> Все книги  >

"Толкование притч"

Данкан Хистер

Предисловие: толкование притч 1-1. Доля нереального 1-2. Главное в конце 1-3. Притча о сеятеле 1-4. Притча о нанятых в 11-м часу работниках 1-5. Два плотника
1-6. Необычайно добрый пастырь1-7. Притчи об Израиле 1-8. Призвание благовестия 1-9. Притчи о суде 1-10. Божественность притч 1-11. Оставшиеся без ответа вопросы в притчах
2-1. Притча о блудном сыне2-2. Блудный Израиль 2-3. Раскаяние блудного сына 2-4. Заклание жирного тельца 2-5. Старший брат 3-1. Добрый Самарянин
1-3. Притча о сеятеле

В притче о сеятеле 75% семян падает на плохую почву только из-за того, что сеятель настолько горяч, что разбрасывает семена налево и направо, очевидно совершенно не заботясь о том, куда, на какую почву они упадут. Главное для него состоит не в том, что почитают нормальным нормальные сеятели, а как можно шире и дальше разбросать семена. А это говорит о том, что даже тогда, когда наше благовестие не приносит видимых результатов, это не должно обескураживать нас, ибо нам нельзя отчаиваться и терять главное, ревностный дух благовестия, с каким нам нужно шире и дальше распространять слово Божие. Если коротко, то нам необходимо благовествовать “всем”, буквально всем людям, включая и тех, в ком оно, очевидно, не взрастет(1). Однако притча также говорит и о семени, которое “упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто” (Мк 4,8). Любой, имеющий представление о сельском хозяйстве, скажет, что такое абсолютно не возможно. Посев 1-го столетия в Палестине в среднем приносил десятикратный урожай(2). Какой же была тогда эта “почва”? Что это было за семя? Ясно, что это Господь Иисус, Который говорил о Себе (о чем записано в Евангелии от Иоанна), как о зерне, которое должно быть посеяно в землю и принести много плода. Другие же зерна также принесли 30 и 60 кратный урожай. И такой урожай был так же необычайно и неслыханно высок. Разве Господь не пытается тем самым сказать нам, насколько сильно меняет жизнь человеческую Его благовестие? Главной особенностью грядущего Царства Мессии будет его изобилие (Ам 9,13; Иер 31,27; Иез 36,29,30), так что эта притча звучит так, как будто Господь хочет сказать, что будущее Царство уже начинается здесь и сейчас в нашей человеческой жизни.

В другой притче зерно горчичное “становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные” (Мк 4,32). Горчица не вырастает такой большой. Суть в том, что малое семя (зерно) благовестия производит в человеке множество плода, ибо читая разнообразную литературу, размещая в газетах объявления, крестя людей, мы тем самым, по благодати Божией, становимся частью Его грядущего Царства, становясь тенью, под которой могут укрыться люди мира сего. И в этом удивительная сила благовестия. Ведь только благодаря ему мы можем разрастись до размеров спасителей людей. Благовествуемое нами Евангелие уподобляется закваске (что само по себе удивительное сравнение), ибо благодаря самому своему человеческому естеству мы можем влиять на других таких же как и мы обыкновенных человеков. Однако в притче немногое количество закваски, положенной женщиной, квасит огромное количество муки (Мф 13,33). Очень может быть, что эта притча рассказывает нам о том, что наше молчаливое и незаметное свидетельствование и благовестие может так же приносить очень хорошие результаты.

Притча о пшенице и плевелах также содержит в себе то, что не бывает на самом деле в жизни. Некто сеет плевелы на уже посеянное поле пшеницы. Проспавшие это дело работники не получают, как кажется, заслуженного выговора. Плевелы, из-за того что их корни переплелись с корнями пшеницы, нельзя вырывать, к тому же любой попытавшийся сделать это, неизбежно еще и потопчет пшеницу. Так как же они будут удалены во время жатвы? В жатве должны участвовать жнецы со способностями, далеко превосходящими человеческие, т.е. Ангелы. А это значит, что не нам выдергивать плевелы. Не нам! И все же, именно это-то, до сих пор и не понимается многими из нас.

В Лк 8,8 записаны чудесные слова, над которыми стоит глубоко задуматься: “Говоря это, Он возглашал: имеющий уши слышать, да слышит” (в переводе еп. Кассиана). Похоже, что Господь, рассказывая эту притчу, несколько раз “выходил из Себя”, каждый раз возглашая и призывая тем самым Своих слушателей задуматься, к какой почве принадлежит каждый из них.

Примечания

(1) На красоту этой притчи можно взглянуть и с другой стороны. В Палестине, прежде чем сеять, пашут землю. Сеятель сеет на тропике, протоптанной людьми по краю жнивья, ибо он, похоже, распахал вместе со всем полем и эту дорожку. Он сеет между терниями потому, что были распаханы и они. Под камнем же можно понимать неплодородный слой известняковой почвы, который местами так же показывается на поверхность вспаханного поля.

(2) This has been carefully worked out by R.K. McIver ‘One Hundred-Fold Yield’, New Testament Studies Vol. 40 (1994) pp. 606-608.