По образу Сеннахирима гибель Гога во второе пришествие будет так же совершена Ангелами под руководством Христа. Загадочное Мих 5,5, возможно, в первую очередь относится к тому, какое влияние оказал Езекия на силы Ангельские, приведшее к погибели Ассирийских полчищ. А это должно быть прообразом того, каким образом Христос будет распоряжаться Ангелами для того, чтобы уничтожить Гога: “И будет Он (Езекия - Христос) мир. Когда Ассур (Гог) придет в нашу землю... мы выставим против него семь пастырей (пастырями называются Ангелы в Пс 79,2 и в Ис 63,9-11 - ср. с семью очами-Ангелами у Захарии и в Откровении) и восемь князей” (еще один намек на Ангела, ибо у Даниила Ангел назывался “князем Персидским”. Так же может быть, что здесь подразумевается то, что Ангелы, для победы над Гогом, используют другие народы. Первоначально это могло быть сказано и о Рабсаке, до которого дошел слух о вторжении противников (например, о Тиргаке, царе Ефиопском), а потому он и был вынужден возвратиться в свою землю (Ис 37,8,9). То же самое должно повториться и в последние дни с нападающим с севера, который услышит тревожные слухи с востока и севера (Дан 11,44). Трудно поверить, что эти слухи будут о Христе и святых, идущих к Иерусалиму, да и в любом случае, как одно Тело Христово может одновременно оказаться в двух совершенно разных местах? Скорее всего слух придет о человеческих войсках, может быть о западной коалиции. Некоторые толкователи пророчеств видят сходство между Британией и Ефиопией (единственная страна упоминаемая в связи с плохими вестями для пришедшего с севера царя Ассирийского).
Евреи, живущие в Иерусалиме, точь-в-точь станут образом тех, кто жил в Иерусалиме во времена Езекии, ибо им придется пережить унижение всех предыдущих поражений, как и насмешки врагов за то, что они не поверили своему Мессии (как над ними насмехались из-за Езекии), когда они окажутся между двух огней: сдаться, приняв предложение установить коммунизм в Израиле (ср. с Ис 36,16,17, а также политику Ассирии с побежденными народами), или же совершенно полностью уверовать в Христа. Принимая во внимание испытания, не так давно выпавшие на их долю от рук арабов (Зах 13,8,9), они примут правильное решение. И теперь становится понятным рассказ в Ис 63 о евреях, осторожно высматривающих из Иерусалима Ангела-спасителя. Спаситель, идущий от Едома и Восора для того, чтобы судить (образ точила в ст 3) как святых, так и врагов евреев, является, как о том сказано в ст 8-13, Ангелом, который вел Израиль через пустыню. В Ис 63 виден тот же самый дух благодарности евреев за то великое спасение, которое будет явлено им снова, как то было во времена их исхода из Египта, когда Ангел, ведший их, оказывал им совершенно незаслуженную милость и любовь.
Подобно тому, как во времена Езекии евреи выходили из Иерусалима оживлять землю, а также для того, чтобы получать дань от окружающих их народов (главное в пророчествах Исаии о Царстве), так и святые будут распространять Царство по всей земле, начиная с Иерусалима. “Итак вы выйдете (из Иерусалима) с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь” (Ис 55,12). После же осады Христа в Иерусалиме и уничтожения Гога, в Пс 2 говорится о распространении Царства по всему миру: “и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе... Почтите Сына, чтобы Он не прогневался” (ст 8,12).
Теперь можно составить предположительную хронологию событий.
А потому получается, что примирение двух разных мнений о толковании пророчеств последних дней лежит в признании того, что одни пророчества говорят о Христе и святых, тогда как другие об Ангелах, которые действуют не там, где действует Христос. А потому идея о пришествии Ангела облеченного облаком может быть и не так уж и не верна, ибо главной ошибкой является то, что этого Ангела идентифицируют с Христом и святыми. Ну, а если это так, тогда нет почвы для споров о том, что верующие будут судимы на Синае.
Остается последний вопрос. По образам времен Езекии и того, о чем пишется в Дан 11 и Иез 38, обязательно должен существовать какой-то “царь”, ведущий войско на Израиль с севера. Рабсак, как и Сеннахирим последних дней, сравним с “царем (не силой!) северным”, а в Иез 38 особо выделяется Гог, князь Роша. Всё это нуждается в объяснении. Если прообраз последних дней будет сильно напоминать Рабсака и Сеннахирим, тогда здесь не может идти речь о народах, а скорее нужно говорить о молодом, напористом и властном генерале, который во всем напоминал бы Рабсака. К тому же, ради интриги, вспомните, что Рабсак, возможно был из евреев перебежчиков, ибо он называл заветное имя и ему очевидно было хорошо известно положение дел внутри Иерусалима. “Человек греха”, который сядет в храме Божием в последние дни, похоже имеет нечто общее с “мерзостью запустения” и раскидыванием шатров царя северного “между морем и горою преславного святилища”, или же на месте храма в Иерусалиме (Дан 11,45). А этот “человек греха” должен быть человеком.
И, как дополнение, предлагаются еще несколько известных пророчеств о последних днях, в которых упоминаются Ангелы.