> Все книги  >

> Оглавление  >

" Женщины в жизни Иисуса" Данкан Хистер


Мария

Предисловие

1 Мария – образ всех нас

Мария представляется, как образ всего Израиля, всего народа Божия, образ такого народа, каким он должен бы быть. Она была от семени Давида, дочь Сиона, откуда должен был прийти Мессия. Благодатная, благословенная между женами (Лк 1,28) – это дочь Сиона, о которой говорится в Пл 2,13; 4,22; Соф 3,14-17; Зах 2,10,11; 9,9. Ее радость, радость дочери Сиона, была радостью пришествия ее царя. Она была рабой Израиля, которую ныне “воспринял” Бог (Лк 1,54). “Благословен плод чрева твоего” (Вт 28,1,4) – обетование, данное Израилю, но эти же слова повторяются и в отношении Марии (Лк 1,42). Она была такой, каким бы должен быть весь народ Израильский, а если так, то она является и образом всех нас. Петр Уоткинс в своей превосходной книге “Исследование Апокалипсиса” (Peter Watkins, Exploring The Apocalypse), даже в жене из 12-й главы Откровений, видит в образе Марии образ церкви, ибо кто еще, как не она, родила “младенца мужеского пола” Иисуса, Которому надлежит пасти народы жезлом железным (Откр 12,5 = Откр 2,27; 19,15). Звезды в венце на ее голове, если позволить Писаниям толковать самих себя, изображают Израиль (Быт 37). Между Откровением и Евангелием от Иоанн много общего, а потому то, что Иисус называет Марию женой в Ин 19,25-27 и в Откровении, может иметь большое значение. К тому же все то, о чем говорится в Откр 12, указывает на то, какое, даже с Небесной точки зрения, большое волнение на всю Вселенную произвело рождение Иисуса вблизи Вифлеема. Рождение Младенца благодаря твердой вере и незыблемой надежде совсем юной девушки, потрясло весь космос. Но ведь именно это-то и происходит всегда, когда мы являем делами свою веру, так медленно возрастающую на духовном разумении. Так что то, что мы делаем, имеет космические последствия. Например, мы можем совершить обряд крещения, после чего от радости Ангелов о кающемся грешнике, придет в возбуждение вся Вселенная. О чем, в общем-то, когда стоишь в холодной, мутной речушке, в какой-нибудь незначительной долине Европы, Африки, Аргентины или Монголии, мало думается.

Обратите внимание, с каких слов Господь начинает Свое служение: “Блаженны (Лк 1,48) алчущие (Лк 1,53) и жаждущие правды, ибо они насытятся (Лк 1,53)” (Мф 5,6). Видно, что здесь Он употреблял те же самые слова, что говорила Мария о самой себе. Это выглядит так, как будто Он, стоя перед замершей в тишине толпой, этими словами определял “программу действий”, ибо в этом было самое главное из всего того, что Он хотел донести до человечества. Весь народ стремился узнать, с чем Он пришел к ним. И они не разочаровались в своем ожидании, ибо на самом деле Он сказал следующее: “Итак, ребята, именно это, и только это Я хочу чтобы было в вас”. В Своей же матери Он видел образ всех тех, кого Он собирался обратить в будущем. Я мог бы многое рассказать об этом, ибо это делает Марию, по крайней мере, во время посещения Ангела, самым настоящим примером для нас. Она услышала благовестие и приняла его в вере, храня его в добром и чистом сердце (Лк 8,15,21). Она была образом всех тех, кто услышал Евангелие. Лк 1,32,33,35 написано так, что можно подумать, что Мария была самым первым человеком, которому было благовествовано о Иисусе.

Все цитаты и ссылки Марии на Ветхий Завет взяты из перевода 70-ти, что говорит о том, что ей должно быть были хорошо известны апокрифические книги, входившие в Ветхий Завет того времени. Задумайтесь над словами из 3Ездр 9,45, где Сион явлен в образе жены: “и услышал меня Бог, рабу твою... увидел смирение мое, внял скорби моей и дал мне сына”. Так что весьма вероятно, что Мария видела себя образом Сиона. Моисей говорил Израилю, что Бог “сделал с тобою те великие и страшные [дела]” (в утробе?) (вт 10,21). Она чувствовала, что Бог “Вспомнил… милость Свою к Иакову и верность Свою к дому Израилеву” (Пс 97,3 – в переводе 70-ти, см. церковнославянский). “Ибо младенец родился нам - Сын дан нам”, нам – Израилю, тогда как на самом деле Он был дан Марии (ср. Ис 9,6 с Лк 2,11).

Песнь хвалы, воспетая Марией, слова которой записаны в Лк 1, похоже, так же являет ее как образ всех нас. В Лк 1,49 она говорит о “смирение Рабы”, что намекает на “унижение” всех нас, о котором говорится в Пс 135,23. В Лк 2,19 читаем о том, как “Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем”, тогда как и Господь, говорил о “сбережении” (то же слово, что и “хранить”) молодого вина Евангелия в нас. Так что и Господь видел в Своей матери образ всех нас. Когда Он услышал, “блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие”, Его ответ на эти слова должен был привлечь внимание к духовной стороне Марии: “блаженны (такие, как его любимая мать) слышащие слово Божие и соблюдающие его”. Таким образом Он поставил ее в пример для всех. Не стоит сильно удивляться тому, что Мария носила во чреве Сына Божия (что должно быть интересно для католиков и православных), более удивительным является ее разумное и неизменно постоянное отношение к слову Божию.

Пол Уинс (Paul Wyns) заметил следующее сходство.

Откровение 1

От Луки 11

“Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем” (ст 3).

“Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его” (ст 28).

Семь духов (Ангелов), находящихся перед престолом (ст 4).

В противоположность – семь злых духов (ст 24-26).

Воскресший Христос – “был мертв, и се, жив во веки веков” (ст 12-19).

Знамение Ионы пророка (ст 29-32).

“Семь золотых светильников” (ст 12,13,20).

Притча о свече, подсвечнике и светильнике (ст 33-36).

Из всего этого можно извлечь для себя полезное наставление, что Господь, даже будучи прославлен и вознесен, все также помнил о Свое матери, как об образе всего Своего народа. Ее влияние на Него было и остается вечным. Даже в Небесной славе Своей, Он все еще помнил о ее примере и о том, что происходило в Лк 11. А это, в свою очередь, должно послужить хорошим уроком для всех родителей, ибо их влияние на своих детей может повлиять и на их вечную жизнь.

Мария названа “благодатной” (Лк 1,28), однако еще одно единственное место, где встречается это слово, является Еф 1,6, где говорится о благодати Божией, “которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном”. Таким образом и Павел и Дух почитали Марию образом всех нас.

Из Мк 15,40,41 видно, что те же женщины, которые служили Ему в светлые дни в Галилеи, оставались с Ним и в мрачные времена креста: “Были [тут] и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему”. Сравнив это с Мф 13,55 становится очевидным, что Мария, мать Иакова и Иосии, была так же и матерью Иисуса, ибо Его братья носили те же самые имена. Она шла за Ним в Кану, а теперь последовала за Ним до самого крестного конца. В Откр 14,4 говорится о тех, кто “следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел”. Таким образом Мария и женщины, последовавшие за Ним вплоть до креста, становятся образом всех нас, ибо следовали за Господом не только во дни Его популярности, но и во время Его крестных страданий.

Видение Марии себя во Христе

Мария видела себя не только как образ всего Израиля, она также не отделяла себя от своего Сына Мессии. Любая мать ощущает единение со своим ребенком, однако у Марии ее ребенком был Сын Божий, Мессия Израиля. А потому и она имела дерзновение смотреть на себя как на Мессию. Задумайтесь над следующими доказательствами.

  • Лк 1,38: “се, раба Господня” ­ “рабом”, или отроком Господним именовался Мессия.
  • Сказанное Духом о Христе, она применила к себе: “рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных” (ср. Пс 88,9 с Лк 1,51­52).
  • Она говорит о себе, сравнивая себя с отроком Божиим Израилем, о котором пророчествовал еще Исаия (Лк 1,54,55).
  • В Лк 1,28,42 говорится о благословении Марии между женами, что является явным намеком на Суд 5,24, как будто Мария, подобно Иаиль уже убила Сисару ­ образ победы Господа над грехом при помощи молота, слова Божия. Мария не отделяет себя от победы своего Сына, ибо Он был частью ее. И Бог благословляет ее вместе с плодом чрева ее, видя единство ее со своим Сыном (Лк 1,42). И нам остается лишь удивляться, почему Бог “воспользовался” ее чувствами, вместо того, чтобы просто использовать ее для исполнения Своих намерений.
  • Ее слова, “и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем” (Лк 1,47), являются ссылкой на Пс 62,12: “Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду”. Так что и здесь Мария тесно связывает себя с “Царем”, не отделяя себя с Мессией.
  • Раб Господень должен был радостью радоваться о Господе, возвеселится душой о Боге своем (Ис 61,10), как и Мария, раба Его, радовалась радостью своего Сына.
  • В Лк 1,48 Мария говорит, что все роды будут ублажать ее, что является ссылкой на Пс 71,17: “все народы ублажат его (Мессию)”. Так что Мария знала о своем единстве с Мессией, ибо Он был частью ее.
  • Мария понимала, что через ее зачатие Бог “низложил сильных с престолов, и вознес смиренных” (Лк 1,52), что является явным намеком на Иез 21,26, где говорится о унижении вождей Израиля и возвышении униженного (Мессии). Мария ощущала свое возвышение, ибо Он был в ней, а она была в Нем. Точно так же, как и мы в Нем должны чувствовать наравне со страданиями некую гордость и радость единства с Ним. Мария чувствовал себя такой же смиренной, как и те, кто был вознесен Богом (Лк 1,48,52), возможно, что этими “вознесенными” были она и Иисус.
  • Она понимала, какое семя было обетовано Аврааму (в Гал 3,16 говорится, что это был Иисус), а так же и ей (Лк 1,55).

Примечание

(1) Elisabeth Schussler Fiorenza, Jesus- Miriam’s Child, Sophia’s Prophet: Critical Issues In Feminist Theology (New York: Continuum, 1994) p. 187.