По мнению Апостола Петра именно в нем предсказано обо всем, что надлежит исполнить Мессии, Христу. Надеюсь, что теперь-то вы дадите правильную оценку Иудейским Писаниям и тому, что в них написано о Христе? Можете ли вы теперь во всей полноте оценить более полно всё то основное, о чем написано в Библии и разглядеть, что всё это – дело рук Божиих?
О том, что надлежало и надлежит сделать Христу, говорили все Его ученики первого столетия. Восстановление Царства Божия в пришествие Христово было постоянной темой почти каждой проповеди. Может быть это покажется излишним, но я все же повторю некоторые хорошо известные места из Нового Завета, в которых говорится о проповеди Царства. Так мы читаем о том, что говорил Филипп:
«Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа» (Деяния 8,5).
Несколькими стихами ниже дается пояснение о том, что включалось в проповедование Христа:
«...поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа...» (ст.12).
Одним из величайших распространителей Христианства был Апостол Павел, который был послан благовествовать, в основном, к язычникам. Давайте прислушаемся к нескольким произнесенным им речам. В Антиохии он, подобно Петру проповедовавшему в Иерусалиме, говорил об обетованиях, данных Давиду:
«Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса» (Деяния 13,23).
Из этого видно, что Павел верил, что Иисус был обетованным Сыном, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Говоря в Афинах, он упомянул о суде Божием, который грядет на мир вместе с праведным воцарением Иисуса:
«Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деяния 17,31).
В Ефесе Павел вошел в синагогу и «небоязненно проповедывал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием» (Деяния 19,8). Он говорил им, что все время, которое он пробыл в Ефесе, он ходил среди них, «проповедуя Царствие Божие» (Деяния 20,25).
Павел проповедовал Иисуса, как настоящего Царя настоящего Царства, что видно по реакции на его проповедь противников в Фессалониках, ибо они обвиняли Павла и его сторонников в том, что «все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса» (Деяния 17,7).
Пришествие Христово почиталось за прямую угрозу власти кесаря. Если бы проповедовалось какое-то мистическое или же символическое царство, можно быть уверенным, что такой бы реакции не последовало бы.
Даже, когда Павел был лишен свободы, он мог сказать своим посетителям, что «за надежду Израилеву обложен я этими узами» (Деяния 28,20). О том же, что это была за надежда, говорится несколькими стихами позже, излагая «им [учение] о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков» (ст.23).
Павел жил в Риме, «проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (ст.31). Именно в этом заключалась его проповедническая деятельность.
Изучение всего того, что было написано о Христианах первого столетия, ясно показывает, что главным их верованием и основной надеждой было пришествие Христово и восстановление Им Царствия Божия. Пример этого может послужить Первое Послание Апостола Павла Фессалоникийцам, где он пишет об этом, как о самом главном исполнении всех упований верующего (напр., 1-е Фессалоникийцам 1,10; 2,19; 3,13; 4,15-16; 5,2 и т.д.).
Возвращение Христа на землю в те времена почиталось столь важным не только потому что оно должно принести на землю праведность и справедливость, но и потому что только тогда, вместе с пришествие Христа, станет возможным спасение каждого верующего. Идея получения награды сразу же после смерти чужда новозаветному Христианству. Со внимание прочитайте то, о чем говорили Апостолы:
«Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его... а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2-е Тимофею 4,1,8).
«...дабы испытанная вера ваша оказалась... к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа... Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1-е Петра 1,7,13).
«И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1-е Петра 5,4).
«Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1-е Иоанна 3,2).
В самом конце Библии записаны слова, адресованные Иисусом Христом к Своим последователям:
«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откровение 22,12).
Не остается никаких сомнений в том, что возвращение Иисуса Христа, восстановление Им Царства Божиего и вознаграждение всех Его последователей было единственной надеждой ранних Христиан.
В предыдущих главах я каждую главу заканчивал кратким обобщением всего того, о чем было в них написано. Полагаю, что сейчас было бы полезно сделать обобщение не только этой главы, но и всего того, о чем мы успели поговорить.
Вы можете вспомнить, что из первой главе мы вынесли то, что Царство Божие было тем главным, о чем проповедовали Христос и Его Апостолы, и что это Царство, Царство буквальное – иначе возникают противоречия и несостыковки между некоторыми местами, горящими о нем. Затем мы рассмотрели во всех отношениях примечательное пророчество о металлическом истукане, которое было истолковано так, что однажды царство человеческое уступит свое место Царству Божиему.
После этого мы совершили прыжок в будущее, и на основании ветхозаветных пророчеств и некоторых картин из Нового Завета, смогли представить себе картину будущего мира, в котором не будет места злу, в котором власть будет находиться в праведной, но строгой Божественной руке.
После этого мы вернулись почти к самому началу Библии, дабы проследить пути Божии, которыми Он благоволит привести человечество в это совершенное время. Мы видели, как Бог избрал Авраама, чтобы сотворить от него Свой Собственный народ, дав ему непоколебимые обетования, и подтвердив их клятвой – Самим Собой. От Авраама должен был произойти потомок, в котором должна будет благословиться вся земля, который должен владеть ею приведя все народы себе в подчинение.
Примерно через тысячу лет Бог явился царю Давиду, который тогда царствовал над потомками Авраама, над народом Израильским. Ему также был обетован сын, фактически, тот же самый, что и Аврааму, и с тем же обещанием его царственности. Сын Давидов должен был воссесть на престол Отца своего, Давида, и царствовать на нем вечно.
Ради исполнения этих двух великих обетования Иудеи ожидали пришествия Того, Кого они называли Мессией. В Богодухновенных писаниях пророков содержится много упоминаний о Мессии и того, что Ему надлежало сделать, чтобы принести благословение на землю.
Перейдя к Новому Завету, мы обнаружили, что он опять-таки начинается все с тех же обетований, которые на этот раз напрямую связываются с рождением Иисуса, как Того, о Ком было предсказано во всем Ветхом Завете. В течение времени Своего служения Иисус открыто признавал Свое мессианство, но Он также открыто говорил, что Его воцарение на Царствование над миром состоится только после Его вознесения на небо и возвращение оттуда.
После Своего воскресения Иисус Христос также продолжал говорить о буквальном, настоящем Царстве Божием, заповедав Своим Апостолам благовествовать по всему миру то же самое. Царство Божие на земле было той главной надеждой, которая была у Христиан первого столетия и благовествовалась такими Апостолами, как Петр и Павел, о чем и записано в их Посланиях.
После нашего знакомства с верой первых Христиан в Царство Божие, естественно возникает вопрос, а во что, собственно, веруют современные Христиане? Верят ли они в то же самое, во что верили в первом столетии? Если нет, то почему они верят во что-то другое?
Этому вопросу мы и посвятим следующую главу.