Притча о минах также рассказывает об отношениях Ангелов к недостойным. Иисус “сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин... (предстоящие же) сказали ему: господин! у него есть десять мин” (Лк 19,24,25). Слово “предстоящие” должно быть было выбрано намеренно, дабы указать на Господа из пророчества Захарии об Ангеле “стоявшим перед” Христом (Зах 3,4,7) - обратите внимание, что и это место напоминает о суде. Если наш Господь говорил об Ангелах, тогда пред нами предстоит удивительная картина того, как у недостойных отбирается данная им возможность и дарится оправданным на суде. То, что от них требуется, полностью соответствует нашим представлениям о их ограниченных возможностях в познании, а так же тому, что наша награда будет гораздо больше ожидаемого (Евр 1 и 2). Именно по этой причине возникает такая неадекватная реакция, “у него уже есть десять мин”.
В Откр 14,18-20 дается другой взгляд на суд, где говорится о другом Ангеле, имеющим власть над огнем, который бросает созревшие гроздья винограда в точило за городом, чтобы они были истоптаны там. То, что это были те, кому надлежит быть судимым, видно из слов Господа об отверженных, которые отсекаются от лозы за то, что они не приносят духовных плодов (Ин 15,2). Так что получается, как будто один Ангел отвечает за порядок наказания отверженных, которое он производит вне стен Иерусалима. Из чего напрашивается вывод, что отверженные будут наказаны в буквальном огне, в месте, издревле называемом геенной.
Павел в 1Кор 10,10 предупреждает не роптать, “как некоторые из них роптали и погибли от истребителя”, или же от Ангела-истребителя, что говорит о том, что недостойные в “Израиле Божием” точно так же будут истреблены Ангелом, если мы совершим те же самые ошибки, что и Израиль в те времена. То, что Ангелы будут принимать активное участие в наказании недостойных (Мф 13,49: “Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную”), тех, за кем они надзирали, отвращали всякого рода опасность и давали всякий раз возможность для духовного роста. Подобные мысли разрывают сердце, а также служат причиной для того, чтобы с большей готовностью принимать испытания, посылаемые нам от Бога через Его Ангелов.
Суд очень часто ассоциируется с молотьбой. Так недостойные “будут... как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет [их]... и Ангел Господень да преследует их” (Пс 34,5,6). Ангелы творят духов (или же “ветры”, то же самое еврейское слово), а потому и сравниваются с ветром при молотьбе, угоняющим недостойных – как Адам, образ всех отверженных, был изгнан из Едема Ангелами. “Как проносится вихрь, [так] нет более нечестивого; а праведник - на вечном основании” (Пр 10,25). Этот стих из книги Притч, похоже, является основанием для притчи Господа о доме, построенном на камне, где ветры должны олицетворять второе пришествие и суд. Слово “вихрь” напоминает об Ангеле-херувиме, как будто именно им будут уничтожены все беззаконные. Обратите внимание на то, что “беззаконник” и “глупец” в книге Притч, часто олицетворяют тех, кому предстоит предстать пред судом.
Однако Ангелы не только осуществляют осуждение, они так же по слову Христову на суде с радостью дают жизнь вечную своим верным подопечным, которых “Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими” (Лк 12,8). Возможно, что как раз об этом и намекается во 2Кор 10,18: “Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого (на суде) хвалит Господь”? Хвалит через Ангелов? Так что, когда приидет Христос, то Он пошлет Своих Ангелов собирать нас (Мф 13,41), а так же для того, чтобы они наказали беззаконных (Мф 13,41), однако праведников будут вознаграждать Ангелы Божие (вспомните о той разнице между Ангелами Божиими и Ангелами Христовыми, о которой мы говорили выше). Ангелы Христовы соберут нас пред лицем Его на суд, на котором Он, при участии их, будет принимать решение о нашей участи, после чего недостойные будут наказаны теми же самыми Ангелами, тогда как верные будут исповеданы перед Ангелами Божиими для дальнейшего прославления.
Главное в том, что мы можем ожидать нашу последнюю встречу со своим Ангелом-хранителем на суде для того, чтобы хотя бы тогда полностью осознать, какую важную роль играют Ангелы в нашей судьбе. Не приходится сомневаться, что только тогда мы поймем, насколько важно было присутствие их в нашей жизни. Похоже, что и Моисей лишь под конец своей жизни понял, насколько важную роль играл Ангел в его жизни. То, что облако, следовавшее с народом Израильским, состояло из тем и тем сильных Ангелов, похоже Моисей понял лишь во время последнего своего благословения народа “пред смертью своею” (Вт 33,1,2), когда он в восторге хвалы Бога за Его величие и близость к Своему народу, говорил: “Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых (Ангелов); одесную Его огнь закона (или же Ангелы, служители закона)”. Хотя раньше и читаем: “и отправились сыны Израилевы по станам своим из пустыни Синайской, и остановилось облако в пустыне Фаран” (Числ 10,12). Похоже, что Вт 33 является явным пояснением сказанному ранее.
В некотором смысле Ангелы поступают с людьми согласно человеческим представлениям о самих себе, в зависимости от той, или иной, духовной культуры. Они никогда “не произносят на них... укоризненного суда” (2Пет 2,10,11), как то было на примере с беззаконным Навуходоносором, которого они вот-вот были готовы наказать: “тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя” (Дан 4,28). И в этом не только состоит пример для нас вежливости и терпимости к тем, которые очевидно глубоко и серьезно заблуждаются. Это - пример того, как мы должны обращаться с людьми с точки зрения их собственных представлений. Интересно, будет ли Господь на суде обращаться к подсудимым, “профессор”, “господин” или “товарищ”, т.е. так, как они привыкли при этой жизни... если принять во внимание, что как и в случае с Навуходоносором, человеческие почести совершенно ничего не значат пред лицем Его праведного суда?