> Все книги  >

"На Основах Библии"

Руководство для духовного роста

Данкан Хистер

Занятие 1 : “Итак, кто во Христе…”

1.1.1: “Христос в вас” 1.4: Обновление жизни
1.1.2: Сокровенный человек1.5: Сила основ
1.2: Вопрос определенности1.6: Столкновение миров
1.3: Новый Завет Занятие 1 Вопросы
1.4. Обновление жизни

Книга Бытие, по крайней мере, заставляет нас задуматься о творении того, что произошло из невидимого (Евр.11:3), ставшее нашим сегодняшним миром около 6000 лет тому назад. Через реорганизацию и преобразование химических элементов из хаоса появились новые формы жизни. “Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого (т.е. того, что уже существовало) произошло видимое”. Творение, как написано, произошло словом Божьим. А теперь, то, что не легко постичь: “Итак, кто во Христе (крещением), [тот] новая тварь (или же творение) ” (2Кор.5:17). Другими словами, неудержимая сила творения обрушивается на верующего после крещения. В сознании человеческом формируется нечто абсолютно новое. Но это лишь начало действия. Шесть дней творения – прообраз той работы, которую делает Бог в верующем всю его жизнь. Трудно поверить, что Бог действует Своим словом в каждом, из разбросанных по всему миру христадельфиан тогда, когда после ужина и “трудов праведных” они берутся за “Спутник ежедневного чтения Библии”. И все же Бог действует в нас, мощно и неудержимо: “Слово Божие… действует в вас, верующих” (1Фес.2:13). Наш Бог – Бог Творец, без устали созидающий. Он – сила Его Святого Духа, являемая Его словом.
Когда мы становимся “новой тварью”, то “древнее прошло, се (пойми это!!!), теперь все новое” (2Кор.5:17). Эти же слова встречаются в Откр.21:5, где написано о втором пришествии, когда все будет сотворено новым, а старое, или древнее, этой жизни будет предано забвению. Схожесть этих мест предполагает, что, в перспективе, мы из этой жизни перейдем прямо в Царство, так что глобальные изменения, которые произойдут на земле при установлении Царства, должны отображаться в воображении верующего уже сегодня.
Отделение…
Идея ухода старого, которое заменяется новым, должна читаться в соединении с главой 2Кор.4, рассказывающей о конце Моисеева закона. В Новом Завете и в других местах слово “древнее”, “старое” прямо относится к закону (Лк.5:39; 2Пет.1:21; Римл.7:6; 2Кор.3:14), равно как и слово “прошло” (Мф.5:18; 24:35; 2Пет.3:10). И, однако, 2Кор.5:17 со всей ясностью говорит об обновлении мышления обратившегося к Христу. А если так, то почему здесь существует намек на изменение Моисеева закона на Христианский? Не потому ли, что разрыв обращенного Иудея с Иудаизмом, точный прообраз нашего разрыва с прежним мышлением, повязанным с прошлым влиянием на нас, будь то родителей, или священников, или западного образа жизни, или атеистических идей коммунизма, или же африканских суеверий? Всем нам приходится отделяться от естественного образа мышления, да и от рутинного течения самой жизни. В Новом Завете много места занимает описание борьбы первых христиан, отделяющихся от прежних связей с окружающим их Иудаизмом – духовно, социально и эмоционально. И это не просто история, ибо согласно 2Кор.5:17 их разрыв с Иудаизмом является для нас примером нашего разрыва, но уже с нашим прошлым. Ранние обращенные язычники точно так же порывали со своим окружающим миром. Посмотрите на фессалоникийцев. Они приняли Евангелие, как истинное слово Божие (1Фес.2:13), хотя большинство жителей этого города пренебрегли благовестием (Деян.17:11).
Обновление жизни
Римл.6:4, возможно, следует читать во время крещения: “Дабы, как Христос воскрес из мертвых… так и нам ходить в обновленной жизни”. “Обновленная жизнь” – это вся наша жизнь после крещения в новом, подобном Христову после воскресения, духе. Сама мысль об обновлении должна повлиять на нашу жизнь. Новизна оживления новой твари – непрекращающийся процесс. И, однако, наша плотская жизнь так однообразна, так нуждается в свежей струе… Но обновление жизни из Римл.6:4 прямо связано с обновлением духа (Римл.7:6), с обновленным мышлением. Бог, говорящий нам о творении в Бытии, “озарил наши сердца”, просветил наше внутреннее мышление (2Кор.4:6). Вполне возможно, что знакомство с обновленной жизнью, может породить презрение, как это случалось в ранней церкви. Мы забываем о нашем очищении от прошлой жизни, “об очищении прежних грехов своих” (2Пет.1:9) в крещении. Ощущение этого чуда со временем может быть утеряно нами.
Только что мы рассмотрели, что обновление жизни после крещения больше относится к нашему мышлению, к нашей духовности, чем к просто жизни. Внешний наш человек со временем становится все слабее и слабее, в то время как внутренний “со дня на день обновляется” (2Кор.4:16). Примечательно, что Христианское отступничество больше говорит о физическом исцелении Богом, оглупляя, таким образом, благовестие обновленного мышления твари, сотворенной Богом с такой же непостижимой силой, как и во дни земного творения. Например, “дух” в Римл.8 относится к новому уму, возникшему в результате нового творения, но этот “дух” очень часто путают с дарами Святого Духа. Грустно, что такое чудесное дело Божие пренебрегается многими верующими.
Обновленные понятия
Обновленная мышлением жизнь отображена в языке Библии. В частности, Новый Завет преподносит понятия, которые были совершенно чужды мысли современного ему мира. Из-за этого Христианство так сильно повлияло на греческий язык, ибо некоторым словам было дано совершенно новые значения. Например, Христианская идея о том, что смерть – это только сон, перешла в греческое слово, обозначающее “кладбище” с буквальным значением – “дортуар” (общая спальня). В греческом языке было только одно слово, обозначающее “женщину”, в нем не было определения для “замужней”, потому что сама мысль, что женщина может остаться не замужем, была чужда грекам. Женщины всегда выходили замуж. А потому и было слово, обозначающее “девочку” и так же слово, обозначающее “женщину”. Павел же, движимый Духом, выдвигает идею женщины, сознательно решившей остаться не замужем, целиком посвящая себя Господу (1Кор.7:34), называя ее “незамужней”. Это слово должно было сильно резать слух греку первого столетия, для нас же оно стало привычным. Суть в том, что Бог дарует верующим принципиально новые интеллектуальные понятия, которые порой невозможно выразить простым и доступным языком.
Или взять хотя бы понятие смирения. Господь говорил, что лидеры, большие начальники, в Его Царстве будут покорными рабами (Мф.20:27). Говоря о Себе, Христос уподоблял Себя смиренному и мягкому Царю, что явно не укладывалось в голове грека первого столетия. Взгляните на комментарии другого автора: “Для древних греков не находилось места для смирения. В их языке до первого столетия не было даже слова для такого определения… очевидно, ранние христиане были авторами этого слова. Это – неуклюжее, длинное слово, составленное из двух греческих слов, значение одного из которых – “склоняться”, а другого – “мысленно”. Внезапное появление этого слова в греческой литературе в первом веке, в основном обязано влиянию ранней церкви”(1).
Или же любовь. Мы можем “уразуметь превосходящую разумение любовь Христову” (Еф.3:19), мы можем оперировать с духовным понятием, которое вне нашего естественного понимания – мы можем понять непонятное. Одинаково мы можем испытывать “мир Божий, который превыше всякого ума” (Флп.4:7). В греческом языке существует насколько слов, определяющие “любовь”: “агапэ” – слово, используемое чаще других в переводе семидесяти ; “эрос” – относящийся к физическому аспекту; “филио” – используемое, например, для описания родительской любви к своим детям. В переводе семидесяти Ветхого Завета, эти все понятия почти перемешались и стали равнозначными. Христос же предложил совершенно новую парадигму: “Заповедь новую даю вам, да любите (“агапэ”) друг друга; как Я возлюбил вас” (Ин.13:34). Любить так, как любил Христос, было нечто абсолютно новым, а использование слова “филио” тут не было уместным. Христос избрал бесцветное нейтральное слово греческого – “агапэ”, сделав его словом, показывающим любовь Божью и Христа к нам, а также того, что должны оказывать Их последователи по отношению друг к другу. Это – “агапэ”, говорит Он, обновленное слово, которое должно быть включено в ваш словарный запас. Это правда, что “агапэ” и “филио” в Новом Завете слова, взаимозаменяющие друг друга, впрочем, так же верно и то, что Господь вложил в эти старые слова новый смысл. Однако Он не только дал новую жизнь слову, но Он также показал его на Себе и в Себе. Господь поставил человеческое представление о любви с головы на ноги. Так Он позволил вовлечь Себя в фарисейский диспут о том, кто является ближним нашим с тем, чтобы показать в притче о Самарянине, что все мы должны быть ближними друг другу.
Или возьмем милость. Мы уже говорили о ней. Мысль о полном и всепоглощающем прощении, о милости Божьей к нам, чужда нашему человеческому мышлению и не встречается в жизни. Или же Божья праведность, справедливость – она также чужда нам. Так, например, нам приказано восхвалять Бога за истребление первенцев в Египте потому, что это – знамение Его вечной милости (Пс.135:10 ср. 142:12). Этого вполне достаточно для доказательства того, что понятия о милости у нас и у Него различны.
Новый язык
Итак, мы думаем на новом языке, алфавит которого начинается и заканчивается во Христе, альфе и омеге (первая и последняя буквы греческого алфавита, Откр.21:6). На этом же языке мы разговариваем, друг с другом, что объясняет наше взаимопонимание при встречах, когда мы обходимся без человеческой речи. Мы, граждане духовного Израиля, оставили свои прежние народы и живем новой жизнью, с новым Царем и в новом Царстве с новым языком. Само собой, что мы еще находимся во плоти, но чем больше и больше мы осознаем все эти вещи, тем более и более сознаем себя выше окружающего нас мира, выше настолько, насколько небо выше земли, мы сейчас “на небесах во Христе Иисусе” (Еф.2:6). Трудно ожидать, что мир сможет понять нас. Но мы находимся в хорошем сообществе. Простые люди, окружавшие Марию Магдалену, Петра, Павла и других апостолов, да и Самого Господа, почитали их просто за сумасшедших. Павел, вынесший из подобного опыта много полезного, писал: “Если мы выходим из себя, то для Бога… я дошел до неразумия… примите меня, хотя как неразумного… мы безумны Христа ради” .
Если все это действительно относится к нам, то нет необходимости перечислять все те изменения, которые происходят в жизни обращенного во Христа. Это все – вещи довольно абстрактные, но если они правильно поняты, то они оказывают очень заметное действенное влияние на каждого из нас.
Примечания:
1) Алан Хейвард, “Смиренный царь” (Alan Hayward, “The Humble King”, “The Bible Missionary” №131), январь 1994.


 
 На Основах Библии Index