БОЖЬЯ ИСТИНА
Алан Хейворд
Ученый рассказывает, почему можно верить Библии
12. ТРУДНОСТИ? РАЗУМЕЕТСЯ!
Теперь пришла очередь подавать атеистам. Мы разобрали основные доводы верующих за то, чтобы верить. Теперь рассмотрим основные препятствия, не позволяющие атеистам верить. Но прежде я хотел бы сделать ясным одно: меня эти трудности совсем не раздражают. Напротив, было бы удивительно, если бы такой глубокий предмет как Слово Всемогущего был бы предельно прост и не содержал проблем.
Конечно же, есть трудности в понимании Библии. Этого следовало ожидать.
В кругу моих знакомых много ученых, безоговорочно принимающих утверждение о том, что Библия есть Слово Божье. Я, однако, не могу перечислить такое же количество людей искусства, кто был бы верующим. Возможно, это происходит потому, что мой круг знакомых естественным образом сужен до людей науки, но все же, я думаю, это правило верно. Многие друзья из разных университетов подтверждают, что среди естественников гораздо больше верующих, чем среди гуманитариев.
Может быть, причина этому кроется в том, что ученые сталкиваются с множеством неразрешенных задач в науке.
Возьмем, к примеру, физику. Еще в школе вам стало известно, как Исаак Ньютон заложил основы современной физики. Вы знаете основные законы, предложенные им, и приняли их в качестве абсолютной истины. Вы цените их простоту и красоту и понимаете, почему Александр Поп написал:
«Был этот мир густою тьмой окутан.
«Да будет свет», и вот явился Ньютон».
Затем вы поступили в университет и узнали, что законы Ньютона не объясняют всего мироздания. Трудности разрешимы лишь с помощью теорий Эйнштейна. Они работают там, где законы Ньютона бессильны. Но они и намного сложнее. Это дало повод Джону Сквайру добавить к стихам Попа:
«Но сатана не долго ждал реванша:
Пришел Эйнштейн, и стало все как раньше».
По окончании университета вы принимаетесь за собственный научный поиск. Скоро вы обнаруживаете много такого, о чем даже не предполагали во время учебы. Формулы Эйнштейна сейчас выглядят почти такими же несостоятельными, какими были в свое время законы Ньютона.
В современной физике подняты сложнейшие вопросы. Существует ли антивещество? Если да, то сколько его во вселенной? Надо ли считать, что его масса отрицательна? Могут ли частицы вещества перемещаться назад во времени?
Это лишь часть тех вопросов, над которыми работают ученые сейчас. Решение их займет многие годы. А затем на смену им обязательно придут новые проблемы.
И что…? Разве мы не верим физикам из-за того, что у них есть нерешенные проблемы? Верим, конечно. Атомные электростанции работают. Одного этого достаточно, чтобы не считать физиков обманщиками. Наличие же нерешенных проблем указывает на то, что нас ожидают блестящие открытия.
Точно также было бы абсурдом не верить Библии только потому, что в ней есть трудные места. Вместо этого нам лучше с большим усердием изучать ее, стремясь к решению проблем. Часть первая этой книги показала, что притязания Библии очень основательны. По мере чтения второй части вы увидите, что многие из возникших проблем уже разрешены. Каждый вновь решенный вопрос укрепляет позиции Библии: если многие возражения атеистов могут быть уже развенчаны, то разумно считать, что и остальные решатся.
Однажды маленький мальчик разговаривал с известным профессором. Потом он сказал своему отцу:
«Я не все понял из того, что он сказал».
«Это не удивительно!», – ответил тот с улыбкой.
Библия говорит нам, что Иисус есть Сын Божий, «образ Ипостаси Его» (Евр.1:3). Все, реченное Иисусом, сказано Богом (Ин.7:16; 14:24). Следовательно, разница между Иисусом и всеми остальными людьми даже больше, чем между мальчиком и профессором. Ясно, что было много такого, что евреям было не под силу понять в Иисусе. Но их реакция была неразумной: они использовали это для оправдания собственного неверия.
Начнем с того, что никто из «лучших людей» не последовал за Ним. «Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?», – таков был их резон (Ин.7:48).
Опять же, Он был так непредсказуем: вел себя так, как считалось негоже вести Себя Сыну Бога. Когда же они захотели оказать Ему честь, провозгласив Его царем, Он ушел (Ин.6:15). Когда преданный слуга хотел защитить Его мечом, то вместо благодарности услышал упрек (Мф.26:52).
На кресте Ему был предложен вызов: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф.27:42). Но Он даже не сделал попытки им ответить.
Нам теперь просто ответить на этот вопрос, мы знаем что «крест должен быть прежде венца», но евреи этого не понимали, они не видели целесообразности в действиях Христа.
К тому же, и Его прошлое выступало против возможности признания Его Мессией. Евангелия повествуют о том, как насмехались над Его низким происхождением (Мф.13:55), необразованностью (Ин.7:15) и над малым сроком, прошедшим со дня свадьбы родителей и появлением Иисуса на свет (Ин.8:41).
Оглядываясь назад, мы видим, что существует простое решение этих проблем. Но в то время ученики не были готовы ответить на них. Они могли лишь сказать: «И мы уверовали и познали, что ты – Христос, Сын Бога живого» (Ин.6:69).
Вообразите, что кто-то сказал бы им: «Почему вы так упорны в своей вере, когда с Иисусом связано столько непонятного?»
Вероятно, они могли бы ответить:
«Потому что есть столько, действительно, говорящего в пользу того, что Он – Сын Божий, – это и убеждает нас. Нас не волнуют проблемы. Конечно, есть многое, чего мы пока не понимаем. Но придет время, – и мы поймем».
И они были бы правы. Многие из проблем уже не являются таковыми. Книги Нового Завета дают нам их решение.
Также и со всей Библией. Позитивные свидетельства очень убеждают, хотя было бы легко воскликнуть: „Ну а как с нерешенными вопросами?“ Ибо, в первую очередь, легко было бы ожидать встречи человека с непонятным в Книге, пришедшей от Бога. Однако, будь все проще, то вопрос стал бы с не меньшей остротой: «Это слишком просто! Не может быть, чтобы это пришло от Бога Непостижимого».
К тому же, многие из так называемых проблем на самом деле не являются таковыми. Они всего лишь суть мелочные придирки людей, мало уделивших внимания изучению Библии. В конце концов, как мы скоро увидим, многое может быть объяснено вполне удовлетворительно.
Итак, мы готовы рассмотреть проблемы, беспокоящие людей, но сами мы ими вовсе не смущаемся; их наличие мы принимаем как само собой разумеющееся.
Истинно верующий не побоится взглянуть в лицо таким проблемам. Он сознает, что рассматривает их с позиции сильного. (Он хочет только, чтобы и атеист посмотрел бы фактам в лицо!)
Еще один последний совет: не прикрывайтесь фразой: «Это не может правдой, никто этому не верит, значит это неправда».
Этому мы тоже найдем возражение.