Харри Виттакер

" Изучение Библейских пророчеств. Видения в книге Даниила "   

1. Истукан Навуходоносора. Даниил 2

7. Овен и козел. Даниил 8

2. Сумасшествие Навуходоносора. Даниил 4

8. Семьдесят седмин. Даниил 9:24-27

3. Написание на стене. Даниил 5

9. Даниил и сильный Ангел. Даниил 10

4. Ветхий днями и Сын человеческий. Дан. 7,9,10,13,14

10. Редкий документ. Даниил 11

5. Четыре зверя. Даниил гл.7,1-7,17-23

11. Кульминация откровения. Даниил 12

6. Небольшой рог. Даниил 7

Приложение. Близость истории и Даниил 11  

 

1. Истукан Навуходоносора

Даниил, гл.2

 

Из-за того, что всё основное в этой главе книги Даниила настолько давно известно и хорошо знакомо, самое важное в этом откровении зачастую просматривается быстро и поверхностно. А потому единственной веской причиной для того чтобы потратить на него время может быть лишь мысль о том, что некоторые привычные толкования царского сна с истуканом, просто не верны.

«Ты – это золотая голова!» объясняет настойчивое желание Навуходоносора получить разъяснения того, что он видел. Само собой, что он и раньше видел сны, много снов, которые, если не забывались сразу, не заслуживали особого внимания. Этот же засел у него в памяти и не давал покоя. Ибо в нем царь видел истукана, в котором узнавал самого себя: «Ты – это золотая голова!»

Слова, «слово отступило от меня», приводят многих в замешательство, ибо «слово отступило от меня» далеко не равнозначно – «я забыл, что мне снилось»! Если бы он и вправду забыл сон, он бы не настаивал на его толковании. «Слово отступило от меня» было предисловием к приговору: «Либо вы расскажите мне сон и значение его, либо я отрублю вам головы».

Очевидная сумасбродность такого требования (каким его видели разнообразные дворцовые волхвы и Халдеи) заключалась в подозрительности царя. «Вы собираетесь сказать мне ложь и обман, пока минет время». Последние слова звучат особенно зловеще, если вспомнить, что «времена» в то время исчислялись от начала царствования того, или иного царя (напр., гл.2,1). А потому за словами, «пока минет время», подразумевалось воцарение нового царя. Ведь эти «мудрецы» вполне могли ответить на противоестественное всем их установленным правилам чародейств и гаданий требование, ложкой стрихнина в чашке утреннего чая своего господина.

Навуходоносор не был дураком.

Над Даниилом и тремя его товарищами нависла та же самая угроза, ведь и они принадлежали к тому же самому сословию. Им нужно было обладать огромной верой, что их Бог сможет ответить в минуту опасности.

Навуходоносора должно быть немало удивила и развлекла спокойная уверенность этих молодых людей в том, что они могут выполнить все его жесткие требования.

Можно представить себе насмешливый взгляд царя, когда на следующее утро перед ним предстал Даниил. Однако стоило лишь этому юному еврею начать говорить, как царь, сидя на краю престола, замер с широко открытыми от удивлениями глазами: «Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан…» Н-да, здесь не было и намека на шарлатанство.

Всего за несколько минут царь мог убедиться, что этому молодому пророку можно верить, а потому Навуходоносор теперь знал, что он может целиком и полностью положиться на предложенное ему за тем толкование (чего, к огромному сожалению, совсем нельзя сказать о толкованиях нашего столетия!)

То, что части этого замечательного истукана представляют собой последовательность империй, вряд ли можно сомневаться. И, если бы в этом видении не было ничего, кроме хронологии, то толкование его было бы просто замечательным.

Вавилон – Персия – Греция – Рим. Вот традиционная историческая последовательность толкования. Да и состав истукана на удивление, как нельзя кстати, подходит ко всем им.

Однако при этом почему-то стараются не замечать две неувязки:

а) почему это вдруг, ни с того ни с сего, объектом пророчества внезапно становится история мира сего, тем самым резко отличаясь от всех остальных ветхозаветных пророчеств?

б) и почему эта последовательность империй настолько явно не полна?

На последнее нужно обратить более пристальное внимание, ибо с тех пор, как закончила свое существование четвертая империя (Рим), мир видел много других, таких же великих и могучих, как и те четыре, предшествовавшие им. Империя Чингисхана занимала всю Азию. Владычество Испанского короля Филиппа II простиралось на большую часть Европы, на всю Центральную Америку и часть Южной. В сравнении с его мощью и великолепием Вавилон смотрится довольно-таки бледно. Гений Наполеона побеждал любую армию, встречавшуюся у него на пути. Победы Александра Македонского – ничто в сравнении с ним. В течение двух столетий на географических картах всего земного шара бросалось в глаза изобилие цвета Британской империи. Она во всех отношениях, и это очевидно, была намного величественнее всех тех четырех, взятых вместе.

А потому, если видение Навуходоносора представляет из себя сжатую мировую историю, то в чем причина таких очевидных пропусков? Само видение было исключительно и на удивление точно. Но почему не полно?

Если повнимательнее приглядеться к отдельным деталям истукана, то можно найти полный и удовлетворительный ответ.

a.     «После тебя (Навуходоносор) восстанет другое царство, ниже твоего» (ст.39). И это всё, что было сказано здесь о Персии. Причина проста: с самого начала царствования Навуходоносора Мидяне и Персы причиняли империи не мало хлопот. За очень короткое время их агрессивность стала особенно заметной. А потому было даже как-то неловко подробно останавливаться на этой серебряной части истукана. Необходимо также заметить, что «ниже твоего» неверное высказывание о империи Персов, ибо они были намного лучше организованы, сильнее, да и просуществовали дольше Вавилонской. «Ниже твоего» – ниже на истукане. Что, кстати, показывает последовательность хода толкования этого видения Даниилом.

b.     «И еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею». Однако Греческая империя не владычествовала надо всей землей, и даже не владела всем цивилизованным миром того времени. Здесь, как впрочем и почти во всей Библии (одинаково как в Ветхом, так и в Новом Заветах), под словом «земля» следует понимать землю Израильскую. Как следует понимать слово «земля» можно определить только из самого текста. Здесь же понятно, что речь идет о положении Иудее во времена Александра Македонского.

c.     Самое интригующее из всех, описание подробностей «железного» Рима: «Как железо разбивает и раздробляет все… будет раздроблять и сокрушать» (ст.40). Однако, положа руку на сердце, надо признать, что такая характеристика совсем не подходит Риму. Ибо там, где проходили Римские легионы, за ними неотступно следовали законность и порядок. “Pax Romana” привносил в цивилизацию мир и надежную власть. Однако в этом, принимаемом всем миром правиле, было и одно досадное исключение. Палестинские Иудеи оказались очень беспокойными жителями одной из Римских провинций, испытывавших терпение Римских властей вплоть до 70 года по Р.Х. (и еще раз в 135 г.), когда все города и селения были безжалостно опустошены. Только тогда, и только в случае с Израилем, сбылось пророчество, «будет раздроблять и сокрушать».

В этих подробностях содержится очень важный ключ к разгадке сна Навуходоносора. Это не было откровением мирового хода истории. Это было откровение последовательности языческой власти, под которую подпадал на своей земле народ Божий. И было оно дано царю Вавилонскому по причине того, что он стал первым, кто включил землю святую в свою империю (у Сеннахирима сделать это не получилось, а потому Ассирия и не вошла в этот список).

Теперь можно заострить внимание и на еще одном ошибочном, но привычном, толковании Даниила 2. Вот уже несколько поколений убеждены, что персты ног частью железные, а частью глиняные, частью крепкие, а частью хрупкие олицетворяют собой разделившуюся Римскую империю периода (примерно) с 7-го века по наше время. Кто входит в этот десяток? Обширное поле для различных догадок. В «Надежде Израилевой» Д-р Томас предлагает на выбор два отдельных списка. На сегодняшний день ни один из них, естественно, не годится. И наконец, в «Толковании Даниила» он приходит к мудрому выводу, что до последних дней не возможно с полной уверенность назвать эти десять государств.

Не стоит забывать о том ключе, который был нами только что обнаружен – видение было об угнетении Израиля на святой земле. Когда, наконец, они были рассеяны широко и далеко, их история (Божественная история) резко прервалась и не возобновлялась до тех пор, пока не возникло Сионистское движение наших дней. И только теперь, после возрождения Сионизма, видение о Божественной истории Его избранного народа, опять может значить хоть что-нибудь. Другими словами десять пальцев, крепких и хрупких, не олицетворяют длительный период Европейской истории (любимая мысль многих толкователей, зиждущихся на политической подоплеке), а представляют собой десять врагов Израиля, которые будут угнетать государство Израильское в последние дни – непосредственно перед столкновением с Камнем, Мессией.

Ну, а то, что этот «камень» символизирует Мессию, не приходится сомневаться. Объяснение самого Даниила достаточно ясно: «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится» (ст.44). Да и Сам Иисус сравнивал себя с камнем, когда говорил: «И тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (ст.35; Мф.21,44).

Остальное нуждается в пояснениях.

Например, кто отторгнет камень «от горы не руками» (ст.45)? Из последних слов явствует, что это будет сделано Божеством, а не человеками. Однако привычное толкование об отторжении от горы человечества, похоже, не находит прочной Библейской основы.

Более правдоподобно кажется то, что здесь просто подчеркивается божественность этого действа. Хорошо известно, что в Вавилонском пантеоне было божество по имени «Великая гора». Навуходоносору такое толкование было бы понятно.

Мысль о длительном временном перерыве, несмотря на то, что причина его дается в самом пророчестве, у многих вызывает серьезные трудности. Однако не стоит забывать, что многие пророчества о Мессии содержат в себе точно такой же разрыв: Лк.21,24,25; Мих.7,10,11; 5,2-5; Зах.9,9-11; Ис.61,2 (?). Следует особо отметить, что подобные перерывы в других пророчествах Даниила (гл.8,9,11) большинством комментаторов принимаются без каких бы то ни было затруднений.

Возможно ли определить, кем являются эти десять пальцев, десять государств, десять царей? Во-первых, поскольку камень сначала ударяет в ноги, то эти десять должны быть врагами Провидения Божия в последние дни. В Откр.17 подкрепляется этот вывод, когда говорится, что эти десять царей «будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их» (Откр.17,14). И это было главным аргументом д-ра Томаса в идентификации десяти врагов Израиля последних дней. Возможно, что об этих десяти так же говорится в Дан.7,7,8; Пс.82; Ис.13-23; а также, может быть и в Иез.38.

Два момента помогают немного приблизиться к пониманию этих десяти. «Как железо не смешивается с глиной», «они смешаются через семя человеческое» (ст.43). Дважды произнесенное слово в этом стихе – это слово «араб». Случайность, или нет? Арабы получили свое название из-за того, что они составляют смешанное потомство от Измаила, Лота и Исава[1]. «Они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим». Возможно, хотя и под большим вопросом, арабы в последние дни будут восстанавливать государство Израильское, но «на расстоянии вытянутой руки», не смешиваясь, с Израильтянами.

Можно возразить, что образ «железа и глины» никак не связан с продолжением Римской империи («голени железные»). И это действительно так! И здесь не стоит упускать из вида толкование самого Даниила: «Частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа». Другими словами, речь здесь не идет лишь о Риме, а о железной крепости, о силе царства.

 

 



[1] Больше о враждебности арабов к Израилю в последние дни можно узнать из «Евреи, Арабы и Библейское пророчество» (Гарри Виттакер)