> Оглавление >

1-1-4-1 Бичевание

1 Как только произносился приговор, распять – жертву раздевали до нага, привязывали к возвышающемуся не выше пояса постаменту и начинали бичевать. Иосиф Флавий дважды говорит, что обнаженное тело секли до тех пор, пока оно, изуродованное бичами, не повисало безжизненно на ремнях. 13 ударов спереди и 26 сзади. Возможно, что при этом счет ударам велся нараспев. Между зубов приговоренного часто помещалась металлическая пластинка, ибо были известны случаи, когда во время бичевания, люди перекусывали свой язык пополам. Джон Поллак (John Pollock) утверждает, что растянутую с руками над головой жертву, секли обнаженные рабы тройными кожаными бичами, в которые вплетались острые кости, а рядом стоял писарь, готовый записать признание(1).

Как правило, при бичевании “жертву привязывали к металлическим кольцам, располагавшимся на уровне колен так, чтобы бичуемый был согнут пополам, или же, если его секли привязанным к столбу, то руки связывались у него над головой. Возможно, секли с двух сторон двое, пяти-шести футов длины кожаными бичами с металлическими наконечниками. По мере бичевания, все тело жертвы, за исключением головы, ног и предплечий, покрывалось со всех сторон глубокими кровавыми рубцами... Ни бичевание, ни распятие не было в Римских традициях. Почему всё это выпало на долю Иисусу? Некоторые теологи полагают, что Пилат считал, что Иудеи могли удовлетвориться одним жестоким бичеванием Иисуса. Однако этого не произошло”(2).

Примечательно, но Евангелисты мало пишут как о бичевании, так и о распятии. Возможно, они чувствовали невозможность словами описать и то, и другое. Или же они, как и их читатели, слишком хорошо знали все подробности такого рода наказания... Тогда как нам остается лишь заполнять ненаписанное своим собственным воображением. Так, или иначе, но нам необходимо мысленно восстанавливать всё происходившее... Мы просто обязаны делать это ради Него. Возможно, что именно по этой причине, описание страданий Христовых так резко и так отрывочно. Взять, хотя бы, Мк 15,23-26: “И... распявшие... делили одежды... бросая жребий... и распяли... и была надпись”. Подобная, привлекающая внимание краткость, пробуждает воображение, побуждающее нас к сопереживанию. Марк, после того как он пишет, “и распяли Его”, продолжает: “С Ним распяли двух разбойников...” (Мк 15,27). Точно так же кратко распятие описывают и Матфей, и Лука. Все это наводит на мысль, что все Евангелисты стремились к тому, чтобы эти яркие наброски, вырастая в нашем воображении, становились полной картиной происходившего.

Обычно, когда секут, люди кричат, рассчитывая тем самым хоть как-то облегчить свою участь. Молчание Господа в данном случае было еще одним поводом для благоговейного изумления Его мучителей. На месте экзекуции, по словам Поллака, для крови делались специальные стоки. По ним уже стекала кровь двух злодеев, которых бичевали перед Иисусом. Ангел с небес взирал на эту кровь так же, как он взирал на жертвенную кровь с крышки ковчега между двух херувимов. Кровь Сына Божия, стекшая и смешавшаяся с кровью злодеев, была попираема истязателями точно так же, как обыкновенная кровь. Возможно, что именно об этом аспекте страданий Господа написано в Евр 10,29, где говорится о попрании Господа не почитанием святости Крови завета (ср. с распятием Господа снова и снова согрешающими верующими в Евр 6,6, где подразумевается прощение этого греха, при условии прекращения распятия). Буквальное пренебрежительное попрание крови Господней могло происходить лишь при бичевании. Некоторые писатели первого столетия замечают, что время жизни на кресте было обратно пропорционально жестокости бичевания, а потому относительно скорая смерть Господа может говорить (хотя и не обязательно) о безжалостно проведенной экзекуции. Когда Петр говорит о нашем исцелении “ранами” Его (1Пет 2,24), он употребляет греческое слово, указывающее на раны от бичевания. Возможно, что он либо видя, либо слыша о бичевании Иисуса Христа, увидел в нем образ страдающего ради нас “на древе” Господа. Считается, что кровавые капли пота Господа в Гефсимании были вызваны сильным нервным напряжением, при котором потовыделяющие железы начинают кровоточить, отчего кожа становится менее упругой и эластичной. А это значит, что и бичевание, и несение креста приносили Ему невыносимую мучительную боль. Потеря крови также вызывает озноб. Должно быть Господа сильно лихорадило в последние холодные и темные часы Его жизни, тем самым увеличивая и без того сильную боль, пропятых рук и ног.

Особое внимание уделяется преданию Иисуса Пилату. Некоторые моменты все Евангелисты описали почти слово в слово (Мф 27,26; Мк 15,15; Лк 23,25; Ин 19,16). Господь предсказывал о Своем предании так, как будто Он сильно боялся этого (Мк 9,31; 10,33), боялся когда Его объявят вне закона и Ему придется умереть. Ангелы напомнили ученикам: “Вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников” (Лк 24,6,7). Это ударение на слово “как” выражает сильное душевное волнение говорившего. В Рим 4,25 само предание Господа приравнено к Его смерти: “Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего”. В Евангелиях настойчиво подчеркивается предание Господа на распятие Пилатом, и так же настойчиво повторяется, что Пилат распял Иисуса... Хотя на самом деле это было сделано Богом (Рим 8,32). Также сказано, что Господь предал Сам Себя (Гал 2,20; Еф 5,2,25). Мало того, что о предании говорится довольно часто, так в этих местах к тому же еще и подчеркивается, что Он Сам Себя предал за нас. Предание Себя было необходимо для нашего спасения. Возможно, что именно эта минута предания Себя стала для Него самым большим искушением – ведь Он мог взять, снова пройти сквозь них и удалиться в Галилею. Улюлюкающая толпа наседала на Него, зная, что воля Пилата была совершенно подавлена ими... “Возьми, распни, распни Его!” – звенело в ушах. Это был конец. Какое же для Него было искушение еще раз взмолиться: “Да минует Меня чаша сия...” По современным меркам Иерусалим был небольшим городом, с населением не больше 10 000 человек. Должно быть через опухшие от побоев веки Он узнавал в толпе знакомые лица, узнавал тех, чьим детям помог Своими чудесами, узнавал тех, кто так недавно с изумлением слушал Его. О предании Иисуса Христа так сильно написано, что в нем должно быть заложено нечто особенно важное в жертве Господней. Ведь Он “предал Себя” не людям, а Богу (1Пет 2,23). Когда Он предавался еще раз в руки воинов среди волнующейся толпы, Он знал, что предается Богу. Довольно пугающая мысль, но и мы, по примеру Христа, тоже “непрестанно предаемся на смерть” (2Кор 4,11). Ибо нам предлагается, в принципе, достигать такой же жертвенности, какая была у Него в тот момент. Если приглядеться к 2Кор 4,10,11 более внимательно, то можно найти интересные параллели.

ст 10

ст 11

Всегда

Ибо мы живые непрестанно

носим в теле мертвость Господа Иисуса,

предаемся на смерть ради Иисуса,

чтобы и жизнь Иисусова

чтобы и жизнь Иисусова

открылась в теле нашем.

открылась в смертной плоти нашей.

Особенно бросается в глаза вторая параллель, ибо предание наше на смерть ради Иисуса является постоянным ношением в себе Его распятия. А это значит, что для Павла Его “предание” было самой главной частью, началом всех Его крестных страданий.

Примечания

(1) John Pollock, The Master (Victor Books, 1985), p. 160.

(2) Frank C. Tribbe, Portrait Of Jesus (New York: Stein and Day, 1983).