> Все книги  >

"На Основах Библии"

Руководство для духовного роста

Данкан Хистер

Занятие 6 : Изучение Библии

6.1. Хлеб с небес6.6. Почему Библия смущает многих?6.8.2. Паралипоменон6.10.1. Прообразы: Иосиф и Иисус
6.2. Дом на скале6.7. Изучение Библии: как?6.9. Библейские студенты6.10.2 Вещи, о которых можно только догадываться: Совершал ли Израиль Пасху?
6.3. Слепцы6.7.1. Изучение Библии по вопросам6.9.1. Петр: неграмотный Библейский студент6.10.3 Вещи, которые можно только предполагать: Что случилось в Едеме?
6.4. Слишком ли мы академичны?6.8. “Скучные отрывки”6.9.2. Даниил: исследователь Библии высшего пилотажа6.11. То, что мы можем надеяться понять однажды: Вопросы с полей моей Библии
6.5. Язык Бога6.8.1. Книга Левит6.10. Изучение Библии

Адрес автора: info@hristadelfiane.org


6.9. Библейские студенты

6.9.1. Петр: неграмотный Библейский студент

Мы можем почти почувствовать восторг духа нашего Господа Иисуса, когда Петр сказал эти слова: “Ты – Христос, Сын Бога живого” (Мф.16:16). Имея человеческую природу, Господь Иисус, должно быть, страдал оттого, что Он был не понят, не узнан, и никто не знал, кем же Он был на самом деле. То, что Петр с такой искренностью выразил то, кем был Иисус, заставило Его ответить: “Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах” (ст.17). И затем Иисус продолжает Свою мысль словами: “Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее” (ст.18) – имя Петр означает “камень”. Вера Петра во Христа должна стать для нас всех примером. Пока Петр не сделал над собой персонального усилия, чтобы уверовать, он не дождался похвалы Господа. Бог не случайно выбрал Петра для того, чтобы открыть истинную природу Иисуса. Вера зависит от нашего усилия в ответе на Слово Божие (Римл.10:17). Вера Петра в миссию Иисуса прочно была связана с его вниманием к Слову. За это Христос похвалил его, рыбака, которого Он встретил по дороге в Кесарию.

Позже, мы видим другую сторону любви Господа к Петру. Это был кризис в служении Господа, когда “Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати (возможно, ком стоял у Него в горле): “…Не хотите ли и вы отойти?” Симон Петр отвечал Ему: “Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали, и познали, что Ты – Христос, Сын Бога Живого” (Ин.6:66-69). Обратите внимание на то, что снова вера Петра в миссию Иисуса зависит от его отношения к словам Христа. Именно поэтому он пристал к Нему, несмотря на свои духовные колебания, гонения, отчужденность и унижения, которые он испытывал от своих собственных братьев. Другими словами, Петр понимал, что Христос был его словами, Он был Словом, ставшим плотью (Ин.1:14). Пока мы не придем к такому же заключению практически, на своем собственном опыте, у нас не будет причин поступать так, как поступал Петр.

‘Симон' означает ‘слышащий', кто слышит. Это была одна из его отличительных характеристик. Я бы хотел, чтобы мы приняли к сведению несколько моментов, касающихся отношения Петра к Слову.

•  Сначала мы должны отметить глубину знания Ветхого Завета, которую имел Петр. Взгляните на Мф.16:22: “И отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!”, Петр здесь цитирует Ис.54:10, где сказано (Септуагинта) о милости к людям. Неграмотный рыбак, он размышлял, думал над словами, которые Иисус говорил им в синагоге. Мы осведомлены о том, что в предыдущем стихе (ст.21) Иисус объяснял, что отрывки, подобные Ис.53, как бы предвещают страдание и воскрешение Христа. Петр цитирует в ответе следующий стих, в том же контексте. Если Петр понимал, что Иисус был Мессией Ветхого Завета, то для него было, в самом деле, серьезным делом отговаривать Иисуса от выполнения Его предназначения. Даже Христос упрекнул Петра в том, что он искушает Его как противник (сатана). Петр неправильно толковал Писание, чтобы показать легкий выход из положения.

•  Другой пример уместного цитирования Ветхого Завета показан нам, когда Христос попросил Петра убить и есть нечистых животных. Он ответил, цитируя Иез.4:14, где Иезекииль отказывается кушать подобную пищу, и спрашивает об этом Ангела. Возможно, Петр видит в себе противоположность Иезекиилю в своем свидетельстве против отказа Израиля от Слова Бога во Христе (Иез.4:16 – пророчество о разрушении Иерусалима в 70 году н.э.). ‘Подобно, как Бог сделал Иезекиилю уступку относительно этой заповеди: вкушать нечистую пищу', решил Петр, ‘Возможно, Он сделает уступку и мне'. Но Господь хотел научить Петра гораздо большему, чем открыл Иезекиилю.

•  Непоколебимое уважение Петра к слову Божьему, видно, когда он начал тонуть около лодки в Галилейском море; борясь со своей человеческой природой, он постоянно взвешивает, позволяют ли ему амбиции духовно выстоять в бушующем море жизни. Лишь Слово Христа, когда оно непосредственно перед ним, дает ему возможность совершить духовный прыжок. Он кричит, стараясь перекричать шум ветра: “Господи, если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде” (Мф.14:28). Другими словами: ‘Если Слово Твое будет передо мной, я пойду; без него – я не пойду'. Сколько в нас духовного честолюбия? Теснимся ли мы у бортов корабля, или прилагаем усилия для спасения, не обращая внимания на Слово Христа?

•  Проповедование Петра в Деяниях включает в себя цитаты из Ветхого Завета – возможно, он размышлял над этим, когда еще был рыбаком, а затем бродил по Галилее в течение 3,5 лет.

•  Он был одним из немногих, кто уловил действительное значение чудес Господа о насыщении хлебом, и того, что за этим последовало. Господь сказал, что Он – хлеб жизни, от которого человек вкушает и живет вечно. Замечание Петра о том, что только Господь имел Слово вечной жизни, показывает его понимание, что слова Господа Иисуса были неотъемлемой частью, реальностью, а не чудом (удивительно, что это пришло в голову рыбаку; Ин.6:51 ср. ст.68).

•  Несмотря на то, что он всю ночь трудился и ничего не поймал, Петр смог подчинить свою природную мудрость, чувство своей ничтожности, чувство раздражительности и превосходства, которые присутствуют в каждом опытном рабочем человеке: “… по слову твоему закину сеть” (Лк.5:5). Похожая запись встречается в Мф.4:18, описывая, как Иисус призывал учеников после искушения в пустыне. Мы узнали из Ин.1:41,42, что именно брат Петра, Андрей, был первым, кто рассказал Петру об Иисусе, и привел его на встречу с Иисусом. Все дело в том, что в то время, когда он был призван (будучи рыбаком), он знал, возможно, очень мало о словах Иисуса. Он слышал о Нем, слушал Его несколько раз раньше. Где же Петр почерпнул то громадное уважение к слову Христа, продемонстрированное им, когда Христос призвал его? Ответ, должно быть, заключается в том, что он размышлял, глубоко обдумывал те слова, которые слышал и понял. Петр пришел к выводу: Тот, Кто сказал эти слова, заслуживает того, чтобы отдать Ему все. Наш доступ к Слову Бога не заставляет нас больше размышлять, у нас есть доступ – услышать Слово Бога, хотя другие поколения не имели такой возможности. Мы можем слушать отрывки из Писаний, записанные на аудиокассеты, использовать магнитофон, анализировать Писания с помощью компьютера, существуют записи песен и псалмов, можно читать карманную Библию, когда мы читаем или путешествуем… мы можем и могли бы делать все это. Но я чувствую, что мы не в полной мере используем свои возможности. Почему именно наше поколение избрано Богом, и именно нам дана возможность приблизиться к Богу через Его Слово? Наверняка потому, что мы подвергаемся таким искушениям, которых не знали предыдущие поколения. Это жизненно важно для нашей вечной судьбы, мы должны извлечь максимальную пользу из предоставленных нам возможностей. Мы должны буквально напичкать наши сердца и наш разум Словом Божьим. Наверняка Петр слушал бы кассету с записью книги пророка Исаии, когда рыбачил, имей он устройство для воспроизведения записи. В своем рыбацком домике он наслаждался бы кассетами с Псалмами, заражая жену и детей своим рвением; Мк.10:10,15 – предполагает, что в доме Петра были дети. В немногих домах христадельфиан чувствуется такая атмосфера.

•  Имея такое предисловие, мы не удивляемся, когда читаем, что нервный Петр, услышав, как Илия и Моисей говорили с Иисусом от имени Бога, не “знал, что сказать” (Мк.9:5,6). Он был напуган, находился в духовном экстазе, его искренним желанием было сделать три кущи, чтобы чудо продолжалось. Петр слышал слова, которые предназначались для поддержания Сына Божия, боялся своей собственной человеческой природы, иногда он, очевидно, не понимал глубины славы, которую являло Слово Бога, хотел чего-то большего, хотел наслаждаться тем, что видел. Разве наше чувство собственной греховности, наша жажда к Слову Бога не такие, как у Петра?

•  Годы спустя Петр писал по этому поводу: “И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали… и притом мы имеем вернейшее пророческое слово… вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику” (2Пет.1:18,19). Отметьте прогресс Петра в понимании этого. Петр считает особой честью для себя, что он мог слышать слова, которые Бог напрямую предназначал для Иисуса. Что еще более замечательно, так это то, что слово пророческое, которое мы все слышали – откровение славы Бога чудеснее, чем преображенное слово Бога. Начали ли мы постигать смысл того чуда, которое было явлено Петру на горе? Смысл перелома, настоящего духовного преобразования в постижении земных вещей Божественным путем, в стремлении, чтобы путь этого познания был бесконечным, даже если мы понимаем, что постигаем лишь частичку человеческого откровения?

•  Павел был героем для Петра, отчасти потому, что духовная глубина его Писаний “по данной ему премудрости” от Бога (2Пет.3:15,16). Павел пришел к тому же заключению, что и Петр: Писания, обращенные к Христу, адресованы непосредственно и к нам, которые во Христе. Так Павел делает заключение: “Ибо и Христос не Себе угождал, но как написано: “…злословия злословящих Тебя пали на Меня”. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление…” (Римл.15:3,4). Так Павел отметил хорошо известное пророчество о Мессии (цитирует Пс.68:8), относя его к Христу, а затем говорит, что оно написано для нас . Это искреннее убеждение Петра, что слова, которые были произнесены для Христа, были сказаны также и для нашей пользы. К пророческому Слову, которое мы имеем, нужно относиться подобным же образом, как если бы мы были с Петром на горе, слушали слова Моисея и Илии, обращенные к Иисусу Христу.

•  Оценивая степень преданности Петра словам, обращенным к Иисусу, мы можем со всей полнотой понять духовную и эмоциональную трагедию человека, отрицающего, отвергающего Христа. Он не обращает внимания на слова Христа – предупреждение, касающегося духовной слабости самого Петра. После того, как трижды пропел петух “Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему…” (Лк.22:61, “как” может относиться к физической манере, в которой Христос разговаривал с Петром так же, как и к содержанию сказанного).

•  Получив видение, которого Петр не понял, он “недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел…” (Деян.10:17,19). Его стремление к пониманию было вознаграждено. Вероятно, откровение было сначала дано ему, так как другие не были готовы к принятию Слова.

•  Когда Ангел сказал Петру: “Опояшься и обуйся… иди за мною” (Деян.12:8), он ссылается на слова Господа Петру, что когда он будет старый, другие опояшут его и поведут на смерть (Ин.21:18). Но Ангел сказал тогда, что время смерти Петра еще не пришло. Урок в том, что уверенность и спокойствие, взятые Петром со слов Ангела, пропорциональны степени его размышления над пророчеством Господа. Так и с нами.

Петр, который является для нас образцом веры, был рабочим человеком. Он понимал это, но не боялся упрекать интеллектуалов высокого полета, которые разваливали церковь первого века. Он сравнивал свой упрек по отношению к ним с тем, как “бессловесная ослица” проговорила “человеческим голосом”, упрекая Валаама (2Пет.2:16). Он сравнивал себя с ослицей, которая получила вдохновение. У Петра не было высокого интеллекта, но рвение, с которым он относился к Слову Бога заставляет нас краснеть за себя. В то время, когда прогресс достиг своей вершины, кажется, что большинство церкви Христа составляют образованные люди. В этом я вижу огромную опасность. Человек, который, возможно, даже не умел читать, который, возможно, писал свои богодухновенные письма под диктовку, так как сам писать не умел, имел рвение к пониманию Слова, да такое, что заставляет нас стыдиться за себя. Павел правильно отметил, что Бог выбрал слабое, чтобы смущать великое, могущественное. “Простое, немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное” (1Кор.1,2). У меня такое предчувствие, что Павел думал о Петре, когда писал письмо рабочим людям в Коринфе (1Кор.1:26). Глубокое взаимное уважение между ученым Павлом и рыбаком Петром – настоящая работающая модель для нашей экклесии.

Петр является большой поддержкой для тех, кто считает, что Библия – выше его понимания. Если в нас живет истинная любовь ко Христу, мы будем любить Его слова, потому что Он отождествляется со Своими словами. Так Бог – Его Слово (Ин.1:1); любить Бога – значит любить Его Слово. Если мы любим Христа, мы будем хранить Его Слово (Ин.14:15,21; 15:10). Это, очевидно, относится к множеству отрывков Нового Завета, в которых говорится о том, что любовь Израиля к Богу проявляется через выполнение Его заповедей (Исх.20:6; Вт.5:10; 7:9; 11:1,13,22; 30:16; Нав.22:5). Израилю также было сказано, что все Божьи заповеди являются проявлением любви (Вт.11:13; 19:9). Итак, здесь мы видим логический цикл: мы любим Бога, исполняя Его заповеди, Его заповеди основаны на любви. Так, любовь – выполнение законов Бога; как Нового, так и Ветхого Заветов (Римл.3:10). Довольно легко рассматривать отношения с Богом и Христом как вопрос послушания Их словам, это проверка нашей духовности. Сравнение Бога с человеком может привести к такому выводу; если бы мы были Богом, мы бы утвердили какую-то разновидность письменных тестов для наших созданий: ‘Делай это, а если не сделаешь, я буду знать, что ты не любишь меня'. Но Бог Славы не поступает так, Он выше этого. Он – Его Слово. Если мы любим Его, мы будем стремиться знать Его Слово, мы будем пребывать в нем, мы будем применять его в нашей повседневной жизни, стараясь изо всех сил. В нашем стремлении познать бесконечность Бога, мы теряем из виду духовность Его слов. Но Он ценит это. Наше отношение к Его Слову – индикатор наших “любовных” отношений с Богом. И тогда чтение Его слова не будет для нас скалою, на которую нам нужно взбираться; это будет естественной частью нашей жизни, такой же естественной, как наше желание принимать пищу; и даже более того (ср. Иов 23:12). Но наше отношение к Слову должно быть более серьезным , чем к нашей ежедневной физической пище.