7-3 Хлебопреломление в Послании к Евреям
Предисловие
Иногда полезнее начать с вывода, а уж потом показать путь к нему. Лично я предполагаю, что Послание к Евреям является проповедью Павла перед хлебопреломлением в экклесии Иерусалима, которая затрагивала не только некоторые вопросы норм веры и морали, но также и вопрос требования Иудеев вернуться к закону Моисееву. Чтение вслух “Послания” занимает около 45 минут. Несколько последних стихов его, похоже были приписаны позже. Павел просит принять “сие слово увещания”, которое, по его словам, было не очень многословным (Евр 13,22), из чего можно предположить, что обычно “слово увещания” было намного больше. Вспомните, как Павел в Троаде “беседовал” во время преломления хлеба аж целую ночь (Деян 20,7-11). Нам не нравится когда брат безостановочно говорит и час, и два, однако очевидно в первом столетии (и в девятнадцатом тоже) мнение на этот счет было отлично от нашего. Позвольте сказать, что в продолжительной проповеди нет ничего вредного и неуместного, за исключением, пожалуй, только нашего неумения сосредотачивать свое внимание. Как мы уже говорили раньше, перед тем как отправиться в такое длительное путешествие спасения, нашим новым братьям необходимо основательно подкрепиться.
Также очевидно, что в первом столетии хлебопреломление совершалось по образу субботних собраний в синагогах. В Евр 13,17,24 о наставниках говорится так же, как о начальниках синагоги (ср. с Лк 8,49; 13.14; Деян 18,8). Каждую неделю в синагоге читалось что-то из Библии (ср. с нашим чтением Библии по Спутнику)(1), после чего прочитанное толковалось раввином, либо говорил еще кто-нибудь, у кого было “слово наставления” (Деян 13,15). Словосочетание “слово наставления” (или же увещания) встречается только в Деян 13,15 и Евр 13,22 и, очевидно, связано со служением в синагоге. Возможно, что и слова, “примите сие слово увещания”, где на самом деле вместо слова “примите” в оригинале стоит “потерпите”, также произносились после субботнего “наставления” в синагоге. А это также наводит на мысль, что Послание к Евреям было “словом увещания” при субботнем хлебопреломлении Иерусалимской экклесии, будучи комментарием еженедельного чтения (возможно о Мелхиседеке), которое Павел использовал для решения постоянно возникающих споров о смерти Господа Иисуса. А в этом Послание к Евреем является идеальной проповедью, ибо все оно посвящено делу Христову.
Послание к Евреям (почти половина его) также содержит много цитат и ссылок, перемешанных с комментариями и краткими наставлениями (например, отлучение лжеучителей в гл 12,15,16), которые вращаются вокруг жертвы Христа и нашем отношении к ней. Как и это Послание наши проповеди должны основываться на Библии. Послание на самом деле построено так же, как и любая проповедь: сначала повторяется стих из прочитанного перед тем отрывка, после чего следует комментарий, содержащий ссылку на Христа. Еще и еще раз в Послании к Евреям повторяется напоминание о будущем вознаграждении слушающих, которое утверждено тем, что совершил Христос (гл 4,9; 5,9; 6,10,19; 9,28; 10,34; 11,40; 12,10). Несомненно это должно содержаться и в наших проповедях, ибо надежда на Царство дана Христом каждому из нас.
Очевидное
В Послании к Евреям многое очевидно говорит о трапезе Господней. Вино - образ Крови нового завета. О самом же новом завете также говорится и в гл 8,10,11, тогда как слово “завет” встречается в Послании 19 раз, а слово “завещание”, связанное с заветом - 7 раз. О Крови завете недвусмысленно упоминается в гл 7,22; 8,6; 9,1; 13,20. В гл 12,24-26 Кровь завета уподобляется голосу, обращающемуся к нам, голосу, являющему Бога, голосу, который способен поколебать и небо, и землю. И такова в действительности, если вдуматься, власть Крови Христа, образно видимая в вине.
Слово “кровь” повторяется в Послании к Евреям 22 раза, 6 раз встречается слово “тело”, из них 4 раза речь идет о Теле Христа, и 24 раза слово “жертва”. Хлебопреломление было установлено ради воспоминания о принесенной Господом в жертву Своего тела и крови. И этому посвящено все Послание к Евреям. Однако помимо этого Павел одновременно говорит Иерусалимской экклесии о том, в чем она остро нуждалась - о том, что ради примирения с Богом следует избегать любых путей, кроме примирения с Ним через совершенную жертву Христову. О, если бы и мы обладали таким даром увещания - одновременно говорить о насущных проблемах, выстраивая и привязывая их к жертвоприношению Христа.
Причастие к Христу
В 1Кор 10,17,21 (в Послании, которое должно было быть известно Иерусалимской экклесии) говорится о причащении к хлебу при хлебопреломлении, о причащении к трапезе Господней. Но о причащении Христу также говорится и в Евр 3,14, что опять-таки подтверждает предположение, что Послание к Евреям первоначально посвящалось трапезе Господней. То же самое греческое слово встречается в Евр 12,8 (обще), ибо мы являемся причастниками страданий Христовых. Мы соучастники Христовы (гл 1,9), потому что Он воспринял, стал соучастником нашего естества (гл 2,14). Однако мы являемся причастниками Христа, “если только начатую жизнь твердо сохраним до конца” (гл 3,14). Всё это объединяется вместе когда мы причащаемся образов Христовых на вечери воспоминания. В этих образах, как утверждает Павел, нам необходимо причащаться к страданиям Христа, как и Он воспринял наше естество, дабы вместе с Ним стать участниками “в небесном звании” (гл 3,1).
Устный стиль
Обращения, типа, “давайте”, типичны для проповеди, произнесенной устно, и побуждают слушающих ее откликнуться на дело Христово. Видите, помыслите, уразумейте Иисуса (гл 2,9; 3,1; 7,4; 12,3) - обращения очень подходящие для проповеди перед совершением хлебопреломления. “О сем надлежало бы нам говорить много” (гл 5,11) - более уместно устному наставлению. Слова, “и можно сказать” (гл 7,9; перевод еп. Кассиана) - еще один пример того же. “Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения...” (гл 8,10) выглядят так, как будто делается ссылка на цитату из прочитано “прежде” свитка. “Главное же в том, о чем говорим, есть то...” (гл 8,1) - больше напоминает воспроизведение сказанного. “И, так сказать” (гл 7,9) - пример из той же области. В официальном Послании странно видеть слова, “некто негде” (гл 2,6), которые, однако, вполне уместны, когда проповеднику некогда заглянуть в Библию. Всё это больше походит на воспроизведение слышанной проповеди. “Слово утешения” было написано не многими словами. Или, как то читается в современном переводе: “Братья, я убедительно прошу вас терпеливо отнестись к этим словам увещевания, ведь мое письмо достаточно коротко” (Евр 13,22)(2). Из этого перевода гл 13,22, да и всех остальных современных переводов, видно, что Павла очень сильно поджимало время. На ту же мысль наталкивают и слова: “а над ним херувимы... о чем не нужно теперь говорить подробно... И что еще скажу? Недостанет мне времени...” (гл 9,5; 11,32). Подобные слова были бы совсем неуместны в написанном Послании, а вот для записи слышанной проповеди, они вполне подходят. Один из комментаторов Послания к Евреям заметил, что “ритмичная структура предложений со звучными образованьями сложных форм” Послания говорят о том, как будто это запись того, что было сначала услышано (M. R. Vincent in his Word Studies Of The NT).
“Давайте же через Иисуса всегда приносить Богу в жертву хвалу” (гл 13,15; радостная весть) - призыв, который можно услышать на хлебопреломлении. “Да приступаем... приближаемся... с дерзновением к престолу благодати” (гл 4,16; 7,19) - слова приемлемые для молитвы людей, собранных пред Богом перед тем как “приступить” к причастию образов трапезы Господней (приход к Богу - гл 11,6). Уделение особого внимания ходатайству Христа (гл 7,25; 9,24) было бы уместно для сплочения собрания верующих в их молитве и исповедании грехов. Призыв наставлять, увещевать друг друга (гл 3,13; 10,25) имеет особое значение, если он звучит непосредственно перед хлебопреломлением, ибо Павел как бы говорит, что его увещание необходимо не только сегодня, в субботу, но и в любой другой день, когда мы можем сами наставлять и утешать друг друга.
Испытание самих себя
Однако в этой проповеди помимо жертвы Господней, есть и еще одна постоянная тема - это предупреждение о вероятном отступничестве (гл 2,1-3; 3,12; 4,1; 6,4-8; 10,30,38; 12,15-17,25,27), о вероятности не почитания крови Христовой (гл 10,26-30), что в точности соответствует 1Кор 11,26-30, где содержится предупреждение, данное в связи с хлебопреломлением. “То сколь тягчайшему, думаете (опять стиль более подходящий к устному обращению), наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет” (Евр 10,29)? Стих напрямую связан с 1Кор 11,29, где содержится предупреждение об осуждении за неверное отношении к чаше Господней. Подчеркнутое выделение такой темы в 45 минутной проповеди не приветствовалось бы в западных церквах. Однако, чем больше мы вникаем в чудесное дело совершенное Христом, тем больше понимаем свою собственную слабость и никчемность, а также свою необходимость “держаться”, быть причастными Ему. Вот почему нам нужно испытывать себя при хлебопреломлении (1Кор 11,28). “Если только” - еще одна аналогичная тема (гл 3,6,14; 4,14; 10,23). Тут и там в этой проповеди мы находим краткие, специфические предупреждения, которые были несомненно очень необходимы тем, кто тогда слушал ее. Удивительно, что Павлу удалось все это вместить в 45 минут. И все же у него это получилось. Обратите внимание на то, что все наставления в Послании к Евреям, все утешения и предупреждения вырастают из главных, основополагающих начал, особенно относящихся к очищению. Так, например, то, что Христос является нашим первенцем, одним из нас, Павел обращает в наставление о единстве тех, Первенцем которых Он является (гл 2,11).
Слова, “смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного” (гл 3.12) были бы уместным призывом к испытанию самих себя перед хлебопреломлением. “Посему да приступаем с дерзновением... чтобы получить милость и обрести благодать” (гл 4,16) - уместно в том же случае. Напоминание о том, что Христос видит нас, что Он испытывает нас, должно было побуждать к более внимательному испытанию самих себя (гл 4,12). Павел напоминал слушавшим его об их первоначальном обращении (гл 3,6,14; 6,11; 10,22,32) точно так, как праздник Пасхи должен был напоминать народу о его духовном начале в Чермном море (ср. с крещением), побуждая его к испытанию самих себе. Он утешал напоминанием о том, что во власти священника Христа находится даже очищение нашей совести (гл 9,14; 10,2.22), что кровь нового завета может удалить с совести любой порок (ср. гл 10,22 с гл 9,20). Потому-то Павел и призывает с чистой совестью приступать к образам трапезы Господней, призывает приближаться к Богу, призывает к общению с Ним. И опять мы здесь видим необходимость перед хлебопреломлением испытания самих себя.
Обосновав необходимость для испытания, Павлу было легче упрекнуть их, например, в том, что они “сделались неспособны слушать” (гл 5,11-14; 12,5). Однако в то же самое время Павел говорит и о своей уверенности в них, например, “мы надеемся, что вы в лучшем [состоянии]” (гл 6,9; 10,38,39). И это важная часть наставления, ибо очень важно, чтобы слушающие проповедь знали, что мы почитаем их за своих братьев и сестер и обладаем одной и той же с ними надеждой и возможностью на спасение в Господе Иисусе.
В Послании также делается ударение на добрых делах, которые возможны лишь на правильных основах веры (гл 4,11; 9,14; 10,24; 12,28), и это полностью соответствует выше изложенному предположению о том, что правильные основы веры также являются и основой правильного поведения. То, что Павел говорил о делах в ответ на учения об очищении, говорит о том, что он надеялся, что совершение хлебопреломления повлияет на будущее поведение слушающего его собрания. Возможно, что именно эта мысль скрывалась за его словами о том, что Христос приносит пред Богом наши дела так же, как в прошлом священник приносил жертвы (гл 5,1; 8,3,4; 9,9).
Значение личности
Каждая часть Послания к Евреям имеет что-то общее с остальными частями - так же как и наши проповеди должны все время содержать в себе нечто из прежних проповедей. Павел пытается донести до братьев и сестер мысль о том, что если они на самом деле откликнутся на его наставление так, как должно откликнуться, тогда они духовно соединятся с знаменитыми ветхозаветными верными. Тогда бы они приобщились “к духам праведников, достигших совершенства” (гл 12.23). Так Ноем двигало благоговение (гл 11,7), которое, как говорит Павел, должно двигать и нами (гл 4,1). Сара “знала, что верен Обещавший” (гл 11,11) так, как и мы должны это знать (гл 10,23). Как Моисей предпочел поношение Христово (гл 11,26), так и нам нужно носить Его поругание (гл 13,13). Хлебопреломление заменило ветхозаветную Пасху, а потому Павел говорит о вере Моисея в кропление кровью агнца при совершении Пасхи. Тем самым он утверждает, что если мы за Его трапезой берем чашу с такой же верой в Кровь Христову, то мы духовно объединяемся с Моисеем.
В Послании к Евреям много подобных параллелей. Наши “страдания” (гл 10,32) связаны со страданиями Христа (гл 2,9,10). Мы так же терпим (гл 10,32; церковнославянский), как терпел Христос (гл 12,2.3). Через подобные параллели Павел обобщает страдания Христа с нашим. Вероятно, нам никогда не достичь того, чего за 45 минут достиг Павел, однако стремиться к этому надо. А потому нам необходимо стараться избегать не относящихся к прочитанному комментариев, тогда как сами комментарии должны обязательно упоминать Господа Иисуса, затрагивать страдания Его и страдания наших братьев и сестер. Необходимо вдохновлять слушающих проповедь тем, что у них и у нас есть одна и та же надежда, которая была и у тех, о ком написано в Библии.
Заключительный призыв
Любая хорошая проповедь заканчивается громким призывом, основанным на жертвоприношении Христовом. В последней 13-й главе, сразу же после нескольких кратких важных наставлений, речь заходит о теле и крови Господа. В гл 13,10 Павел сравнивает нас с питавшимися от жертвенника священниками - очень подходящий образ для трапезы Господней. В гл 13,11-15 содержится финальный аккорд всей проповеди, звучащий перед собранием, которое подготовлено приступить к образам трапезы. “Как тела животных... то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал... Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание... Итак будем через Него непрестанно (а не только на этой вечери) приносить Богу жертву хвалы”. Обратите внимание на ударение, сделанное на Теле и Крови Христа, а также на призыв не продолжать испытывать себя дальше, а принести Богу хвалу. Да и всё послание, с начала до конца, говорит о Боге, о том, что дело Христово явило собой Бога, дабы привести нас к Отцу, чтобы навеки примирить нас с Ним.
Впрочем, можно подметить и еще одну примечательную особенность, а именно ту, что многие новозаветные Послания были написаны на основе проповедей, прочитанных перед хлебопреломлением. Если принять во внимание то, что большинство Христиан того времени были безграмотны, то логично предположить, что Послания Павла и Петра, читались во время собраний, которые происходили за трапезой Господне (Кол 4,16; 1Фес 5,27). Вспомните, как Павел писал Коринфянам о том, как он присутствует с ними на вечери “в собрании вашем” (1Кор 5,3-5). Многие Послания кончаются и начинаются так, как будто они должны были зачитываться перед трапезой Господней. Повеление в некоторых Посланиях молиться и приветствовать друг друга поцелуем, находим также и в описании первых вечерей Юстина Мученика. “Когда мы закончили молиться, то приветствовали друг друга поцелуем. После этого были принесены хлеб и чаша с вином” (Апологии I,65). Странное окончание 1-го Послания к Коринфянам 16,20-24 является очевидной ссылкой на одно место из Дидактики, где упоминаются слова, произносимые при хлебопреломлении в первом столетии: “Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа... Аминь”. Согласно Дидактике председательствующий за трапезой Господней говорил: “Кто свят, пусть подходит. Кто нет, пусть покается. Маранафа. Аминь”. Очень может быть, что все Откровения является списком пророчеств первоначально произнесенных в собраниях экклесий, ибо во всей книге встречаются места присущие литургии и обрядности(3).
Примечания