Иисус Христос и Троица – что об этом говорит Библия?
За Троицу: М-р Лесли Эверитт (Евангельские Христиане) Против Троицы: М-р Данкан Хистер (Христадельфиане)
Первая речь Л. Эверитт : Доказательства существования Троицы в Библии
Добрый вечер, м-р председатель, м-р Хистер, леди и джентльмены.
Моя задача, как я ее понимаю, состоит в том, чтобы на основании Писаний показать и доказать Божество Иисуса.
Это можно сделать различными способами. Воистину, одна из трудностей для любого, участвующего в прениях по этому вопросу, состоит в том, чтобы за ограниченный период времени выбрать из такого множества доказательств, свидетельствующих о том, что Иисус есть Бог, самое главное.
Одно является совершенно ясным и неоспоримым, это то, что в Писаниях существует несколько мест, в которых Иисус просто называется Богом. И первым местом, которое приходит на память в свидетельство об этом, находим в самом начале Евангелия от Иоанна: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога”. Само собой разумеется, что это место Писаний обсуждалось много, много раз, однако одно остается совершенно ясным, несмотря ни на что, по крайней мере для меня, когда говорится, что “Слово было Бог”, то всем абсолютно ясно, о каком Слове здесь идет речь. Иисус не просто являл Собой Бога, ибо об этом здесь вообще нет речи, здесь говорится о том, что Слово – Сам Иисус – был Бог. Знаю, что наши друзья Христадельфиане утверждают, что в этом месте под “Словом” подразумевается не Иисус. Что здесь говорится о намерении Бога. Однако, если прочитать это место все целиком, то неизбежно обнаружится, что здесь все-таки, хотя и абстрактно, но говорится о Человеке. Позвольте мне продемонстрировать это. Я буду читать до тех пор, пока на свет не всплывет то главное, о чем я хочу сказать.
Стих 3: “Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими”.
Итак видно, что Человек, о Котором здесь говорится, был Светом, и этот Свет был тем же Человеком, Который в самом начале называется Словом. А если вы загляните в стих 14, где сказано, что “Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня”, - то заметите, что и здесь, беспрерывно, прослеживается та же самая мысль, что Иисус и Слово являются одним и тем же. Имею в виду неразрывность мысли говорящего о Слове-Свете-Иисусе.
В некотором смысле Евангелие от Иоанна является довольно крупным произведением. Не в смысле слов, а в смысле, мыслей, одной из которых является та, с которой Иоанн начинает свое Евангелие, а именно, что Иисус был Бог.
Насколько я понимаю, Иисус, придя в этот мир, не говорит открыто и прямо: “Я есмь Бог”. Однако, как о том сказано в другом месте, “Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним”. Если вы прочитаете Евангелия, а я полагаю, что это можно сказать о всех четырех Евангелиях, то очень вскоре наткнетесь на вопрос: Кто Он? Кто Сей Человек? И время от времени обнаружите намеки на то, Кем Он был на самом деле. Например, если мы обратимся к Евангелию от Марка (ибо, несмотря на то, что я много внимания уделяю Евангелию от Иоанна, о том, о чем мы сегодня говорим, пишется во всех Писаниях), ко второй главе, в которой написано о том, как Иисус оправдывает пред фарисеями Своих учеников из-за несоблюдения закона о субботе, когда они срывали колосья, идя через поле, то в стихе 27-м прочитаем то, что было сказано Иисусом: “Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы”. Имя “Сын Человеческий”, так сказать, параллельно другому имени – “Сын Божий”. Как правило, Иисус называет Себя так в Евангелиях почти, или около того, восемьдесят раз. А потому, когда Он говорит о “Сыне Человеческом”, то говорит о Самом Себе. “Сын Человеческий есть господин и субботы”. Слово “Господь”, “господин”, означает человека, обладающего властью над кем-то, или чем-то. А Кто может обладать властью над созданной Богом субботой, кроме Самого Бога?
Мне бы хотелось привести всего лишь еще одно свидетельство о том же самом, но из другой части Писаний. Я уже говорил, что времени отведено мало, а потому я воспользуюсь еще несколькими местами из Евангелия от Иоанна, до конца его, или, по крайней мере, до конца 20-й главы. 21-я глава написана в качестве некоего добавления, в качестве эпилога Евангелия от Иоанна, главное в котором заканчивается в 20-й главе. В 20-й главе говорится о том, как Иисус воскрес из мертвых. В ней так же говорится о некоторых трудностях в вере в него, с которой столкнулись Его ученики и, в частности, Фома. Можно сказать, что Фома был типичным представителем человечества двадцатого столетия, человеком который ничему не верит до тех пор, пока не увидит. Иисус в первый раз явился ученикам, когда Фомы с ними не было, что лишь укрепило его неверие, и во второй раз, когда Фома уже был с ними. Так что в 27-м стихе говорится: “Потом (Иисус) говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!” Если бы Иисус не был Богом, Он немедленно бы опроверг его.
Чтобы привлечь ваше внимание к подобным примером, обращусь к Деян 14. Павел и Варнава проповедуют в Листре, там, что сегодня называется Турцией. Они исцеляют хромого, и когда народ видит это, люди говорят (стих 11, глава 14), что “боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове”. После чего народ попытался принести Павлу и Варнаве жертвы. И тут же, в стихе 14-м: как только Варнава и Павел услышали об этом, они “разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них”, и так далее. И дальше, в стихе 18-м: “И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы”.
И опять в Деян 10 мы видим, как Петр приходит к Корнилию. Корнилий, Римский сотник, послал к Петру людей с просьбой прийти, благовествовать ему Евангелие. Когда тот пришел, то в стихе 25-м сказано: “Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек”.
И опять, на этот раз в Откровении. В 1-й главе Иоанн припадает к ногам Иисуса, явившемуся ему в удивительном виде “подобного Сыну Человеческому”. И это не было ему запрещено.
Если заглянуть в конец этой книги, то в 22-й главе, в стихе 8-м можно прочитать: “Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться [ему]; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись”.
Видите, любое поклонение кому-нибудь, кроме Бога, является ужасным грехом, ибо и Сам Господь, сказал, будучи искушаем от диавола требованием, чтобы Он поклонился ему: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”. Однако, как видите, Иисус не запрещал поклоняться Себе.
И опять в конце Евангелия от Луки, когда Иисус отделился от них, говорится, что “они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью”.
Воистину, в Писаниях существует много мест, где говорится о поклонении Иисусу. Например, в конце 2-го Послания к Тимофею, в главе 4, стихе 18 находим: “И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков”.
Так же и в конце 2-го Послания Петра он наставляет слушающих его, говоря: “возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь”.
Вернемся к Откровению 1,6 (а то и к 5-му стиху): “и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь”.
Обратимся к главе 5, стиху 9, где старцы “поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени”. Видите, эти слова обращены к Иисусу.
И опять, в стихе 13-м, поклонение Иисусу приравнивается поклонению Богу: “Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков”.
Иисусу, Агнцу Божиему, поклоняются так же, как Богу. Значит, Он – Бог.
По вопросу о Троице. Я хочу напомнить вам лишь об одном (ибо мое время почти истекло), о том, что в конце Евангелия от Матфея, Отец Сын и Святой Дух объединяются вместе тем, что называются одним именем. И заключительная заповедь Иисуса Своим ученикам, в главе 28, стихе 19 такова: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа”. Одно имя, три Лица, один Бог.
Думаю, что это все, что мне бы хотелось вам сказать на данный момент времени. Надеюсь, что я ответил на некоторые вопросы, задетые м-ром Хистером.
Таковы доказательства Библии о существовании Троицы.