> Все книги  >

> Оглавление  >

" Женщины в жизни Иисуса" Данкан Хистер


5-4 Отношения между Иисусом и Марией

Отношение Марии к Иисусу

После помазания “дом наполнился благоуханием от мира” Марии (Ин 12,3). Однако все 11 раз в Ветхом Завете, когда говорится о наполнении дома, то всегда говорится о наполнявшей храм славе Божией (3Цар 8,10,11; 2Пар 5,13,14; 7,1,2; Ис 6,4; Иез 10,3,4; 43,5; 44,4). Внимательный подбор слов Иоанном говорит о том, что он видел связь между благовонием от мира и славой Божией. Мария своим даром прославила имя, что в глазах менее духовных людей было сущей бессмыслицей. Миро было сделано из нарда, что так же имело большое духовное значение, которого не различали люди, хотя для Бога это и было приятным благоуханием. И нам иногда, наблюдая за свидетельствованием своих братьев, стоит вспоминать об этом, ибо осуждение их за что-то означает впадать в ту же самую ошибку, какую совершили ученики, осуждая Марию. О свидетельствовании всех остальных в Новом Завете рассказывает позже тем же самым языком... Так слово “благовоние” встречается в Флп 4,18, где описывается труд верующих, проделанная ими работа, которая была благоугодна Бога. То, что Мария помазала Господа нардом, естественно, неразрывно с тем, как она раньше омыла Его ноги своими слезами. Нард был чист и драгоценен (Ин 12,3 - любой современный перевод) и не только потому что он дорого стоил, но и потому, что он был драгоценен из-за слез Марии. Ибо Мария понимала цену своих слез, цену своего покаяния, цену своей благодарности и любви Господа. Она понимала, что любые наши слезы, проливаемые в знак благодарности, любви и раскаяния дороги в очах Господних.

И все-таки возникает вопрос, почему Мария помазала все же ноги Господа, когда обычно мажется голова? Единственное место где говорится о помазании ног (или подножия) является Исх 40,11, где говорится о помазании умывальника при освящении его. Его подножие делалось из медных зеркал пожертвованных раскаявшимися блудницами (Исх 38,8, современный перевод, = 1Цар 2,22). И в этом есть много общего. Раскаявшаяся блудница Мария хотела также пожертвовать истинной скинии и настоящему умывальнику то, что имела, образом которого, как она понимала, был Господь Иисус. Однако вместо медного зеркала она возлила нард. Вполне вероятно, что при своем обращении она была крещена, а потому и видела в Господе своего умывальника. Таково было ее отношение к Нему – ибо она хотела излить к Его ногам все, что у нее было. Она помазала Его на день погребения, ибо понимала, что только Своей смертью Господь может исполнить все ветхозаветные пророчества и образы, среди которых был также и умывальник.

Слова, “оставьте ее”, как правило на греческом языке (см. церковнославянский) относятся к оставлению, к прощению грехов. А потому слова Господа здесь не означали, оставить, не беспокоить ее, ибо Он этим хотел сказать, “простите ее”, что было равносильно – “позвольте ей благодарить так, как она хочет”. Основанием же ее благодарности было ее ощущение прощения, что во много раз увеличивает вероятность того, что Мария и “женщина того города, которая была грешница” (Лк 7) было одно и то же лицо.

Мария помазала голову Господа (Мф 26,6) тем самым показав свою веру в то, что Он является Христом, или же Помазанником. Она явила свою веру тем, что потратила все свои сбережения. Само собой, можно вполне безболезненно для себя верить в то, что Иисус является Христом, однако, по-настоящему, этот простой факт может и должен изменять всю жизнь верующего. Сделанное Марией было основано на ее понимании Песн 1,11, где говорится о том, что нард возлюбленной Соломона благоухал “доколе царь был за столом своим”. Очевидно она в то время, несмотря на то, что Царство Его было все еще в далеком будущем, видела в Иисусе Царя. Любовь Марии Господа, ее размышления над Ветхим Заветом, ее понимание того, что Он является Царем и Господом грядущего Царства, привело ее к вере в Него, а потому и подтолкнуло действовать в прямом соответствии этой вере, действовать так, как будто Царство уже наступило, и что она служила Царю его. Такая вера укрепляла и поддерживала ее и дальше всю ее жизнь посвященную Господу. То же самое должно касаться и нас.

Схожесть описания помазания в Лк 7, в Ин 12 и прочих местах нуждается в объяснении. Не может ли быть так, что Евангелия намеренно хотят показать нам, что крепость веры и любви Марии, явленные ею при первоначальном обращении, сохранились ею до самого конца служения Господа? А потому нам нужно обратить свой взгляд на себя и задуматься, не охладела ли с годами наша любовь к Господу, не ослабла ли наша вера в Него, сохранились ли наши чувства к Нему такими же, какими они были в самом начале, и все так же ли искренни и горьки проливаемые нами слезы о Нем?

Марфа заботилась и суетилась о многом (Лк 10,41), однако Господь заметил, что Мария заботилась и суетилась только об одно, о том, что действительно нужно, а из рассказа видно, что этим нужным было одно слушание слова Господа. Мария, воистину, сидя у ног Иисуса, переживала самую настоящую заботу, ибо, для того чтобы услышать слово Господа, очень часто действительно необходимо посуетиться. Но и не только. Поскольку наше спасение достигается благодаря исключительно благодати, то учение Господа заставляет настоящих верующих по-настоящему “суетиться”, заставляет предпринимать какие-то действия. Ибо мы не можем просто слушать Его и не понимать, что Его слова говорятся для того, чтобы мы обязательно применяли их в жизни.

Вполне может быть и так, что мы можем выслушать проповедь не заботясь ни о чем, продолжая вести совершенно беззаботную жизнь (как часто и понимаются эти слова). Однако слова Павла на этом не заканчиваются, ибо он продолжает: “но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом”. А еще несколькими стихами ниже читаем, что они “вновь начали заботиться” о Павле, как и прежде, на деле поддерживая и помогая ему в деле благовестия (Флп 4,6,10). А потому совершенно ясно, что “не заботиться” означает, не беспокоиться об этой жизни, не заботиться о ежедневных средствах к существованию, чем так сильно озабочен этот мир. Об этом Господом было очень много сказано в Его “нагорной проповеди” (Мф 6,25,27,28,31,34). Нам же нужно заботиться о том, как на деле служить Господу, слушая слово Его. Нам необходимо стараться “быть прилежными к добрым делам” (Тит 3,8), заботиться “друг о друге” (1Кор 12,25), заботиться о духовности других (Флп 2,20). А потому из Нового Завета видно, что нам не стоит заботиться о мирских, повседневных, житейских вещах, а стоит направить все свои духовные и душевные усилия на заботу о других.

“Одно нужное”, естественно напоминает тот случай, записанный у Луки, когда Господь сказал богатому юноше, что “еще одного недостает тебе” (Лк 18,22), что в данном случае, было отказом от своего богатства. Мария же сделала это, возлив все свои сбережения на ноги Господа, ибо на помазание Его ног ее подтолкнуло то, что она сидела у ног, слушая слова Его. Она избрала “одно” - заботу слушать слово Господне, что, как видно, и определило с того момента ее дальнейшую участь. Но это слышание требовало также и действий, а потому она на деле отдала Ему всю свою жизнь, излив к Его ногам всё, что имела. Богатому юноше не доставало “одного” – он не был в то время готов отдать свое имение, свою жизнь Господу.

Так же и мы, заглянув во внутрь себя, можем понять, что и мы можем слушать и... ничего не делать. Мы можем читать Библию без должного благоговения, которым обладала Мария, ничуть не задумываясь и не обращая внимание на то, что чтение ее должно изменять и нас и нашу жизнь. Мы можем быть похожи на богатого юношу, который понимал все сказанное Господом, однако отказался применить Его совет (заповедь!) в жизни, т.е. отказался исполнить самое главное - исполнять заповеди Его!

Мария пришла взыскать Господа рано утром, что неизбежно напоминает некоторые места Ветхого Завета, в которых говорится о том же самом.

    • “Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою...” (Пс 62,2,3). Воскресение Иисуса явило как силу (2Кор 13,4), так и славу Отца (Рим 6,4). Для Марии жизнь без ее Господа была подобна жизни в земле пустой, иссохшей и безводной. Именно поэтому она рано утром пришла ко гробу. Она не могла жить без Него. Она хорошо усвоила от Господа, что воскресение ее братьев неразрывно связано со славой Отца (Ин 11,40), а потому и пришла рано утром ко гробу взыскать славы Отчей – на что намекает 62-й псалом. Она была одной из тех, кто на самом деле заранее уверовал в учение Господа о воскресении. И все-таки, даже она была в смущении, ибо только часть ее верила в это, а потому и была вознаграждена встречей с воскресшим Господом, тогда как вторая ее половина была переполнена печалью, полагая, что садовник мог куда-то унести Его тело. То есть с ней происходило то же самое, что происходит и с нами, когда на нашу самую высокую духовность подобным образом действует наше человеческое естество.
    • “Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня” (Пр 8,17) – написано в первую очередь о премудрости. Однако “премудрость” – одно из имен Господа Иисуса (Мф 12,42; 1Кор 1,24,30). Мария села у ног Господа, чтобы послушать мудрости. Она на деле показала, что значит принимать Иисуса за “премудрость Божию”. Она заботилась услышать Его слово. А потому и взыскала Его рано... чтобы вновь услышать от Него премудрости. Само собой она любила Его. Однако эта любовь зиждилась на уважении и на тяге к Его мудрости. Именно это она любила в Нем, и именно это и привело ее рано утром ко гробу. И именно этому она обязана высокой чести быть первой, увидевшей воскресшего Иисуса.
    • “И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша. Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра” (Ис 26,8,9). В этом месте так же видна неразрывность поиска Господа с раннего утра и любви к Его слову.

Еврейским женщинам не разрешалось заговаривать с мужчинами при людях. То, что Мария первой обратилась к предполагаемому садовнику, говорит о ее необыкновенно сильной любви Иисуса, которая побудила ее пренебречь устоявшимися правилами поведения. Похоже, она понимала, что после Его смерти уже нет ни мужского пола ни женского, но есть лишь новый род семьи (Ин 20,14,15).

Отношение Иисуса к Марии

Слова из Мк 14,9 могут так же означать и то, что когда будет проповедано Евангелие всему миру при возвращении Мессии, тогда будет сказано и в память ее о том, что она сделала перед Богом. Для многих такое толкование может показаться излишне натянутым, однако не стоит забывать, что слова “в память” всегда означают, напомнить кому-нибудь о чем-то хорошем, а в данном случае речь идет о напоминании в судный день. А из этого следует, что всё, что мы делаем сегодня, окажет влияние на решение суда завтра (или же ныне, но чуть позже). О всем, что было сделано нами, будет сказано Богу – в память о нас. С одной стороны дела ничего не значат, ибо наше спасение достигается исключительно по благодати. С другой же – все наши дела будут явлены пред Ним. Из чего следует, что наш грядущий суд зависит от нашего нынешнего поведения. И в этом плане ничто не будет забыто.

Из Ин 11,5 можно понять, что Иисус исцелил Лазаря потому, что любил Марфу и Марию, а значит и его. Так что духовные отношения могут оказывать влияние на кого-то еще. В данном случае Лазарь был воскрешен благодаря вере Марфы и Марии. А это значит, что и наши молитвы и ходатайства о ком-нибудь могут принести этому человеку спасение, которое иначе стало бы и невозможным.

Когда Господь говорит, что Мария помазала Его голову маслом, а ноги миром (Лк 7,46), то Он явно намекает на Пс 22, где говорится о том, что Бог умастил голову Давида и приготовил трапезу в виду его врагов (Пс 22,5). Этот псалом был написан, когда Давид бежал от Авессалома, когда Бог, в лице Верзеллия, совершенно неожиданно приготовил ему пир на противоположной от врагов стороне долины. Возможно, Верзеллий также помазал в то время голову Давида. Похоже, что здесь Господь в лице Марии видел Самого Бога, Который ее руками помазал Его голову елеем. И она сделала это как раз тогда, когда Господь сидел за трапезой. Все это выглядит так, как будто эта трапеза для Него была приготовлена самой Марией. А если, как мы думаем, Симон фарисей был ее братом, отцом или каким-нибудь еще родственником, тогда все приобретает определенный смысл. Тогда все сходится. Тогда получается, что Господь видел в бывшей блуднице, в Марии, явление Божие, что удаляет самые последние сомнения в том, как Бог может быть явлен в таких, как мы. Кстати, обратите внимание на то, что Мария все же умела готовить.

Позже Марфа жаловалась, что Мария не целиком посвящает себя этому делу, на что Господь ответил, что Мария выбрала между приготовлением еды и слушанием слова Господа лучшее – слушание Его слова. Это был осознанный выбор. Она далеко не была бездельницей и простой мечтательницей. Она могла и умела готовить пищу. Однако она предпочла излишние хлопоты по хозяйству слушанию Господа. Мы все склонны впадать в положение Марфы, концентрируя все свое внимание и силы исключительно на делах... Однако Мария, несмотря на то, что умела готовить, все же могла найти грань, за которую лучше не переступать – короче, она нашла возможность удержаться от дел и посвятить время слушанию слов Господа. Моисей, обращаясь к Израилю, сказал: “Стойте - и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне”, - и Бог соделал его. Хорошо бы и нам повнимательнее прислушаться к этим словам.