Харри Виттакер

" Изучение Библейских пророчеств. Видения в книге Даниила "   

1. Истукан Навуходоносора. Даниил 2

7. Овен и козел. Даниил 8

2. Сумасшествие Навуходоносора. Даниил 4

8. Семьдесят седмин. Даниил 9:24-27

3. Написание на стене. Даниил 5

9. Даниил и сильный Ангел. Даниил 10

4. Ветхий днями и Сын человеческий. Дан. 7,9,10,13,14

10. Редкий документ. Даниил 11

5. Четыре зверя. Даниил гл.7,1-7,17-23

11. Кульминация откровения. Даниил 12

6. Небольшой рог. Даниил 7

Приложение. Близость истории и Даниил 11  

 

5. Четыре зверя

Даниил, гл.7,1-7,17-23

 

Здесь, вне всяких споров и сомнений, образно предсказывается будущее четырех империй, которые были показано еще истуканом Навуходоносора. И все же пророк Господень видел это, правда с той разницей, что царь видел в видении образность блеска и могущества человеческого, тогда как Даниил – четырех ужасных зверей. Причина такого двойного и различного повторения видения просто объясняется в Быт.41,32.

Об этих четырех зверях сказано, что они вышли из моря. Кстати заметим, что уже предпринимались попытки истолковать их происхождение из Средиземного, или Великого моря. Чего быть не может по очень простой причине – такое толкование не подходит к Вавилону и Персии.

Более правдоподобно, что «море» – это «огненная река» (Дан.7,10), «свод» (Иез.1,25,26), «нечто подобное работе из чистого сапфира» (Исх.24,10), «море стеклянное» (Откр.4,6; 15,2) пред престолом Вседержителя. Другими словами, эти империи возникли и существовали всего лишь благодаря провидению небес. Здесь даже можно пойти еще дальше, предположив, что эти четыре отвратительных зверя олицетворяют собой четырех Ангелов Божиих, непостижимым образом творящих зло среди народов мира.

Так и напрашивается связать ст.3 с обетованием, данным Аврааму, о «песке морском» (Быт.22,17). Возможно, что это тонкий намек на то, что речь в пророчестве идет о земле Израильской, о семени Аврама и его врагах (ср. с Откр.13,1).

И подтверждение вывода о том, что четыре империи притесняли Израиль, находим в Ос.13,7,8, где стоит обратить особое внимание на, «они (Израильтяне) забыли Меня» и на, «погубил ты себя, Израиль» (ст.6,9).

Лев с птичьими крыльями был знаком Даниилу как образ Ассирии и Вавилона, ибо в обеих странах он символически охранял вход в храм и во дворец (толкование Библией см. в Иер.49,19; 50,17). Барельеф Кира в Персиполисе изображает Вавилон в виде льва с пропоротым мечом брюхом. В книгах Иеремии, принадлежавшей библиотеке Даниила (Дан.9,2), высказывается точно такая же мысль.

Этот зверь «стал на ноги, как человек, и сердце человеческое (было) дано ему» (Дан.7,4). Это уже было не пророчеством, а историей, напоминанием о том, что не так давно произошло с Навуходоносором (гл.4).

Медведь, зверь обитающий в горах, был легко узнаваемым образом угрожающе растущей могучей Персии. Персы представляли собой гораздо большую угрозу, чем Мидяне бывшие пред ними.

Все цари, подходящие под толкование, должны также вмещать в себя и «три клыка во рту у него, между зубами его» (ст.5):

a.     завоевателей с севера, упоминаемых в Иер.51,27;

b.     трех «крупных» завоевателей: Вавилон, Лидию и Египет;

c.     три направления, по которым шло завоевание: северо-восток, восток и юго-восток.

Третьим зверем был быстрый, крылатый барс – подходящий образ Греции. Всего лишь десять лет понадобилось Александру Македонскому для завоевания территории, простирающейся аж до Индии. Четыре крыла и четыре головы намекают на разделение империи на четыре, управляемые наместниками Александра, части.

Четвертым зверем, страшным и ужасным, и весьма сильным, несомненно является Рим. Возможно, что «большие железные зубы» – это то же самое, что и железные ноги у истукана, ну, а слово «сокрушает» встречается и там, и там (Дан.2,40).

О судьбе этих четырех животных кратко сказано, что «отнята власть их (ранее), и продолжение жизни дано им только на время и на срок» (Дан.7,12). Последнее слово, возможно, хотя и не бесспорно, указывает на пасху («время»), когда Рим начал осаду Иерусалима, закончившуюся пяти месячным «сроком», в течение которого святой город был попираем (также см. комментарии на восьмую главу Даниила).