-->

 

> Все книги  >

> Оглавление  >

" Женщины в жизни Иисуса" Данкан Хистер


4­3 Психологический портрет Иисуса

Иисус, как совершенный Человек, унаследовал свойства как Своего Отца, так и матери, которые естественно и развивались в Иисусе всю Его жизнь. До недавнего времени было мало что известно о раннем развитии человечества. Биографы больше внимания уделяют конечному, успешно достигнутому результату, чем тому, как человек пришел к нему и с чего он начинал. Только недавно биографы поняли насколько сильное влияние на человеческие достижения оказывают в его жизни родители, а так же положительные и отрицательные эмоции, пережитые в детстве. Примечательно, что Библия уделяет много внимания рождению и младенчеству Иисуса, ничего не говоря о Его жизни вплоть до 30-летнего возраста. Таким образом нам остается самим догадываться, какую важную роль сыграла Мария в воспитании Иисуса. Единственно в чем не приходится сомневаться, так это в том, что Иисус был таким же Человеком, как и все люди, а это значит, что и Ему пришлось пройти все стадии взросления и адоптации к обществу, какие приходится проходить и всем людям. Наше эмоциональное, умственное и моральное развитие зависит не только от наших собственных усилий, но также, главным образом, от того, в какой среде мы родились и живем, в том числе и в первые дни своей жизни. То, что Иисус достиг такого совершенства, Он во многом обязан Своей матери. Господь обладал исключительным чувством самосознания, а потому Он, с самого раннего возраста, точно знал о Своем предназначении, как и о том, Кем Он является на самом деле. Именно поэтому Он рос и стал Личностью, к Которой нельзя относиться безразлично - ибо люди могут быть либо за, либо против Него. Это чувство самосознания, вероятнее всего, было развито в Нем с самого детства с помощью Марии, которая рассказывала Ему о Его особом предназначении, о том, что Ему предстоит сделать.

Между Господом и Его матерью должно было существовать определенное сходство характеров. Так в Лк 2,33 о Марии сказано, как она “дивилась”, но точно то же самое говорится и об Иисусе в Мф 8,10 и Мк 6,6. В 12-ти летнем возрасте Господь показал удивительные знания и духовность, однако, по возвращении в Назарет, похоже, до времени подавлял в Себе воспоминания о том, что было пережитом Им в храме. Именно по этой причине все жители Его селенья были так удивлены, когда Он встал посреди Назаретской синагоги и на основе Ветхого Завета откровенно намекнул на то, что Он является Мессией. К тому времени Он должно быть накопил в Себе огромный багаж знаний и духовности, который был скрыт до времени от глаз людских. И это, определенно, было большим достижением - быть настолько совершенным, что это совершенство не было заметно мирским глазом. Если поинтересоваться, откуда в Нем взялись смирение и Его необыкновенные способности, то можно прийти к выводу о том, что они были унаследованы Им от Его любимой матери, которая все сохраняла в сердце своем, годами размышляя над этим, но не открывая ничего окружающим ее людям. Было замечено, что для жителей Назарета было очень необычным называть Иисуса “сыном Марии” (Мк 6,3), даже, в том случае, если Иосиф уже умер к тому времени. В любом случае Его должны были называть Иисус бен (или ван, или вар, как это слово часто переводится в синодальном переводе) Иосиф - Иисус сын Иосифа. А это вполне могло указывать на необычайную близость Иисуса к Своей матери.

Был ли Иосиф жив, или умер, или же оставил Марию ко времени возмужания Иисуса, в любом случае, он не был Его настоящим отцом. С человеческой точки зрения Иисус был тем, что называется “безотцовщиной”, а это, естественно, откладывает определенный отпечаток на весь характер человека. Так Он, не в пример другим, называл Своего Отца Небесного “Авва”, или “Отче”, “Папой”. Он рос в непосредственной близости к Своему Небесному Отцу потому, что у Него не было обыкновенного, земного отца, а потому Ему не были знакомы какие бы то ни было отношения, какие неизбежно возникают между обычным отцом и его сыном. В притчах Господа очень часто встречается положительный образ отца, что говорит о том, что Иисус Христос постоянно думал о Своем Отце Небесном. А потому Он мог сказать, что “никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына” (Мф 11,27; Лк 10,22). Однако, Иисус, как и любой простой человек, лишенный физической близости с Отцом, должен был испытывал психологические срывы. Такие срывы, как правило, оставляют в людях глубокие душевные раны, однако, в то же самое время, эти “душевные раны (росшего без отца ребенка) дают возможность человеку заглянуть в самые потаенные глубины бытия”(1). Вероятно, именно в этом кроется причина того, что многие гениальные самородки росли без отца. Однако так же верно и то, что такие дети больше внимания и душевных сил уделяют матерям, болезненно реагируя на само понятие “отцовства”.

Если предположить, что Иосиф ушел из жизни Иисуса еще в раннем Его возрасте, тогда на Иисуса возлагалась материальная ответственность за содержание всего дома, ибо тогда Он становился буквально во всем (и духовной тоже) главой дома. А это, также должно было сыграть значительную роль во взрослении Господа, в Его более скором созревании, в более быстром открытии, заложенных в Нем от рождения возможностей. Так же Мария со своей стороны, должно быть после потери мужа, сильно полагалась на своего необычно способного первенца, Иисуса, уделяя Ему, возможно, излишне много внимания. Вероятно именно в этом и кроется причина всех недоразумений, возникавших между Ним и Марией во все время Его служения, когда Он старался стать не просто умелым и ловким мастером на все руки, способным прокормить Свою мать и Своих более юных братьев и сестер, а таким Человеком, каким Его хотел видеть Сам Бог. Общеизвестно, что в подобных ситуациях матери ничего не видят, кроме одного - как бы прокормить свою семью, думая исключительно и возлагая все свои надежды на единственного “кормильца”. Ощущения Марии того, кем на самом деле был ее Сын, в то время притупились до такой степени, что она, возможно, видела в Нем всего лишь своего умного, работящего и на удивление легко разрешающего возникающие в жизни бедной вдовы множество ежедневных проблем, сына. Точно так же, за пеленой ежедневных дел и забот, могут притупиться и наши отношения с Господом. Нам никогда, и ни при каких обстоятельствах, не стоит забывать того, Кто Он есть на самом деле.

Господу было также необходимо преодолеть еще один психологический барьер. К 30-ти годам, Его родные братья и сестры подросли, а потому могли уже позаботиться о себе сами. У Него больше не было острой необходимости заботиться о родительском доме - самое время было позаботиться о создании Своей собственной семьи, Своего собственного дома. Однако, вместо этого, Он направляет всю Свою силу и любовь на Свою истинную невесту, на нескольких Палестинских крестьян, которые не спешили отвечать Ему взаимностью, не торопясь приносить плода во славу Его.