Харри Виттакер

" Изучение Библейских пророчеств. Видения в книге Даниила "   

1. Истукан Навуходоносора. Даниил 2

7. Овен и козел. Даниил 8

2. Сумасшествие Навуходоносора. Даниил 4

8. Семьдесят седмин. Даниил 9:24-27

3. Написание на стене. Даниил 5

9. Даниил и сильный Ангел. Даниил 10

4. Ветхий днями и Сын человеческий. Дан. 7,9,10,13,14

10. Редкий документ. Даниил 11

5. Четыре зверя. Даниил гл.7,1-7,17-23

11. Кульминация откровения. Даниил 12

6. Небольшой рог. Даниил 7

Приложение. Близость истории и Даниил 11  

 

4. Ветхий днями и Сын человеческий

Даниил, гл.7,9,10,13,14

 

Прежде чем погрузиться в изыскания по четырем зверям из 7-й главы, необходимо уделить некоторое внимание нескольким стихам из той же главы с описанием Небожителей.

Общепринято считать, что Ветхий днями – это прославленный Христос, а Сын человеческий – святые.

И это, если повнимательнее приглядеться, совершенно не верно. Одно то уже абсолютно не правильно, что имена здесь трактуются не принимая в расчет всех остальных мест Библии, где они встречаются. Кем еще может быть «Ветхий днями», если не Самим Вседержителем?! Сын же человеческий, естественно, - Господь Иисус.

Для начала докажем последнее.

a.     Иисус называет Себя «Сыном Человеческим» около 80 раз. Предпринимаются также не очень убедительные попытки связать это имя с Иезекиилем, который также называется «сыном человеческим» и с Пс.8,5. Второе, возможно, могло бы иметь какую-нибудь ценность, если бы не сравнение со следующим пунктом «b», понижающим эту ценность до нуля.

b.     «Знамение Сына Человеческого на небе… и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф.24,30). Это – Дан.7,13. Упоминание же в следующем стихе Ангелов – Дан.7,10.

c.     «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы (Ветхого днями?) и грядущего на облаках небесных» (Мф.26,64).

d.     «На облаке сидит подобный Сыну Человеческому… золотой венец… острый серп» (Откр.14,14). Сравните также с подобным «Сыну Человеческому… грядет с облаками» (Откр.1,13,7).

e.     «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7,56).

Нужно иметь мужество (безрассудность?), чтобы отрицать какую бы то ни было связь только что перечисленных мест с Дан.7,13. А ведь это – только начало. В Библии можно найти гораздо больше мест, которые говорят, что в этом видении Даниил видел Отца и Его прославленного Сына.

Например, очень много общего между видением Ветхого днями с запоминающимися описаниями восседающего на престоле Вседержителя в Иез.1,16-20,27 и Откр.4,3,5,6; 5,6,7. Другие места в Писаниях, рассказывающие о славе Яхве, о Его великолепии, об огне и колесах: Пс.103,2; 17,9-14; 49,1-4; 1Пар.28, 18. Тьмы Ангелов вокруг престола из Дан.7,10 сравнимы с Откр.5,11; Вт.33,2; Пс.67,18. Выходящая «огненная река», возможно, то же самое, что и «свод», «подобие работе из чистого сапфира», «море стеклянное» (Ие.1,25,26; Исх.24,10; Откр.4,6; 15,2).

Если же кто-то скажет, что «волосы главы Его – как чистая вóлна» (ст.9), одно и то же, что и образное описание прославленного «Сына человеческого» в Откр.1,14, то это ничего не доказывает, ибо Сам Иисус говорил, что «Сын Человеческий» придет «во славе Отца Своего» (Мф.16,27), а потому такое сходство вполне естественно.

Очень грубая ошибка видеть в «Сыне человеческом» этого пророчества «святых, истинных верующих». «И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное…» (Дан.7,14). «Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство – царство вечное» (ст.27). Сравнивая эти два места, обычно приходят к ошибочному выводу, что «Сын человеческий» - это святые. Такой вывод, мягко говоря, не дальновиден. Если царство дается Мессии, не означает ли это, что оно одновременно отдается и в руки Его святых? И что «доказывает» это?

Однако среди всех подобий находится одна важная, требующая разъяснений, разница. В первом месте говорится о «шествии» Сына человеческого, о Его «пришествии», возвращении на землю, тогда как Дан.7 и Откр.5,6,7 уже являют Сына Человеческого пред престолом Отчим.

Впрочем, этому есть простое объяснение. Два последних места (как и вознесение на облаке в Деян.1,11) рассказывают о славном принятии пред лицем Отчим вознесшегося Господа. А потому вполне возможно в Дан.7,13 небесное отражение дня очищения, когда первосвященник входит в Святое святых с облаком благовонных курений и с очистительною кровью приемлемой Жертвы. Нельзя настаивать на безоговорочном принятии такого толкования, но нельзя и исключать возможного прообраза Лев.16.