БОЖЬЯ ИСТИНА
Алан Хейворд
Ученый рассказывает, почему можно верить Библии
8. ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЙ ЗАКОН
Представьте себе одну из тех программ, когда журналист на людной улице берет телевизионное интервью у прохожих.
«Извините, сэр (или, мадам). Мне интересно, знаете ли вы, кто сказал вот эти слова: «Возлюби ближнего своего, как самого себя?»
Не учитывая ответы «не знаю» и «мне все равно», можно поспорить, что большинство людей ответит: «Иисус, конечно!»
Но это будет ошибкой. Эти слова впервые встречаются в книге Левит (Лев.19:18), почти в начале Ветхого Завета. Иисус лишь напомнил людям их значение.
Первые пять книг Библии – Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие – содержат кодекс законов, по которому жили дети Израиля. Все вместе они называются «Законом Моисея» или просто «Законом».
«Возлюби ближнего своего, как самого себя» иллюстрирует насколько Закон опередил Свое время. Иисус считался высоко нравственным учителем, и Он, безусловно, был таковым. Но одно из самых известных Его высказываний взято из Закона Моисея.
Нет необходимости подробно разбирать Десять Заповедей. Ни один другой документ не оказал такого влияния на гражданские и моральные законы, по которым живут цивилизованные народы. Другие люди античного мира, например, Хаммурапи, имели свои кодексы законов, но ни один не оказал такого воздействия, как Десять Заповедей.
Но сейчас я более всего ищу в законе Моисея кодекс любви. Люди считают его суровым, тяжелым для соблюдения законом, и так оно и было. Иначе и быть не могло в те далекие дикие времена. Но во многом он был и мягким, милостивым законом. Учитывая время его написания, это может показаться чудом.
Лет сто назад в одном английском журнале появилась карикатура, к ней была подпись:
«Кто это там, Билл?»
«Чужой!»
«Двинь его кирпичом»[1].
Это типичное отношение к иностранцам во всей истории. Но вот, что говорит Моисей:
«Пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Лев.19:34).
Не только своего соседа, но и иностранца вы должны любить как себя! Тут Моисей не только впереди своего времени, но и впереди нашего! Вдумайтесь, сколько расовых распрей не имели бы места, если бы люди исполняли закон Моисея.
Закон учитывал как важные, так и малозначительные аспекты жизни. Вспомните, как много зла происходит из-за любви позлословить, посплетничать. Закон обращает на это внимание:
«Не ходи переносчиком в народе твоем» (Лев.19:16).
Среди других древних народов не было конца враждебности к соотечественникам. Только у евреев существовали рамки таким взаимоотношениям. В Израиле не было видов смертной казни, предусматривавших долгие мучения перед смертью. Законы, предписанные Моисеем, разрешали к применению только казнь, ведущую к быстрой смерти. Закон также устанавливал пределы для телесных наказаний. У других народов палок прописывалось столько, что от них нередко умирали. Моисей же сказал, что сорок ударов – максимум (Вт.25:3). Закон не позволял жестокости даже по отношению к животным (Вт.25:4).
В течение всей истории ростовщики были бичом общества. Даже сегодня в развивающихся странах беднейшие крестьяне нередко закладывают свою жизнь, оставаясь в рабстве, тогда как их хозяин богатеет на непомерных процентах. Многие евреи также нажили состояния на ростовщичестве. Они бы этого не делали, если бы лучше поняли дух своих же законов.
Ибо закон показывал всем людям, как ограничить ростовщичество. Он позволял (хотя и не одобрял) брать процент с иностранцев. Но в трех книгах дается наказ не брать процентов со своих соплеменников (Исх.22:25; Лев.25:36,37; Вт.23:19,20). В то же время Моисей предписывает нуждающемуся бедному гражданину давать беспроцентный заем (Лев.25:35,36). Хотя заимодателю разрешалось брать одежду в качестве залога, он обязан был вернуть ее перед заходом солнца, если заемщику не во что больше одеться для сохранения тепла ночью (Вт.24:10-13).
Когда Израиль еще только стал нацией, религии их соседей были неописуемо дикие. Мир был полон идолов, чьими именами творились самые темные дела. Человеческие жертвоприношения, черная магия, обрядовая проституция – несть числа злу, творившемуся под маской религиозных обрядов. Снова и снова какой-нибудь выдающийся деятель, – такой как царь Аминхотеп IV, правивший Египтом в 14 веке до н.э. – пытался реформировать религию своей страны. Но ни один из них никогда не имел продолжительного воздействия на народ. Была только одна нация, чей Закон был подобен маяку во тьме:
«Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Вт.5:6,7).
«Слушай, Израиль: Господь, Бог ваш, Господь един есть. И люби Господа твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Вт.6:4,5).
Здесь был только один Бог, а не тысяча один. Благодаря этому, человеку не надо думать, как угодить всем богам сразу. Идолы других народов не имели для них никакого значения и не должны были оказывать влияния на их образ мысли или поведения.
«Не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего, или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Вт.18:9-12).
До самого прихода Христа не было такой нации, которая бы последовала примеру Моисея, и запретила бы религиозную практику античного мира.
«Что есть у него, чего нет у меня?» – обычная жалоба человека. Одной из причин непопулярности евреев является чувство зависти к ним.
Профессор Рендл Шорт, который был хирургом и увлеченным Библией человеком, приводит интересный пример из Италии 14 века[2]. Чума свирепствовала в стране, и итальянцы заметили, что в еврейских общинах ее губительное действие сказывалось в гораздо меньшей степени. Они предположили, что это как-то связано с еврейским Законом. Тогда они приняли этот закон, и смертельные случаи пошли на убыль.
Вот что писал итальянский врач двадцатого века в книге по медицине:
«Никто еще не прогадал оттого, что перенял советы по гигиене, предлагаемые законами Моисея. Чрезвычайно суровые меры по карантину приводят к наилучшим результатам»[3].
Вот некоторые рекомендации законов, позволившие израильтянам сохранять здоровье:
(1) Изоляция. «Прокаженным» (этот библейский термин относится к целой группе инфекционных заболеваний, включая и то, что теперь называется проказой) предписывалось жить отдельно от остального мира (Лев.13:45,46). Современная практика изоляции больных прямо восходит к закону Моисея.
(2) Непременное омовение после соприкосновения с мертвыми телами. Еврей, трогавший мертвеца, считался «нечистым». Ему предписывался семидневный карантин с очень тщательным купанием прежде, чем ему будет позволено вернуться к общественной жизни (Числ.19:11-19). Еще немного более сотни лет назад хирурги после обработки покойников прямехонько отправлялись в хирургическую, не вымыв предварительно рук. Тысячи их пациентов умерли от заражения. Многие из них остались бы в живых, если бы хирурги соблюдали Моисеевы гигиенические предписания.
(3) Санитария. В 1969 году, прогуливаясь по главной улице большого африканского города, я наблюдал человеческие экскременты, плывущие в водосточных канавах вдоль дороги, и отметил для себя высокий уровень заболеваемости и низкий уровень жизни в этих местах. Я подумал тогда, насколько лучше было бы для людей, соблюдай они Моисеевы рекомендации по гигиене:
«Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить. Кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею яму, и опять зарой ею испражнение твое» (Вт.23:12,13).
Западная Европа научилась подобной мудрости не ранее 18 века. А сотни миллионов людей на земле и сейчас с нею незнакомы.
(4) Рекомендованное питание. В двух главах Закона (Лев.11; Вт.14) приводится список птицы, животных и рыбы, которые могли или не могли употребляться в пищу. За немногими исключениями современные рекомендации содержат те же ограничения для понятия здоровой пищи. Поедающие падаль – крысы, рептилии и насекомые – безусловно запрещены к употреблению, а звери и птицы, питающиеся растительной пищей – разрешены.
В число отличий современного рациона от Моисеева входит употребление свинины и морских моллюсков. Но Моисеев запрет на них был тоже целесообразен. Современные средства инспекции продуктов позволяют с уверенностью говорить о безопасности свинины и моллюсков для здоровья. В Израиле таких возможностей не было.
Известно, что два серьезных заболевания, трихинеллез и цистосерроз, могут передаваться через употребление в пищу свинины, зараженной червями-паразитами. В менее развитом обществе лучшее средство не заразиться этими болезнями – не есть свинины.
Что касается моллюсков – они вполне безобидны, если в среду, где они обитают, не попадают сточные воды. Но если человеческие экскременты попадают в воду, моллюски их поедают, и возникает угроза заражения тифом и другими кишечными болезнями. Современная наука позволяет справиться с этой проблемой, а в древнем Израиле единственным способом избежать заражения было воздержание от употребления в пищу моллюсков.
Но даже и сегодня наука не всегда спасает от попадания зараженных моллюсков на рынок. Последний раз (самый последний!), когда я попробовал устриц, меня унесли на носилках посреди ночи, и я провел неделю в больнице – достаточно времени на то, чтобы понять, что Моисей был умнее меня.
Сесил Рот опубликовал некоторые цифры, показывающие, как евреи оставались самой здоровой нацией вплоть до наших дней[4]. Статистика за один год показала уровень детской смертности (до одного года) в царской России: для евреев он составлял 13,2%, а для неевреев – 26%. В Вене - 8,3% и 16,1% соответственно; для Нью-Йорка в 1915г. цифры были 7,8% и 10,5% . «Даже в наши дни детская смертность в Израиле самая низкая в мире,» – писал он в 1956г.
В 1966г. группой известных английских граждан было образовано «Общество сохранения ресурсов». Его целями были:
«(III) Обеспечение сохранности в интересах человечества природных ресурсов и животной жизни…
(IV) Обеспечение сохранности человеческой культуры, искусства и знаний…»[5].
Человечеству понадобился весь его опыт существования, чтобы понять, что мировые ресурсы ограничены и нуждаются в охране. Между тем человеческая глупость и жадность нанесли непоправимый вред красоте мира, в котором мы живем.
Многого из уже испорченного можно было бы избежать, если бы люди слушались законов Моисея. Этот закон учил необходимости сохранения природы за несколько тысяч лет до того, как люди впервые всерьез задумались об этом. Вот примеры:
(1) Птицы. Если израильтянин нашел птицу на гнезде, то не должен брать и мать, и детей, и яйца, – всех сразу; он мог взять или яйца, или птенцов, но не трогать мать, чтобы обеспечить продолжение рода (Вт.22:6,7).
Если бы люди соблюдали законы Моисея, то теперь музеи не были бы забиты чучелами исчезающих и исчезнувших видов птиц. И не было бы у нас поговорки: «Мертв, как дронт» (вымершая птица). Прекрасный странствующий голубь Северной Америки и большая гагарка Северной Атлантики до сих пор бы насчитывались миллионами, как это было в начале прошлого века.
(2) Пахотные земли. Каждый седьмой год еврею надлежало оставлять землю под паром (Лев.25:1-7). В современном фермерстве в этом нет необходимости. Но при более примитивном хозяйствовании непрерывный сбор урожая может лишить землю плодородности.
Закон Моисея обеспечивал эффективный метод предупреждения порчи земли человеческой жадностью. Но человечество не считалось с этим законом. Повсюду в мире расползаются рукотворные пустыни там, где раньше были плодороднейшие поля. Пустыни Ирака, побережье Северной Африки, пыльные бури США, – все это могло оставаться в пригодном для фермерства состоянии, если бы соблюдался закон Моисея.
(3) Плодовые деревья. В наше время постоянно где-нибудь ведется война (или почти постоянно). Существуют, правда, некоторые правила ведения войн, например, Женевская Конвенция 1864г. Но эти правила немногочисленные, и не все страны их приняли. Даже те, кто принял их, не всегда им следуют, когда приходит время.
Во время Вьетнамской войны американцы применили новую тактику: их самолеты распыляли тысячи тонн пестицидов над занимаемой противником территорией. Громадные площади джунглей, скрывавшие войска противника, превратились во временную пустыню. Рисовые поля и фруктовые сады вымерли, и множество вьетнамских семей стало голодать вследствие этих действий. Теперь это названо «тотальными войнами».
А вот старинные законы Израиля не разрешали обращаться с природой так безжалостно. Даже при угрозе войны им не позволялось вырубать плодовые деревья для сооружения сторожевых засек. Даже если им грозило поражение в военных действиях, этого не делалось (и в наши дни тоже). Моисей объяснил им причину: «Ибо дерево на поле есть жизнь для человека» (Вт.20:19,20).
Таким образом, еврейский закон 3000-летней давности был много мудрее, много цивилизованнее, чем американские или английские законы наших дней.
(4) Рабочая сила. Это было самым ценным из всех природных ресурсов там, где машины еще не употреблялись, чтобы заменить собой мускульную силу человека. Закон Моисея ввел совершенно революционный принцип сохранения человеческой энергии – обязательный день отдыха раз в неделю (Исх.20:8-10).
В те далекие времена ни о каком гуманизме еще не знали. Но удивительный факт соблюдения Субботы закреплен в законе Моисея: «Не делай в оный (день) никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой» (Исх.20:10).
Такой акт великодушия со стороны правителя к своим рабам не имеет аналогов в истории. Но в Израиле он действовал, может с оговорками, но действовал.
Известный историк медицины Карл Судхофф сказал:
«Если бы иудаизм не дал нам ничего другого, кроме одного выходного в неделю, этого было бы достаточно, чтобы считать этот народ одним из величайших благодетелей человечества»[6].
Евреи всегда были известны счастливым и прочным семейным очагом.
В двенадцатом и тринадцатом веках, когда английские законы разрешали бить своих жен, еврейские раввины говорили: «Не пристало нам бить своих жен, как это делают язычники»[7].
В 1952 году еврейские браки с участием разведенных насчитывали 122 из 1876, или 6,5% от общего числа. Это было вдвое меньше по сравнению с британским народом в целом[8]. Большинство еврейских жен считают ведение домашнего хозяйства обязательной своей работой. В 1950-1952 годах только 11% евреек работало, по сравнению с 34% от всего населения[9].
Секрет счастливой семейной жизни опять же лежит в Законе Моисея. В античном мире жены часто почитались движимым имуществом, чтобы его использовать, а изношенное заменить другим. Дети рассматривались как нагрузка на семейный бюджет.
Законы Израиля были иными. Еврейские женщины пользовались уважением. Измены и проституция считались низостью. Мужьям надлежало обращаться с женами пристойно, даже если те им не нравились (Числ.21:13-16; 22:13-19). Хотя развод и не запрещался, но и не поощрялся и был строго регулируем (Числ.24:1-4). Идеальная супружеская пара с самого начала «настраивалась» на совместную жизнь до конца дней своих – одна женщина и один мужчина (Быт 2:18,24).
Закон делал особое ударение на хорошее воспитание детей. В обязанности отца входило научить ребенка законам и путям Бога (например, Вт.4:9,10; 6:7; 32:46).
Иудейская религия никогда бы не выжила без этого особого внимания к религиозному образованию в каждой семье. В то же время это имело и полезный «побочный» эффект: они всегда были более образованы, чем любая другая нация. Без сомнения, их успех в мире обязан и этому.
Так, перепись 1861г. выявила, что более половины населения Италии не умеет читать или писать, среди же итальянских евреев только один из семнадцати не умел писать или читать[10]. Перепись университетских студентов в Великобритании в 1954-55гг. обнаружила, что 2,8% студентов были евреями[11], хотя евреи составляли только 0,8% всего населения страны.
Снова стоим мы перед замечательным фактом. Закон Моисея (записанный в первых пяти книгах Библии) может считаться удивительно продвинутым по своему содержанию. Он опередил время, по крайней мере, на три тысячи лет. Большая часть населения мира даже не задумывалась над многими аспектами Закона до наступления восемнадцатого или девятнадцатого столетия.
Как мы можем это оценить? Как мог Моисей дать своему народу столь прогрессивный и удачный закон?
Сам Моисей так объясняет:
«Есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь?… И есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы?… Говорил Господь к вам… и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам…» (Вт.4:7,8,12,14).
Моисей совсем не упоминает своей заслуги. Он не был великим законодателем тех лет. Он не был человеком, ушедшим вперед на 3000 лет. Это не его личный гений позволил ему предвосхитить столько современных открытий в области социологии, гигиены, медицины и экономики. Его Закон, сказал он, пришел от Бога.
Объяснение, данное Моисеем, согласуется с фактами. Есть ли какое иное объяснение, столь же хорошо с ними согласующееся? Как атеисты объясняют эти упрямые факты?
Ответ состоит в том, что они и не объясняют. Они не могут дать рационального объяснения фактам и снова используют технику «вокруг да около».
«Моисей не писал закона, – кричат они, – он был составлен другими людьми на 5-10 веков позже Моисея». Как будто это много меняет! Даже если и так, закон станет лишь на 2000 лет опередившим время, вместо 3000! И, кроме того, все же никто не доказал, что закон писан не Моисеем.
Тогда они меняют тактику: «Да это всего лишь проеврейская пропаганда!».
Опять же: ну и что? Факты остаются фактами, даже если кто-то прилепит к ним ярлык «пропаганда». К тому же это и неправда. Мои чувства, действительно, на стороне Библии, но не на стороне евреев. Я всего лишь нейтральный наблюдатель неординарного народа с его неординарным законом.
Спросите себя: «А как бы я сам объяснил эти факты?» Вы знаете, как Моисей объяснил их. Он сказал, что получил этот удивительный закон прямо от Бога Всевышнего.
Если это не так, то как же ему удалось создать такой закон?
[1] „Punch“, London, 1854, XXVI, 82.
[2] A.R.Short „The Bible and Modern Medicine“, Paternoster Press, Exeter, 1964.
[3] Aldo Castellani and Albert John Chambers „Manual of Tropical Medicine“, Bailliere, London, 1910.
[4] C.Roth „The Jewish Contribution to Civilisation“, Horovitz, London, 1956.
[5] „Constitution of the Conservation Society“, London, 1966.
[6] Quoted by Roth in Reference 25.
[7] C.Roth, op.cit.
[8] Quoted by S.J.Prais in the symposium „Jewish Life in Modern Britain“, edited by J.Gould and S.Esh.Routledge and Kegan Paul, London, 1964.
[9] E.Kransz, in Reference 29.
[10] C.Roth, op. Cit.
[11] E.Kranz, in Reference 29.