Глава 9: Ангелы и Иов
Мы уже высказывали предположение, что сатаной Иова был Ангел, ибо будь он человеком, тогда почему о нем больше ни слова не упоминается дальше? Если же это был Ангел, желавший понять причины такой высокой духовности Иова, тогда становятся понятными многие места, где говорится о том, что все испытания приходят от Бога. Если мы не признаем в сатане Иова Ангела, тогда многое в этой книге становится непонятным. Понимание того, что в книге Иова многое говорится об Ангелах, возможно дает основной ключ к пониманию этой загадочной книги. Надеюсь, что последующие замечания помогут лучше разглядеть как самого Иова, так и пути Божии. И начнем мы прежде всего с дополнительных доказательств того, что сатаной в книге Иова был Ангел.
Ангел-сатана Иова говорит, что он “ходил по земле и обошел ее”. На еврейском языке здесь игра слов, ибо “сатан” (сатана) и “шаут” (ходить, обходить, проходить) звучат почти одинаково. У Персидских царей также были на службе люди, чьей обязанностью было обходить землю, дабы следить за настроениями, царящими среди народа. И это было очень хорошо известно читателям Ветхого Завета. А из этого вытекает мысль о том, что в Царстве Божием существует нечто похожее, однако в нем эту работу, обходить всех, чтобы всё видеть и знать, исполняют Ангелы(1).
Иов очень часто говорит о своем желании предстать на суд пред Богом, дабы защитить себя и оправдаться пред ложными обвинениями. Обратите внимание на Иов 13,3,19,22; 19,6-11; 23,3-5; 31,35-37: “Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом... Кто в состоянии оспорить меня?.. Тогда зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне... О, если бы записаны были слова мои!.. Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью. Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда. Он преградил мне дорогу... Кругом разорил меня, и я отхожу... Воспылал на меня гневом Своим и считает меня между врагами Своими... О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне... Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне, и чтобы защитник мой составил запись”.
Обратите внимание, что Иов видит в Боге своего противника, своего “сатану”. Да и сама книга Иова начинается с описания небесного совета, на котором выступает “сатана”, противник Иова. Совершенно ясно, что Иов думал, что Бог и “сатана” одно и то же, а потому нет никаких причин сомневаться в том, что этим “сатаной” был один из являвших собой Бога Ангелов. Книга Иова заканчивается описанием встречи Самого Господа Бога в буре с Иовом, когда Он обвиняет Иова в слабости и несостоятельности его “дела”, однако по великой милости Своей и на удивление всем, оправдывает его.
Ангел-сатана
В Иов 2,5 сатана просит Бога: “Простри руку Твою”. Рукой же Божией, как правило, называются Ангелы. Бог принимает предложение сатаны и говорит: “Вот, он в руке твоей” (ст 6). Получается, что “рука” сатаны, или же Ангела, являются “рукой” Божией, и Иов, похоже, видит в своих бедах эту “руку” - Иов 2,5,6,10; 6,9; 10,7; 19,21; 27,11; 28,9. В Иов 12,9 написано о том, что он каким-то образом чувствовал, что та же рука, которая сотворил этот мир (а его сотворили Ангелы), тяжко легла и на него самого. “От духа Его - великолепие неба; рука Его образовала быстрого скорпиона” (Иов 26,13). Так что для Иова рука Божия и Его дух - одно и то же - рука сатаны. Ну, а то, что эта рука и дух больше подходят Ангелу, нежели человеку, видно невооруженным глазом, ведь “великолепие неба” было сотворено руками Ангелов. Иов понимал, что все его несчастья пришли к нему от руки Божией, но он также еще знал, что Он не может убить его: “Ты сделался жестоким ко мне, крепкою рукою враждуешь против меня... Верно, Он не прострет руки Своей на дом костей” (Иов 31,21,24). А это является точь-в-точь кратким содержанием сути испытания сатаны, которому было сказано: “Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги”. Зло к Иову пришло от руки Божией (Иов 2,10), а это напоминает не о людях, а о посольстве “злых Ангелов” (Пс 77,49). Так же и Киру было дано знать, что любое зло, любая беда (не исключая и “сатану” человеческого происхождения) приходит от Бога (Ис 45,5-7). Иов почитал Бога своим врагом, своим неприятелем (Иов 16,9), видя в Нем своего “сатану”, однако почти со сто процентной уверенностью можно утверждать, что в патриархальные времена верующие смотрели на Бога через являвших Его Ангелов.
Книга Иова полна мест, говорящих об ограничении возможностей Божиих, что указывает на то, что здесь говорится об Ангелах. Например, “Он ныне же встанет над тобою...” (Иов 8,6). “Что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне... Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня” (Иов 10,6,9). Иов жил во времена патриархов, когда явление Ангелов было не редкостью, а потому и он, и его друзья должны были видеть Бога через являвших Его Ангелов.
Сначала Господь спрашивает сатану: “Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?” (Иов 2,3), однако позже Иов жалуется Богу: “Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое” (Иов 7,17). Так что получается, что Иов видел в Боге (очень может быть, что и через Ангела) Того, Кто обратился против него, хотя немного раньше говорится, что это был сатана. “Сатаны” от человеков не могли бы принести столь много и столь тяжких бед, а потому Иов не особо-то и жалуется на них. Иов больше говорит о тех бедах, о том “внимании”, которое ему оказал Ангел-сатана. Тем же, кто утверждает, что в 7-й главе книги Иова говорится о сатане человеческого происхождения, достаточно указать на стихи 17 и 20: “Что такое человек, что Ты столько ценишь его... страж человеков!” В этой же главе есть несколько слов, сказанных о буквальном передвижении Бога, что, опять-таки, говорит об Ангелах: “посещаешь... испытываешь... оставишь... отойдешь” (ст 18,19).
“В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло” (Иов 5,19). В Пс 90,10, как кажется, подразумевается эти слов: “не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему”. В Пс 90 записано наставление Моисея, данное им Иисусу Навину о том, что Ангел-истребитель, шедший с ними в пустыне не причинит ему вреда, если Господь Бог “Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих” (ст 11). Так что получается, что и Моисей видел, что в Иов 5,19 говорится о зле, которое приносят “злые Ангелы” (что подтверждается в Пс 77,49), или же Ангел-сатана, через которого на Иова пришли все беды.
И, конечно же, решающим является то, что в Иов 38,7 под “сынами Божиими” подразумеваются Ангелы, названные также “сынами Божиими” в Иов 1,6, между которыми был и сатана.
Дополнительные доказательства
Подобное понимание книги Иова позволяет шире и глубже взглянуть на отношения человека с Богом через явление Его в Ангелах.
- Иов 2,4: “кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него”. Слова, “кожа за кожу” - чисто человеческое выражение, возможно основанное на товарообмене шкурами. Говорит ли это о том, что только Ангелу-сатане присуще разговаривает с Богом грубым человеческим языком, или же все Ангелы в общении с Богом употребляют человеческие обороты речи? Мы, как и многие верующие, о которых рассказывается в Библии, склонны говорить метафорами, так почему бы той же склонностью не могут обладать и Ангелы? Сильный Ангел из Откр 18 называет Вавилон “жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу” (ст 2), говоря точно так же, как если бы он говорил о бесноватом.
- Иов 2,3: “Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?” - спрашивает Бог Ангела. Похоже, что этот Ангел-сатана Иова не был его Ангелом-хранителем, ибо если бы он был им, то, конечно же, обращал бы на него внимание. А это значит, что и другие Ангелы, помимо наших Ангелов-хранителей, могут принимать участие в нашей жизни. Или же это значит, что на протяжении жизни наши Ангелы-хранители меняются? Вопрос сатаны: “Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него?” (Иов 1,10) - мог быть задан, в данном случае, другому Ангелу, Ангелу-хранителю Иова. И все же позже Иов причиной всего доброго и злого в своей жизни называет Бога. Таким образом на время испытаний Иова место его Ангела-хранителя занял Ангел-сатана.
- Бог упрекает сатану: “А ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно” (Иов 2,3). А это говорит о том, что Ангелы могут убедить Господа Бога сделать то, что в виду их ограниченных духовных возможностей предвидения, лучше было бы не делать (что часто происходит и с нами, когда мы настойчиво просим о чем-то Бога через своего Ангела-хранителя). Если Господь Бог соглашается, то Он “утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих (Ангелов) посланников” (Ис 44,26). А потому и жизнь Иова была в буквальном смысле “погублена”, ибо этому Ангелу удалось привести в исполнение желаемое, ибо он побудил Бога сделать то, что ему хотелось, побудил Его так же, как человек возбуждает в Боге гнев Его.
- Иов 1,7,8: “обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле?” Бог знал, что Ангел-сатана скажет Ему в ответ, а потому таким образом заставлял Ангела задуматься о верующем, о человеке, дабы через это возросла духовность самого Ангела. А это все еще и все так же необходимо, даже несмотря на то, что их чувства и были уже приучены навыком к различению добра и зла, так как познание добра и зла, которым обладают Ангелы, является тем же самым познанием, которым обладаем и мы, ибо Ангел сетовал в Едеме, что “Адам стал как один из Нас, зная добро и зло” (Быт 3,22). Однако, несмотря на свои переживания, мы, к сожалению, все так же очень мало знаем о том, как Бог действует через зло. Некоторые, в особенности ничего не знающие об истине, вообще не представляют себе этого, и все же, благодаря своему врожденному естеству, мы имеем смутное представление об этом, такое же смутное, как было и у Ангелов в Едеме, которые так же вкусили от того же дерева добра и зла, от которого вкусил Адам. А потому становится понятной причина, почему и Ангелам необходимо духовное возрастание.
- Иов 5,7: “человек рождается на страдание, [как] искры, чтобы устремляться вверх” - написано тем же языком, что и о Ангеле-херувиме, а это говорит о том, что все беды в нашей жизни привносятся Ангелами.
- В Иов 7,17-20, как уже об этом говорилось выше, говорится об Ангелах, а потому стенание Иова, “завтра поищешь меня, и меня нет”, говорит о том, что Ангел не сможет причинить ему больше страдания (“посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его” - ст 18), потому что он ляжет в прахе и его не будет, так как Иов думал, что умрет в эту ночь. Таким образом видно, что Иов понимал ограниченность возможностей Ангела-сатаны. Так же обратите внимание на то, как Иов просит Ангела простить его грех и снять с него его беззаконие. Если такой властью обладали Иисус, Петр и Апостолы, то ею же мог быть наделен также и Ангел - именно по этой причине, как знамение прощения грехов Израиля, осиял все вокруг Ангел в день очищения.
- Иов 23,3: “О, если бы я знал, где найти Его” - звучит так, как будто Бог буквально присутствовал где-то на земле, а это намекает на то, что Иов встречался с Ним в образе Ангела.
- Иов 10,11,12: “кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой”, - сетует Иов. Здесь слово “скрепил” то же самое еврейское слово, что и “оградил” которое использует сатана в разговоре с Богом об Иове. Возможно, что Иов слышал об этом как от Ангела, так и от Самого Бога. Так что Иов здесь говорит, что единственной его оградой, единственной его защитой осталось его тело, его плоть. В Иов 3,23 и Иов 19,8 это “ограждение”, похоже, понимается как ограниченность духовных чувств, как будто Иов, как и Павел, был научен своим грешным и тленным телом, что такое славное откровение сынов Божиих (Ангелов). Иов понимал, что в любой момент его жизнь находится в руке у Ангела: “попечение Твое (Ангела) хранило дух мой”. Мы уже предполагали, что Ангелы, будучи духовными созданиями, дают и отнимают дух жизни нашим телам, а потому Иов тем самым как бы хотел сказать: “Ты (Ангел-сатана) говоришь, что я огражден со всех сторон благословениями. Однако сейчас моей защитой является только вот это больное тело. Единственно, что ты сейчас можешь сделать, не трогать мою душу, мою жизнь, ибо только так ты можешь и дальше продолжить мучить меня”. И это вполне понятно, если принять во внимание положение Иова.
- Иов 14,3: “И на него-то Ты (Ангел) отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою?” Похоже, здесь говорится об ощущении Иова близкого присутствия Ангела, ибо он спрашивает Бога о причинах такого повышенного интереса к нему, о причинах того, почему Бог посылает к нему Своих Ангелов, устремляя на него Свои очи, почему Бог просил Своего Ангела обратить “внимание на раба Моего Иова”? Когда Иов просил Бога отойти от него, он тем самым еще подразумевал, чтобы Он не смотрел на него (Иов 7,8,19 и проч.), а эти слова более приемлемы, если они сказаны об Ангелах, об очах Божиих, от которых, как понимал Иов, и зависели все его несчастья.
- Иов 14,5: “дни ему (человеку) определены, и число месяцев его у Тебя” - сказано ли это об Ангеле “учетчике” из Дан 8,13, в чьей власти находятся времена и сроки?
- Иов 16,9: “Гнев Его терзает и враждует против меня, скрежещет на меня зубами своими; неприятель мой острит на меня глаза свои”. Из текста видно, что Иов почитает Бога за своего врага, а как мы уже ни раз видели, глазами Его являются Ангелы.
- Иов 19,8: “Он (Ангел) преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму”. Это удивительнейшим образом напоминает Ангела-сатану, преградившего путь Валааму (Числ 22,22-27). Между Иовом и Валаамом много общего: оба они были пророками (в случае с Иовом - Иов 4,4; 23,12; 29,4 ср. с Иов 15,8; Ам 3,7; Иак 5,10,11); у обоих были настоящие трудности в понимании путей Божиих; оба были недовольны действиями Божиим (Ангела) и оба услышали от Бога упрек за то, что полностью не сознавали, что все в природе этого мира находится во власти и под надзором Ангелов. Думаю, что общность между Иовом и Валаамом можно было бы продолжить.
- Иов 19,26: “и я во плоти моей узрю Бога”. В Ветхом Завете существует множество примеров того, в какой ужас приходили люди от мысли, что они своим глазами видели Бога, и первыми приходят на ум Маной и Исаия. А потому мало вероятно, чтобы Иов хотел видеть глаза в глаза Самого Господа Бога. Скорее всего здесь Иов говорил о Боге в лице Ангела. То же самое можно сказать и о Иов 42,5: “Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя”. Очевидно, что Иов чувствовал, что теперь он намного лучше понимает то, что происходило с ним по воле Божией и по вине Ангела-сатаны.
- Иов 20,29: “Вот удел человеку беззаконному от Бога и наследие, определенное ему Вседержителем!” - определенное Богом исполняется Ангелами.
- Иов 21,9: “Домы их безопасны от страха (ср. с домом Иова, падшим от ветра, посланным Ангелом-сатаной), и нет жезла Божия на них”. Чуть раньше Иов умолял: “Да отстранит Он от меня жезл Свой, и страх Его да не ужасает меня” (Иов 9,34). “Страх Божий” - это об Ангелах, как и жезл Его, ибо жезл сейчас находился в руке Ангела-сатаны.
- Иов 26,13: “От духа Его - великолепие неба; рука Его образовала быстрого скорпиона”. Здесь дух Божий приравнивается к Его руке, одно и то и другое часто связано с Ангелами, что дает еще одно лишнее подтверждение тому, что этот мир был сотворен руками Ангелов.
- Иов 34,18: “Можно ли сказать царю (Богу): ты - нечестивец, и князьям (Ангелам): вы - беззаконники?” Здесь Елиуй, говоря от лица Божия, упрекает Иова в незаслуженном обвинении Ангелов, виновных в его несчастьях.
- Иов 38,22: “Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града?” Из этого вопроса видно, что Бог входил и видел, и исследовал Свое же собственное творение, что больше подходит Ангелам, а не Самому Господу Богу.
- Иов 6,9,10: “О, если бы благоволил Бог сокрушить меня, простер руку Свою и сразил меня... ибо я не отвергся изречений Святаго”. Мы уж говорили о том, что рука Божия была рукой Ангела-сатаны, которому было запрещено “сокрушить” Иова, чего так хотелось не только ему, но и самому Иову. Иов приравнивает здесь сатану Святому, что также является языком, которым говорится об Ангелах. Иов, будучи пророком (см. комментарии на Иов 19,8), должен был получить откровение от Ангела, изречений которого он не отрекся.
- Иов 1,14: “И [вот], приходит вестник (евр. “малак”) к Иову” и рассказывает о новых бедах, которые учинил ему Ангел-сатана. Было бы вполне логично, если бы слово “вестник” было переведено здесь, как “ангел”, ибо в этом месте почти все говорит о них.
- Иов 1,16,19 - здесь рассказывается о том, как отроки Иова погибают от ветра и огня - и то и другое образ явления Ангелов.
- Еврейское слово “шадай” (Всемогущий, Вседержитель) очень часто в Пятикнижии связано с понятием плодородия и изобилия всего доброго (Быт 17,1; 28,3; 35,11; 43,14; 49,25). Еврейское слово “шад” означает грудь. Упоминания Всемогущего в книге Бытие связаны с обетованиями, а как мы видели обетования давались Ангелами. Таким образом на Ангелов смотрели как на источник всех благ, что объясняет, почему в книге Иова так часто Бог называется “шадай”, а так же объясняет причину того, почему вся книга Иова посвящена ошибочному мнению о том, что от шадай человек получает только добро. Возможно, об этом написано в противопоставление истинного Бога всем богам плодородия народов, от которых они, по их мнению, могли получать исключительно одно только добро.
Так же очень может быть, что Ангел-сатана Иова являл собой трех друзей (сатаны) Иова. Из-за того, что он был образом их, Ангел-сатана высказывал их мысли так, как будто они были его собственные - сравните, например, мысли Елифаза (Иов 4,5) с тем, что говорил сатана (Иов 1,9,10).
Примечание
(1) This idea comes from Neil Forsyth, The Old Enemy: Satan And The Combat Myth (Princeton: Princeton University Press, 1987) p.114