Иисус Христос и Троица – что об этом говорит Библия?
За Троицу: М-р Лесли Эверитт (Евангельские Христиане) Против Троицы: М-р Данкан Хистер (Христадельфиане)
Первая речь м-ра Хистера
Против Троицы
Добрый вечер, м-р председатель, м-р Эверитт, леди и джентльмены.
В книги пророка Иеремии 9,24 читаем следующее:
“Хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь” (Яхве).
Думаю поговорить о том, что такое понятие о Боге, как Троица является неудобовразумительным, и полностью противоречащим совершенно ясному учению слова Божия. Кто из вас может понять, как Бог может быть одновременно един и в то же самое время в трех лицах, быть тремя, и все-таки одним? Можно ли понять, как может Сын существовать еще до своего рождения, Которому столько же лет, сколько и Его Отцу? Полагаю, что учение о Троице совершенно чуждо слову Божию. В Библии вообще не встречается такое слово как “Троица”, ибо оно было привнесено в Христианство, как известно многим из присутствующих здесь, лишь в 3-м столетии Н.Э.
В Новом Завете слово “Бог” встречается около 1300 раз, и ни разу, ни в одном из этих мест, это слово даже не подразумевает существование “Бога” во множественном числе. Наоборот, в Ис 45 читаем: “Так говорит Господь (Яхве):… Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня”. Итак в Библии всегда и везде говорится о существовании только одного настоящего Бога, и этим Богом является Яхве. Полагаю, что и м-р Эверетт также верит, что есть только один Бог. Он верит в существование одного Бога, состоящего из Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Однако уверен, что такой Бог не известен Писаниям. Обратившись к Новому Завету, в 1-м Послании к Коринфянам 8,6 читаем: “но у нас (у истинных верующих) один Бог Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос”. Здесь в Библии говорится о существовании только одного Бога, а не о Боге Сыне, Боге Отце и Боге Святом Духе. Существует только один Бог, Бог Отец, как существует только один Господь Иисус Христос. В Евангелии от Иоанна 17,3 Сам Иисус говорит: “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа” (обратите внимание на то, что Иисус называет Бога Отцом). Так что и здесь речь идет об одном Боге, Боге Отце, а также об одном Господе Иисусе Христе, посланным Отцом. В 4-й главе Послания к Ефесянам говорится о том же самом: “один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми”. Над всеми – Бог Отец. 1-е Послание к Тимофею 2,5: “Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус”.
Надеюсь, что каждое место, которое будет цитировать Лесли, не будет противоречить такому простому и ясному учению Библии, ибо в любом месте Библии, взятом им, обязательно должно не подразумеваться, а прямо говориться о Троице.
О том, что есть только один Бог, Яхве, читаем и в Евангелии от Иоанна 1,18: “Бога не видел никто никогда”. Хотя в Исх 19 читаем о том, как Яхве сошел на гору Синай, а в Исх 24,9: “Потом взошел Моисей и Аарон… и видели Бога Израилева”. Иоанн говорит, что “Бога не видел никто и никогда”, а в Исх 24 написано, что Моисей и Аарон видели сошедшего на гору Бога Израилева. Значит ли это, что сказанное в книге Исход противоречит Евангелию от Иоанна? Разумеется, нет. Объяснение тому находим в Деян 7, где в ст 38 читаем следующее: “Это тот (Моисей), который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае”. Итак, когда говорится о сошествии на гору Яхве и о том, что поднявшись на нее люди видели Бога Израилева, Стефан в Деян 7 утверждает, что это не был Сам Яхве лично, а вместо Него был Его Ангел. Об этом же Ангеле в Исх 23 Бог Яхве говорит: “Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути… блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его… ибо имя Мое в Нем”. Итак сказано, что именем Яхве назывался Ангел, и что этот Ангел был послан Самим Яхве. Когда говорил Ангел, считалось, что говорил Сам Яхве. Когда что-то делал Ангел, считалось, что это делалось Самим Яхве. Таким образом этот Ангел являл Самого Яхве. Он назывался тем же самым именем Яхве. И все-таки Ангел не был Самим Яхве. Он только являл собой Господа Бога. И это – очень важно, к чему я собираюсь еще вернуться, но чуть позже.
В Ветхом Завете несколько раз сказано о намерении Яхве явить Самого Себя не только через Ангелов, что можно заметить и в самом Его имени, Яхве, или же Иегова, которое означает “Сущий” (Тот, Кто был, есть и будет).
Это тщательно продуманное намерение можно увидеть в таких пророчествах, как пророчество, записанное во 2Цар 7, где Господь Бог говорит Давиду: “Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю (“воскрешу” - в переводе 70-ти) после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его… Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном” (2Цар 7,12,14). Нет никаких сомнений о каком великом семени (потомке) Давида здесь говорится, ибо в самом первом стихе Нового Завета сказано: “Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова…”
Итак Господь Бог говорит Давиду об Иисусе, что Он будет Ему Отцом, а Иисус будет Ему Сыном. Обратите внимание на то, что это было сказано в будущем времени. А это говорит о том, что Иисус не мог существовать как Бог в то время, когда Господом Богом давалось это обетование Давиду. Господь говорил: “Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном”. Говорил о будущем.
В Пс 131,11 говорится о том же самом, где записаны слова Господа Бога, сказанные Им Давиду, “от плода чрева твоего посажу на престоле твоем”, и эти слова цитируются в Деян 2, когда говорится об Иисусе. Иисус Христос был плотским плодом чресл Давида, Которому надлежало быть посаженным на престол Богом. Если Иисус был плодом чресл Давида, то как Он мог существовать тогда, когда Господь Бог говорил эти слова Давиду?
Итак у Давида должен был родиться сын. Его еще не было на свете, когда Давиду давалось обетование о его рождении.
Псалом 88-й, если хотите, является Божиим комментарием данного Давиду обетования. И в этом псалме, в 28-м стихе, читаем о сыне, обетованном Давиду. Господь Бог говорит: “Я сделаю его первенцем”. А потому не может и не должно возникать никаких предположений о “предвечном” рождении Иисуса, как о том утверждают поклонники веры в Троицу. Он просто не мог родиться “предвечно”, ибо Господь Бог говорит: “Я сделаю его первенцем”, - и говорит это в будущем времени. Чуть раньше, в ст 27 того же самого псалма, читаем: “Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего”. Так что получается, что Иисус называет Господа Бога Своим Отцом и Своим Богом. Само собой, тут же вспоминается распятие, и вопль Христа на кресте: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” Эти слова не оставляют места для мысли о том, что Иисус был точно таким же Богом, как и Его Отец. Так же обратите внимание на то, что Иисус говорил Богу, что Он “твердыня спасения” Его, а это значит, что и Сын Давида, Господь Иисус Христос, Сын Божий, нуждался в спасении. Ему необходимо было звать Господа Бога “твердынею спасения”, ибо и Иисусу нужно было спасаться.
Итак, обратимся теперь к Новому Завету, к обстоятельствам, сопровождавшим рождение Иисуса. Вспомните, как Ангел явился Марии со словами: “И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик (сказано в будущем времени!) и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его”. “Наречется Сыном Всевышнего”. Не сказано, что Он уже называется Сыном Всевышнего, а говорится, что Он лишь наречется, будет называться в будущем. Так же обратите внимание на словосочетание, “Сыном Всевышнего”. Если Господь Бог является “Всевышним”, и если слова вообще чего-нибудь да значат, тогда как Иисус может быть соравен и совечен Самому Господу Богу, если Тот “Всевышний”, а Иисус Христос – Сын Всевышнего? Интересно знать, что скажет по этому поводу Лесли?
Итак, продолжим. Как все это могло быть? Как Иисус мог стать вдруг Сыном Божиим? Да потому что Дух Святой сошел на Марию, а в Евангелии от Луки, в первой главе, Святой Дух идентифицируется с “силой Всевышнего”. А это значит, что Дух Святой не является личностью. Это – сила Всевышнего, или же Сам Господь Бог.
В Евангелии от Матфея 1,18 о том же самом сказано, что Мария имела “во чреве от Духа Святаго”. Если Мария зачала от Святого Духа, и если верить в существование Троицы, в которой Дух Святой является также Богом, тогда Отцом Иисуса будет Святой Дух, ибо сказано, что Мария имела во чреве именно от него. Так что учение о Троицы уже с самого начала слова Божия заявляет о себе как о противоречивой, безосновательной и страшно запутанной теории.
Итак, рожденный Марией, Иисус стал сыном Давида, а также Сыном Божиим, потому что был зачат Господом Богом благодаря Его силе, Святому Духу. Сейчас бы мне хотелось напомнить вам хорошо известное всем место, Ин 3,16, место, которое настолько хорошо всем известно, что оно, как правило, прочитывается, или же благовествуется, без уделения ему должного внимания. И это, к сожалению, свойственно всем нам. Итак, давайте все-таки задумаемся над этим местом: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. Если Иисус был рожден, значит у Него есть начало, а если Он когда-то начал жить, будучи рожден Богом, Он никак не может быть совечен Отцу, а потому не может быть и Самим Господом Богом, ибо нам сказано, что Он безначален. В Послании к Галатам 4,4 говорится, что Христос “родился от жены”. В Рим 1,3 об Иисусе Христе говорится, что Он “родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых”.
О том же самом можно и продолжить. Так в Послании к Евреям 1,5 читаем: “Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя?” Итак, из Писаний следует, что Сын Божий был рожден и рожден в четко определенное для того время. “Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя”. А это значит, что Иисус не был рожден предвечно, как это утверждают поклонники Троицы. Нельзя одновременно родиться “ныне” и быть рожденным предвечно, быть совечным. А потому напрашивается вывод, что если уж Иисус был рожден и рожден Отцом в четко определенное на то время, то Он никак не мог быть второй ипостасью Троицы.
Итак, теперь давайте посмотрим на жизнь Христа. В Лк 2,52 сказано, что “Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков”. Слово “преуспевать” означает, “успешно развиваться”. Так что Христос успешно развивался пред Богом и перед людьми. Когда же мы читаем о крещении Иисуса Христа, то узнаем, что крещение Иисуса было ради того, чтобы исполнилась всякая правда.
Если бы Иисус был соравен Богу Отцу, Ему не было бы нужды спасаться, однако в Библии, как мы уже заметили это раньше, говорится, что Он нуждался в спасении, что Он молил Господа Бога спасти Его. Об этом ясно сказано в Евр 5,7: “Он (Иисус Христос), во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами (обратите внимание на то, как Иисус молился Богу) принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение”. Так что и Христос молился Богу о Своем спасении, ибо и Он нуждался в спасении. Следующие два стиха, также очень трудно понять, если стоишь на точке зрения поклонников Троице. “Хотя Он (Христос) и Сын, однако страданиями навык послушанию”. Послушанию кому? Богу. Христос навык послушанию Богу через страдания. Другого пути научиться слушаться Самого Господа Бога просто нет. И дальше, в ст 9: “и, совершившись, сделался для всех послушных Ему (Господу Богу) виновником спасения вечного”. Итак Иисус “совершился”, или же стал совершенным, усовершился. А это говорит о том, что когда Он родился, то еще не был совершен. Говоря о “совершенстве” я не имею в виду, что это слово означает “безгрешность”, ибо слово “совершенство” означает “законченность”, “полноту”. Сам же Иисус был безгрешен, свят, чист и непорочен.
В том же Послании к Евреям, в главе 13, стихе 20-м читаем о том, что Бог мира воздвиг из мертвых “Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса” Христа. О какой “Крови завета вечного” идет здесь речь? Конечно же, о Крови Иисуса Христа. Она была пролита при жертвоприношении Иисуса, пролита во время распятия на кресте, ради Его же Собственного спасения, чтобы Он мог быть воскрешен из мертвых.
Каким образом Иисус начал и как проходило Его служение? В Евр 4,15 об этом времени сказано, что Он был “подобно [нам], искушен во всем”, тогда как в Иак 1,13 написано, “что Бог не искушается злом”. Ну, а если Бог не искушается, а Иисус был “искушен во всем”, сам собой напрашивается вывод, что Иисус не был таким же Богом, как Бог Отец.
И опять-таки можно продолжить эту тему, ибо в 1-й главе Послания Иакова также еще говорится, что “каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью”, что и приводит человека ко греху. Иисус же, как о том сказано в Евр 4,15, был “искушен во всем”. Иаков говорит о том, что мы искушаемся собственной похотью, а потому, если Иисус был искушен, подобно нам, то И Ему был знакомы те же похоти, которые обуревают нас. Он обладал тем же естеством, что и мы. Само собой, было бы страшным богохульством утверждать, что у Самого Господа Бога была возможность искушаться и грешить. Христос же, как сказано, был искушен во всем так же, как искушаемся мы с вами. Когда вы, или я, сталкиваемся в этой жизни с искушением, пред нами встает выбор – повиноваться, или же не повиноваться Богу. Иисусу так же приходилось стоять перед той же дилеммой. Однако каждый раз Он выбирал повиновение. Он выбрал повиновение даже в искушении под самый конец Своей жизни. Ибо Он всегда избирал путь Божий. А это значит, что у Него была возможность согрешить, иначе бы Его искушения не были настоящими искушениями. Каждый раз Он мог пасть. Но все же, несмотря на это, Он не согрешил. Так же, как и Сам Господь Бог безгрешен и не имеет недостатков. Как мы уже говорили, во 2Цар 7 прорекается об Иисусе, о великом потомке Давида, где также говорится: “и если он согрешит, Я накажу его”. В Новом Завете это пророчество цитируется, когда говорится о Сыне Божием. “Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном”. Но Господом Богом также сказано, что если Он согрешит, то Бог Отец накажет Его. А это значит, что когда Господь Бог давал Давиду обетование о Иисусе, Он знал, что Он будет иметь возможность согрешить. Однако Он не грешил, о чем сейчас не стоит говорить подробно. Он был совершенен, хотя и мог грешить.
Однако, несмотря на то, что Иисус не был Самим Господом Богом, Он все же являл Собой Бога. Как Ангел, называясь Его именем. Он говорил в Ин 5,43: “Я пришел во имя Отца Моего”. Именно по этой причине в Мф 1,23 читаем, что Христос был назван “Еммануил, что значит: с нами Бог”.
(Я собираюсь немного превысить свой лимит времени).
Мне хотелось отметить то, что Иисус не являл при жизни воплотившегося Бога Сына. Он являл людям Господа Бога таким, каков Он есть на самом деле. Он был совершенен, а потому мог говорить: “Видевший Меня видел Отца”. Слова, которые говорил Иисус были не словами воплотившегося Бога Сына, это были слова Самого Отца. Иисус говорил: “Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру… но как научил Меня Отец Мой, так и говорю”. Таким образом Иисус, если хотите, был “передатчиком” того, что Отец говорил Израилю. Ин 3,34: “Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа”. Обратите внимание на то, что Иисус говорит, что Он был послан Богом. А чуть позже Он же утверждает, что “посланник не больше пославшего его”. А в другой раз, когда думали, что Он является Самим Господом Богом, Он сказал: “Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог”. Он, как никто другой, очень хорошо сознавал, что обладает тем же самым проклятым грешным естеством, о котором Павел говорил, что в нем “не живет… доброе”.
Во всех своих новозаветных Посланиях Апостолы постоянно называют Иисуса “Сыном Божиим”, очень часто говоря: “Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа”. Да и Сам Иисус смотрел на Своего Отца, как на Своего Бога: “Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему”. В Ин 14,28 Он сказал: “Иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня”, - тогда как в символе веры Афанасия Великого, определяющего понятие Троицы, сказано: “И из всех трех Лиц ни один не первый, и ни один не последний, ни один не меньший, и ни один не больший, но все три Лица одинаково вечны и одинаково велики”. Что явно противоречит словам Иисуса о том, что Бог более Его.
А потому я против понятия Троицы. Потому я утверждаю, что Иисус Христос не является одной из ипостасей Троицы. Он – Сын Божий, Бога, являющегося Его Отцом.
Спасибо.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
На самом деле до конца определенного времени не хватило буквально двух минут, ибо мы как раз собирались дать предупредительный звонок о том, что остается пара минут до конца выступления, что бы выступающий знал, что, в случае превышения времени, в следующий раз его время будет урезано, так чтобы время всех выступлений осталось тем же самым.