Сила основ

Приложение 3: Отделение церкви от Бога

Настоящее Христианство не является чисто интеллектуальной, замкнутой верой. Оно может существовать исключительно в сообществе, о чем стоить помнить всем Христианам, живущим вне церкви. Наша жизнь должна управляться не просто нашим знанием, а глубокой и твердой верой, верой в основополагающие принципы нашей веры. Эти “основополагающие принципы” многим из нас стали известны от членов нашей церкви, и все же наше разочарование в церкви может привести даже к отрицанию Евангелия, благовествуемого церковью. Я не знаю ни одного человека, которому бы не пришлось разрешать в своей жизни эту проблему, которая возникает из-за неумения отделить благовестие от проповедника, из-за непонимания того, что Бог и церковь не одно и то же, даже несмотря на то, что в идеале, экклесия должна являть собой Бога.

В нашем сообществе можно встретить очень много разных, и в том числе серьезных недостатков: тут тебе и праведность в своих собственных глазах, и лицемерие, и ограниченность во взглядах и суждениях... короче, весь набор недостатков, о которых написано в Евангелиях, и против которых выступал еще Господь Иисус, пытаясь искоренить их в экклесии Своего времени. Так что получается, что мы далеко не одиноки в желании отделиться от Христианской церкви. Конечно, можно сказать и так, что с одной стороны причиной Его смерти стала Его борьба против известных церковных недостатков. Если наша борьба причиняет нам страдания и боль, то это значит, что и мы разделяем страдания и боль нашего Господа. Нам же нужно бороться так же, как боролся Господь, бороться с любовью ко всему сообществу, но с ненавистью к тем человеческим проявлениям, которые все еще пребывают в нем. А Он продолжал борьбу в Свое время до самого конца - до смерти крестной. Ведь даже на кресте, Он до конца возлюбил их.

Нам необходимо хорошо и крепко усвоить, что Бог имеет дело с каждым из нас в отдельности. Не взирая на то, насколько деятельна и свята, или бездеятельна и порочна наша церковь, Он все равно является нашим Отцом, а мы Его детьми. Многим не нравится этот образ, ибо людям больше по душе считать себя необходимой частью, нужной шестеренкой какого-то сообщества. И последнее более привлекательно в глазах большинства человечества, что и является причиной такой популярности Католической и Православных церквей. Задумайтесь на мгновение над тем, что было сказано Богом Гедеону: “Господь с тобою, муж сильный!” (обращение в единственном числе). На что “Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами...” (Суд 6,12,13). Гедеону необходимо было усвоить один важной урок, что Бог смотрел на него как на отдельную и уникальную в своем роде личность, даже несмотря на то, что он по инерции продолжал считать себя частью всего сообщества. Перестройка мышления - не скорый процесс. Когда Гедеон услышал истолкование сна, что Бог предал “в руки его Мадианитян” (ед. число), он пошел и рассказал Израильтянам, что “предал Господь в руки ваши стан Мадиамский” (Суд 7,14,15), ибо ему все еще было трудно поверить, что именно он так важен для Бога.

Во внутренней жизни человека существует страшное противоречие между идеалами Христианства и ежедневными грехопадениями. Уверен, что любой из нас согласится с тем, что это противоречие неизбежно отражается и на нашем сообществе, показывая его таким, какое оно есть. Возмущаться или удивляться на явные несоответствия существующие в нашем сообществе, было бы признаком нежелания, или неумения, видеть наши собственные, внутренние противоречия. Не стоит удивляться при встрече с “лицемерием”, ибо оно свойственно каждому из нас. Его не должно было быть из-за полной победы, обетованной нам во Христе, благодаря которой мы становимся более, чем просто победителями через Того, Кто возлюбил нас и умер за нас крестной смертью. Не должно, но есть. Такие люди, как Ганди, не могут принять Христианства только потому, что не могут смириться с существующей разницей между Христом и Христианами. Однако, лично я считаю, что эта разница, разница между теорией и практикой, можно найти в любом человеке. И эта разница, положа руку на сердце, существует в любой церкви, и в любом сообществе. Западные политические деятели говорят, что большинство злых и саркастических писем они получают от Христиан. И я верю в это. Ежедневно ко мне приходят около 40 писем по простой и электронной почте, а большинство горьких и резких из них посылают не католики и не мусульмане, а мои собственные братья.

Господь Иисус не создавал какую-то Свою религию. Он также не проповедовал туманных отношений в Христианской церкви. Он не оставил нам никаких определенных внешних правил и постановлений, ибо Он Сам Собой, Своей жизнью являл нравственный закон, которому обязаны подчиняться все Его настоящие и искренние последователи. “Как бы на моем месте поступил Иисус?” В этом вопросе заключен простой, но золотой закон. Все религиозные системы неизбежно создают свои правила и постановления, что в некоторой степени произошло и в нашем любимом сообществе. Однако это событие не должно обескураживать нас и заслонять от нашего внутреннего ока настоящего Господа Иисуса, Который заповедует нам следовать за Ним, и только за Ним одним.

Сосредоточение нашего внимания на Человеке Иисусе Христе должно уменьшать степень нашей зависимости от церкви, творя из нас Христиан, не зависящих от церкви. Нам нужно как можно тверже усвоить необходимость самовоспитания и самопожертвования, которые требуются от любого, последовавшего за Иисусом. Павел “подвизался”, тренировался в духовной жизни (Деян 24,16), где употребляется греческое слово “a'ske/w”, от которого происходит всем известное “аскетизм”. Не должно быть так, чтобы наше Христианство, давая нам в изобилии жизненно важные истины, не было в то же время способно защитить нас от греха. Нам необходимо применять свои теоретические учения на практике в жизни. Настоящая Христианская жизнь состоит в коленопреклоненной молитве, посте, настоящем пожертвовании временем, средствами и своими способностями. Петр говорит о “сокровенном человеке”, возрастающем в нас во Христе. Мы живем в мире и, возможно, среди братий, где, похоже мало возможна сокровенная жизнь. Простое общение перерождается в сплетни, ибо те, кого мы встречаем, могут говорить только о том, что они слышали от кого-то еще. Разница между людьми состоит лишь в том, что одни слышали ту, или иную новость, а другие нет. Внутренняя пустота хорошо заметна в том, что человек заполняет ее включенным радио, телевизором или плеером. Если позволить такой жизни поглотить себя, то наше внимание очень скоро переключится на недостатки других, а наша Христианская жизнь, вместо жизни общества, живущего и следующего за Тем, ради Которого стоит жить и следовать любому сообществу, превратится просто в рядовую общественную жизнь.

Проблемы с истиной

Наша погоня за истиной породила среди нас много проблем, одной из которых является духовное развитие вне Христианской церкви. Да, конечно, правильное понимание слова Божия и Его воли действительно необходимо для того, чтобы вести угодную Богу жизнь. Однако, именно об этом-то, как кажется, часто и забывается. Мы обсуждаем и спорим почти о каждом стихе Писаний так, как будто от того, что мы напишем на полях своей Библии зависит наша вечная жизнь. Достоевский написал роман “Бесы”, в котором он рассказывает о том, как группа революционеров приложила много усилий в поисках истины. Они верили, что очень важно установить единство понимания между друг другом, но они так и не смогли прийти к единству по вопросу ограничений понятий этого единения. Проблема дошла до того, что они решили убить одного из своих членов лишь потому, что у того было другое мнение по некоторому вопросу. То же самое может происходить и среди нас, ибо очень часто из нашего сообщества выбрасываются вон, возможно искренне, по-настоящему хорошие братья и сестры и все только потому, что они имеют свое, отличное от общего, но не влияющее на спасение, мнение. Таким образом на деле совершается духовное убийство наших братьев и сестер.

Мы часто подменяем настоящее единство тем, что называется “не сметь свое суждение иметь”. Если удивительное чудо внешнего различия между сотворенными Богом людьми мы с готовностью принимаем, то внутренние различия, разнообразие мнений воспринимаются нами в штыки. Это все равно, что вместо того, чтобы просто любоваться дарованной Богом красотой, описывать закат солнца или радугу монотонным перечислением названий видимых нами цветов. Конечно, нам также дарованы и способности анализировать, однако никакой анализ не может затмить простоты благовестия того, что есть Бог, что есть Иисус, а так же того, что Они отдали всё, дабы мы могли получить вечную любовь и милостивую благодать. Нам уже сегодня необходимо начинать жить вечной жизнью, являя собой бесконечное долготерпение Божие и Его любовь к малопривлекательным вещам. А такая жизнь возвращает нас обратно к Богу и церкви, невзирая на то, какие бы разочарования мы не испытывали в них.

Если мы сможем правильно понять и объяснить разницу между церковью и Богом, нам по-настоящему будет что сказать окружающему нас миру, ибо очень многие люди стремятся найти то, что называется “нерелигиозным Христианством”. И это также нужно понять и проповедовать, проповедовать Христа без символа веры, проповедовать Его без каких бы то ни было религиозных прикрас... приводя людей из Христианских церквей в общение в Теле Христовом, при полном понимании того, откуда они пришли.

Оглавление