4-1 Сотрудничество Ангелов

Пасха

Классический пример сотрудничества Ангелов можно найти в описании первой пасхи. В Исх 12,23 говорится, что пасхальный Ангел “пройдет... мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения”. Губитель - это тоже Ангел, ибо в Пс 77 говорится о “злых ангелах”, которые принесли бедствия, одним из которых было поражение первенцев. В Иер 51,2 те же Ангелы называются “веятелями”, которые посылаются Богом для поражения Вавилона, в книге же Откровение говорится, что Вавилон был поражен одним Ангелом. Об Ангелах так же можно прочитать: “о, Адонаи Господи! неужели Ты будешь губителем для остатка Израиля?” (Иез 9,8; евр.) Слова, “Ангел Господень да преследует их” (Пс 34,6), написаны с мыслью о том же Ангеле. Возможно, “первенцем смерти” в Иов 18,13 является тот же Ангел губитель. Иов 33,23 в переводе 70-ти: “Если будет тысяча Ангелов смертоносных...” (см. церковнославянский). О том же самом Ангеле губителе говорится, как об Ангеле, наказывавшем Израиль за непослушание в пустыне, когда “некоторые из них роптали и погибли от истребителя” (1Кор 10,10). Итак, в первую пасхальную ночь один из Ангелов был послан для исполнения одной исключительной миссии, истребить первенцев в Египте, выполнить поставленную перед ним задачу, не взирая ни на что, даже, например, несмотря на то, были ли это послушные Израильтяне или нет. А потому так же необходимо было присутствие, возможно, более могущественного Ангела, сильнее “губителя”, который бы не дал погубить верных Израилевых. Само собой, что Бог мог бы и усложнить задачу Ангелу-губителю, поручив ему не убивать евреев, однако, как кажется, Богу более угодно действовать среди Ангелов, да и среди нас, именно так, чтобы кто-то исполнял что-то одно, сотрудничая в любви с теми, кто исполняет Его волю в какой-то другой области, будь то Ангелы, или святые.

В Иез 20,8-14 об этом Ангеле-губителе сказано больше: “никто не отверг мерзостей от очей своих и не оставил идолов Египетских. И Я сказал: изолью на них гнев Мой, истощу на них ярость Мою среди земли Египетской. Но Я поступил ради имени Моего, чтобы оно не хулилось перед народами, среди которых находились они и перед глазами которых Я открыл Себя им, чтобы вывести их из земли Египетской. И Я вывел их из земли Египетской и привел их в пустыню, и дал им заповеди Мои... дал им также субботы Мои... Но дом Израилев возмутился против Меня в пустыне... Но Я поступил ради имени Моего, чтобы оно не хулилось перед народами”.

Ангел-губитель прошел по всей земле Египетской убивая первенцев. Он хотел погубить также и евреев за то, что они не оставили идолов Египетских, ибо они были готовы взять их с собой при исходе из Египта (Исх 13,17 и Деян 7,43 поддерживают эту мысль). “Я - здесь Бог являет Себя в пасхальном Ангеле - поступил ради имени Моего” (ст 9), не дав Ангелу-губителю, развернуться со всей мощью. Он помнил как Он “открыл Себя им в земле Египетской” в горящем кусте, и сказал, что “Я Господь Бог ваш!” (ст 5). “Но око Мое (пасхального Ангела) пожалело погубить их; и Я не истребил их в пустыне” (ст 17) - т.е. он не позволил Ангелу-губителю истребить их ни в пасхальную ночь в Египте, ни в пустыне. Обратите внимание на то, как Бог говорит одновременно о желании истребить их и о том, что Он поступал ради имени Своего (которое было наречено на Ангеле), дабы этого не произошло. Похоже имеет смысл понимать все это так, что в то время одновременно действовали два могучих Ангела, за которыми может быть стояли другие Ангелы, хорошие и злые (приносящие бедствия), представлявшие их на небесах.

В 1Кор 10,10 говорится об Ангеле-истребителе, наказывавшего Израиль в пустыне. В Пс 77,49 говорится, что это было сделано посольством злых ангелов. В Откр 9,14 упоминается один Ангел, который, возможно, обладал властью над другими Ангелами, исполнявшими его волю в отношении нас. Один Ангел обладает властью над другими подвластными ему Ангелами, которые доставляют зло тем, кто был отвержен Богом. Очень может быть и так, что их услуги смогут пригодиться в грядущем осуждении последнего дня. Возможно, что множественное число злых ангелов в Пс 77,49 исключительно верно, а “истребитель” из 1Кор 10,10 является их начальником. Этого Ангела можно назвать и “сатаной”, ибо именно он приносит бедствия, как и в книге Иова, где говорится об одном особенном Ангеле, приносившего зло, но в сотрудничестве с другими.

Ангелы у Иезекииля

Ранее упомянутые Ангелы-хранители Иерусалима из Иез 9, являются еще одним хорошим примером на этот счет. “И сказал ему (человеку, одетому в льняную одежду) Господь (Ангел): пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. А тем (другим Ангелам) сказал... идите за ним по городу и поражайте” (ст 4,5). Так что и здесь, как и в случае на пасху, один Ангел охраняет, а другой исполняет определенное осуждение, и каждый делает исключительно одно, порученное ему дело. Эта мысль отражается и в Иез 20,17, где Бог говорит об Израиле в пустыне, что “око [Его] (а очи Божии, пребывающие на всяком месте на земле, это Ангелы) пожалело погубить их; и [Он] не истребил их в пустыне”. Когда Бог давал Израилю Ангела, носящего Его имя (Исх 23), Он предупреждал, “что Он не простит греха” и скоро накажет их за совершенные преступления. Думаю, что этот-то Ангел и был тем “губителем-истребителем”, шедшим с ними, в то время как Ангел из Ис 63, который “по любви Своей и благосердию Своему... искупил их, взял и носил их во все дни древние” (ст 9), был Ангелом, о котором мы читаем в Иез 20, который “не истребил их”, или же не отдал их во власть Ангела-губителя. Предположительно, что милосердный Ангел был могущественнее Ангела праведного гнева и осуждения, Ангела-губителя, действия которого разрешались лишь время от времени, от случая к случаю лишь тогда, например, когда народ начинал роптать, как о том написано в 1Кор 10,10. А это уже отражает основные качества Самого Господа Бога, главным из которых является милосердие, ибо в Нем “милость превозносится над судом”. Так и среди нас, среди будущих элохим, существуют такие “истребители”, которые искренне всеми доступными способами стремятся к наивысшим требованиям Божиим, а так же и Ангелы милосердия, которые так же, как и они, стремятся к тем же наивысшим требованиям, но не прибегая при этом к крайним мерам. И вот, что удивительно, Бог прославляется как в том, так и в другом случае. Оба типа элохим искренни, никто из них не заблуждается, ибо каждый из них исполняет волю Божию так, как заповедано лично ему.

У Даниила

В Дан 10 несколько раз встречается слово “укреплять”. Так Ангел, “укреплявший” сначала Даниила, потом говорит, его самого так же “поддерживает” (то же евр. слово) Михаил, другой Ангел (Дан 10,21). Однако этот же Ангел также говорит о Михаиле, что он “с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою (то же евр. слово) и подкреплением” (Дан 11,1). Так что получается, что Ангел, укреплявший Даниила, помогал другому Ангелу, Михаилу, тем, что подкреплял его, который в свою очередь подкреплял его самого. Очень может быть, что это является тусклым видением того, как мы будем жить и общаться между собой в веке грядущем.

Ангелы и Ассирия

Иногда, с человеческой точки зрения, подобное сотрудничество выглядит нелепым, однако именно так, через наше, по образу Ангельского, сотрудничество в любви и происходит прославление Бога. Считается, что 13-я глава Исаии, написанная о падении Вавилона, более подходит к описанию поражения Ассирийского войска Сеннахирима во времена Езекии, ибо слова, “Ассирия” и “Вавилон” в Писаниях являются словами заменяющими друг друга(1). Так в ст 3,4 читаем об Ангелах, призванных совершить осуждение над Израилем, как они выстраивают Ассирийские войска против Иерусалима: “Я дал повеление избранным Моим и призвал для [совершения] гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем... орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю... Господь Саваоф (Ангелов) обозревает боевое войско”. Однако в Ис 37,36 четко написано: “И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч”. Получается, что одни Ангелы были посланы, чтобы привести Ассирийцев, тогда как другие для того, чтобы поразить их. Об одних говорится, как о войске, как об орудии гнева на землю Израилеву, о другом же Ангеле, как об “истребителе” их. Так что здесь мы видим совершенную картину путей Божиих, являющую, так сказать, единство борьбы противоположностей.

Эта мысль заставляет предположить существование двух групп Ангелов: Ангелов зла (Пс 77,49) и Ангелов добра, которых, как тех, так и других, создал Бог, что и подчеркивается в Ис 45,5-7. И все же тут мы утверждаем, что Ангелы зла никоим образом не являются сборищем грешников. Возможно, как раз об этой разнице между Ангелами намекается во 2Пар 18,18, где “все воинство небесное стояло по правую и по левую руку... Господа, седящего на престоле Своем”. Само собой, что нам не известно в точности, каким образом сотрудничают эти Ангелы между собой, а потому, именно по этой причине читающие Библию сталкиваются с трудностями толкования и понимания действий непонятных “темных сил”, на существование которых намекается в Писаниях (например, злые духи, силы зла, освобождаемые в конце Откровений и т.п.), а также очевидное преувеличение силы праведности, о которой так намеренно подчеркнуто говорится в Псалтири и в Новом Завете. Похоже, если за всем этим не усматривать действий Ангелов, эти понятия так останутся большой загадкой для человечества.

Обладая ограничением в познании, Ангелы могут совершать и не до конца продуманные, поспешные поступки. Так в Иов 4,18 говорится, что Бог и “в Ангелах Своих усматривает недостатки”. Бог употребляет сотрудничество Ангелов для того, чтобы сдерживать одних другими, ибо каждый из них зачастую зависит от мнения своих сотрудников, с помощью которых осуществляется задуманное. Пример тому находим в Откр 9,13-15: “и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника (т.е. голос обитавшего там Ангела?)... говоривший шестому Ангелу... освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год...” Похоже, что здесь нет веских причин полагать, что здесь, как и в остальных многих местах Откровения, речь идет не о буквальных Ангелах. То, что они были “освобождены” говорит о том, что они были “связаны”, не могли действовать, как будто им мешал в этом, “шестой” Ангел, приготовлявший их на определенное время.

Хождение по пустыне

Стоит внимательно приглядеться к Ангелу, который вел Израиль через пустыню в Ханаанские земли, и перед наши взором вырисовывается совершенная картина. В книге Исход под словом “Господь” часто подразумевается, а также не менее часто не подразумевает Ангел, о котором говорится в Исх 23. Так в Исх 23,21 об Ангеле говорится, что он не простит их грехов, тогда как в Исх 32,30-32 рассказывается, как Моисей восходит к Господу (к Ангелу) на гору, чтобы умолить Его простить грех народа с золотым тельцом. “Господом” на горе должен был быть Ангел, ибо Моисей видел его спину, а, как известно, Самого Бога “никто из человеков не видел и видеть не может” (1Тим 6,16). “Бога не видел никто никогда” (Ин 1,18). “Господь” же на горе дал Моисею закон, хотя в другом месте сказано, что закон был “преподан через Ангелов”. Ангел на горе говорит: “Вот Ангел Мой пойдет пред тобою” (Исх 32,34) в Ханаан. Получается, что здесь один Ангел посылает другого. Более подробно об Ангелах в этой части Писаний мы поговорим позже, сейчас же стоит лишь обратить внимание на то, что перед Израилем, дабы приготовить ему путь в Ханаан, был послан Ангел. Точно так же и в Исх 23,27 Бог говорит: “Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь” (ужас = страх). Но и Иаков, когда говорил о присутствии Бога Авраама в своей жизни, называл своего Ангела-хранителя, избавлявшего его от всякого зал (Быт 48,16), страхом Исаака (Быт 31,42,53). Так что “страх”, “ужас” Божий напрямую связан с Ангелом, а потому Бог послал ужас Свой, Своего Ангела перед Израилем, чтобы ввести его в Ханаан, как о том ясно сказано в Исх 23. То, что в Быт 21,17 мы читаем об “Ангеле Божием”, об Ангеле Элохима, лишь подтверждает, что одни Ангелы могут быть вестниками другого Ангела Элохим, а это говорит о существовании на небесах некоего рода иерархии.

В других местах Бог говорит что страх и ужас среди Хананеев пред лицом Израиля, которые должны были ослабить руки их, должны были вызвать, посланные перед Израилем “шершни” (Вт 7,20; Нав 24,12). Видимо это были Ангелы, наводившие ужас на Ханаанские племена, возможно тем, что наущали Египтян нападать на них, тем самым подрывая их благосостояние(3).

Откровение изобилует примерами общения и сотрудничества Ангелов между собой ради исполнения воли Божией. Так, например, в Откр 16,4 один ангел говорит о мудрости, явленной другим Ангелом в том, что тот сделал: “Ангела вод(4)... говорил (третьему Ангелу из ст 4): праведен Ты... потому что так судил”. О том же, хотя и не столь явно, говорится и в другим местах Писаний, особенно, в Бытии, классический пример чему можно найти в Быт 1,26: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему”. Здесь Ангелы принимают, как и в случае с Вавилонской башней, общее решение: “И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие (как будто Господу Богу и так, без более близкого обозрения, не было видно всё, а потому речь здесь идет не о Нем, а об Ангелах)... сойдем же и смешаем там язык их” (Быт 11,5,7). В Быт 18 описан разговор Ангелов о том, как им лучше исполнить порученное им дело в присутствии одного из святых: “Авраам же пошел с ними (с Ангелами), проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!... ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя...” (ст 17-19). Возможно, этот разговор не был слышан Авраамом. Кто знает, о чем между собой переговариваются наши Ангелы-хранители, когда мы сидим с Библий в руках, во исполнение воли Божией, размышляя о том, как лучше открыть нам свое знание о том, как мы будем вести себя в будущем? Херувимы и животные являются образами Ангелов. Четыре Ангела, или четыре группы Ангелов, составляющих херувим, обладают “соприкасающимися” одно к другому крыльями, где слово “соприкасаться” в других местах означает и переводится, как “целовать” (Иез 3,13). Ангелы, которые, несмотря на то, что и “шли [каждый] по направлению лица своего”, шли не конфликтуя между собой, ибо “куда дух хотел идти, туда и шли”. И такому сотрудничеству в любви Ангелов в Писаниях придается особое внимание.

Сотрудничество Ангелов: выводы

Стоит немного поразмышлять о том, что когда о Боге говорится, что Он “вспомнил” что-то, то это, конечно же, говорится об Ангелах, обладающих ограниченной памятью, а потому и нуждающиеся в напоминаниях. Когда Бог “вспоминает”, Он часто начинает делать то, что требует активного участия других Ангелов, как будто один Ангел, который вспомнил, начинает командовать другими Ангелами. Хотелось бы знать, относится ли это также и к случаю, когда Бог “вспомнил” о Ное в ковчеге, и навел “ветер” на землю, чтобы удалить с нее воду? Если да, то это означает, что Ангел, который творит “ангелами Твоими духов (ветры)”, послал другого Ангела, во власти которого были эти ветры. Мысль о наличии Ангела, которому повинуется ветер и другие проявления природы, более отчетливо видна в книге Иова. Позже мы еще поговорим о том, что когда речь идет о раскаянии Бога и о изменении Его воли, то в таких случаях говорится об Ангелах, и о их ограниченных возможностях.

На деле же все это подталкивает нас более внимательно смотреть на то, как Ангелы действуют в нашей жизни, ибо было бы очень интересно посмотреть, как твой Ангел-хранитель просит помочь ему другого Ангела сделать что-то нужное нам. Таким образом, когда мы читаем о том, что “вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч [человек]”, или же: “и послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского” (2Пар 32,21), то мы думаем, что это был Михаил, Ангел и князь, стоящий за народ Божий, Израиль. Ну, а если защита Израиль является его прямой обязанностью, то не приходится сомневаться, что в это дело он втягивает и других Ангелов, которые начинают действовать (как о том показано во многих примерах в Откровении) по громогласному его призыву: “от гласа Господа в единственном числе) содрогнется Ассур, жезлом поражаемый” (Ис 30,31). Однако в других местах у Исаии, где рассказывается о поражении Ассирийцев, просматривается образ херувима, что подразумевает множество Ангелов, исполнявших волю Божию. И вот, что хорошо, если вдруг окажется, что нашему Ангелу-хранителю не хватает либо сил, либо власти даровать нам необходимое нам благословение, он может попросить помощи ему в этом другого Ангела так, как это было с Ангелом-хранителем Даниила, попросившего Гавриила помочь Даниилу понять видение, которое, как он знал, Даниилу так сильно хотелось знать (Дан 8,16). Очень может быть, что эта просьба Ангела-хранителя Даниила была ему не во благо, ибо, как кажется не совпадала с волей Божией, ибо в ст 27 говорится, что под конец объяснения Гавриила Даниил “изнемог, и болел несколько дней”, что он “изумлен был видением сим и не понимал его”. А из этого вытекает, что когда Гавриил говорил Даниилу: “Знай, сын человеческий...” - то, либо он заранее знал, что его объяснение ничуть не поможет Даниилу, либо без лишних вопросов просто повиновался Ангелу-хранителю Даниила.

Или же еще вариант - слова Гавриила в ст 17 означали, что Даниил сможет понять видение лишь в последние дни, как в Дан 12,4. В таком случае это означает, что в руках Ангелов в любое время находится духовное понимание тех или иных мест, доступное каждому из нас в отдельности, как и всему народу Божию в целом, примерно так же, как то происходило, когда Ангелы рассуждали между собой: “утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!” И это должно быть было причиной такого множества различных толкования Откровений, которые в различные времена выдвигал истинный народ Божий за тем, чтобы каждый раз святые своего времени черпали в нем огромное утешение и подкрепление, даже не взирая на расхождения в деталях толкований, ибо все эти толкования находятся в непосредственном ведении Ангелов.

Примечания

1) See H. A. Whittaker Isaiah (Cannock: Biblia, 1988).

(2) Horns are connected with Angels in Zech. 1:18; Hab. 3:4, and by the four horns on the altar suggesting reference to the Angel cherubim; see also Chapter 11.

(3) See J. Garstang, Joshua-Judges (Constable, 1931) for copious details on this.

(4) Этот Ангел, имеющий власть над “водами”, наводит на мысль, что воды потопа, или же бездны, хвалящие Бога (Пс 41,8; 148,7), воды, убоявшиеся Бога (Пс 76,17; Авв 3,10), а также большие воды, удержанные во время сетования (Иез 31,15), являются все тем же Ангелом. Ибо как еще можно объяснить эти чувства, если они не относятся к буквальному “Ангелу вод”?